Основными задачами психологической работы по обеспечению боевого дежурства





С учетом данных факторов психологическая работа по этому направлению имеет свою специфику. Основными задачами психологической работы по обеспечению боевого дежурства и караульной службы являются:

- всестороннее изучение социально-психологических условий боевой деятельности, выявление негативных психологических факторов, влияющих на психику военнослужащих, и выработка практических рекомендаций по их профилактике и преодолению;

- выявление психологических качеств и состояний военнослужащих, препятствующих возможности несения ими службы, а также оценка психологической совместимости личного состава дежурных смен (боевых расчетов, караула);

- обучение военнослужащих приемам психической саморегуляции, обеспечивающим возможность активизировать служебную деятельность и профилактировать возникновение негативных состояний;

- восстановление психических и физических сил военнослужащих после смены с боевого дежурства, караула.

Психологическую работу, проводимую офицерами подразделений, должностными лицами и психологом части можно разделить на четыре основных этапа:





1. Организационный этап.

На этом этапе психологом части проводится психологическое изучение военнослужащих и состояние межличностных отношений в воинских коллективах (ежеквартально),  инструктивно-методические  занятия с командирами и личным составом.  По итогам изучения командиру воинской части предоставляются списки военнослужащих, не рекомендованных  для несения боевого дежурства и караульной службы. Основанием для включения в данный список является наличие у военнослужащего  нервно-психической неустойчивости. С учетом рекомендаций психолога издается приказ по  воинской части  «О  составе дежурных боевых смен».

Кроме того, психологом части проводятся практические занятия с военнослужащими по ознакомлению и обучению их приемам и методам психической саморегуляции.

2. Этап подготовки к несению службы (начинается за 2 — 3 дня  до заступления на боевое дежурство, в караул) .

В этот период деятельность должностных лиц должна быть направлена  на  подбор  личного состава и расстановку его по сменам и постам. Офицерами подразделений проводится невключенное,  открытое наблюдение с целью выявления военнослужащих с признаками повышенной нервно-психической напряженности и проведения с ними дополнительного углубленного психологического изучения. Особое внимание уделяется таким проявлениям, как повышенная рассеянность, несобранность, заторможенность, нескоординированность действий, повышенная раздражительность, конфликтность, уныние, апатия, тревожность, быстрые колебания настроения, быстрая утомляемость.

Углубленное психологическое   обследование   военнослужащих, осуществляет психолог  части,  по  результатам которого оценивается реальная психологическая  готовность  и  морально-психологическое состояние  личного состава,  заступающего на боевое дежурство,  в караул .

3. Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле.

В ходе несения боевого дежурства,  караульной службы с военнослужащими из состава отдыхающей смены проводятся психогигиенические  и  психопрофилактические  мероприятия  (психологическая гимнастика,  психотренинги, сеансы нервно-психического восстановления и др.). Мероприятия проводят специально подготовленные психологом военнослужащие.

В ходе несения, проверки боевого дежурства, караульной службы офицерами проводится включенное, скрытое наблюдение за внешними проявлениями эмоциональных состояний  личного состава. В конце проверки оформляется специальный план-схема наблюдения. Целью наблюдения является выявление военнослужащих с повышенной психической нагрузкой.