Норма психического здоровья военнослужащего и возможности психокоррекции в армейских условиях





Под нормой психического здоровья военнослужащего понимается совокупность определенных потенциалов организма, позволяющих успешно выполнять профессиональную деятельность. Требования к норме психического здоровья личного состава вооруженных сил имеют свои особенности в различных видах и родах войск, опосредованы мирными и военными условиями воинской деятельности, другими факторами.

Психическое здоровье рассматривается как неотъемлемая, составная часть здоровья человека, куда входят духовная и соматическая составляющие.

Норма психического здоровья тесно связана с уровнем духовного развития и соматическим состоянием военнослужащего на конкретном этапе воинской службы, с особенностями выполнения профессиональных задач в условиях мирного и военного времени. Так как эти три составляющих неразрывно взаимосвязаны, то должностному лицу очень важно знать и уметь выявлять закономерности их взаимного опосредования.

Основу общей готовности военнослужащего к выполнению предстоящих действий отражает его соматическое состояние. Чаще, командиры различных степеней, учитывают именно этот внешний показатель.
Духовный компонент выражается через проявление идейной убежденности и мотивов поведения военнослужащего.
Психический компонент, собственно психическое здоровье, представлен уровнем проявления психических реакций, адекватностью поведения и общего психологического состояния военнослужащего.
Основные направления психотерапевтической помощи военнослужащим:

психодиагностика состояния военнослужащего, подвергшегося воздействию психогенных факторов. Цель психодиагностики заключается в том, чтобы определить наличие характерных симптомов и синдромов психического расстройства, уточнить причины данного расстройства, принять решение о дальнейшем должностном предназначении и характере психологической помощи данному военнослужащему. Основу включения военного психолога в психотерапевтическую работу составляют изменения результатов профессиональной деятельности, жалобы самого военнослужащего итоги командиров и сослуживцев, результаты тестирования и др.;

психологическая помощь военнослужащему, нуждающемуся в ней, осуществляется психологом-практиком в условиях мирного и военного времени. Результаты его деятельности будут опосредованы такими переменными как:





а) Наличие и особенности психологического просвещения военнослужащих;
б) Продолжительность участия военнослужащих в боевых действиях;
в) Характер боевых действий и мотивационная готовность участия в них;
г) Условия проведения психотерапевтической работы и наличие положительного эмоционального настроя у конкретного военнослужащего и др.

Основу психотерапевтического воздействия может составлять методика «Статус-3″, основные положения которой, включают следующие направления:

создание условий «отключения» военнослужащего от воздействия психотравмирующих факторов;
выявление доминирующих желаний и потребностей военнослужащих;
в состоянии релаксации, гипнотического погружения сформировать образ поведения, социального статуса и психического состояния близкого к ранее сформированному, эмоциально-положительному образу;
закрепить данный образ через приемы «якорения», взаимосвязанный с результатами боевых действий, межличностными взаимоотношениями, прошлым опытом;

психологическое сопровождение включает оказание психологической помощи, отражение результатов изменения психического состояния военнослужащего в специальных психологических картах.

Одно из направлений психотерапии в армейских условиях представляет психологическое консультирование. Данное направление работы военного психолога может носить индивидуальный или групповой характер. Задача психотерапевтической помощи состоит не только в разработке рекомендаций конкретному военнослужащему, нуждающемуся в изменении психосоматического состояния, но и обучении его методам контроля и саморегуляции. Для реализации поставленной задачи необходимо четко определиться в типологических чертах военнослужащего, т. е. прежде чем начать какое-либо управленческое воздействие, желательно выявить доминирующие каналы получения информации конкретной личности.

Не секрет, что большинство информации окружающей действительности человек получает с помощью зрения. Существует определенная категория людей, которые принимают решения только после того, как они увидят то, о чем им говорят. Эта категория военнослужащих нуждается в зрительной информации. Возникает вопрос, как определить таких военнослужащих, а следовательно, как иметь максимальное воздействие на них.
Эта группа людей, которая склонна говорить громче, чем другие, решения принимают быстро долго не раздумывая, стараются показать себя, быть на виду, нуждаются в психотерапевтической помощи гораздо реже, чем другие. Смена обстановки, устранение воздействующих факторов приводит к изменению психосоматического состояния. Психотерапевтическая помощь проявляется быстро, интерпретация предыдущего состояния характеризуется искажением. Для повышения психокоррекционного воздействия, на данную категорию военнослужащих, необходимо кратко излагать свои мысли, говорить готовые выводы, использовать свои возможности решения конкретной проблемы, больше показывать, чем рассказывать.

Определенная часть военнослужащих ориентируется на свой опыт, расчеты, умозаключения. Это люди интроверты. Отличительными признаками их являются: медлительность, расчетливость в действиях, умение выслушать собеседника, скептическое отношение к внешним показателям и др. Такие военнослужащие редко говорят о своих проблемах. Внешне незаметны, часто долго задумываются, прежде чем высказать свое мнение. При получении психотравмирующего воздействия чаще «уходят в себя». Внешне проявляются безразличие, апатичность. Нервно-психическая неустойчивость носит скрытый характер.
Психотерапевтическая помощь данных категории военнослужащих не должна носить директивный характер. Наибольшая эффективность достигается в ходе индивидуальных бесед имеющих четкий план, взаимопонимания, утверждения правильности ранее сформированных идей и ценностей. Хорошие результаты достигаются включением военнослужащих в интеллектуальную деятельность.

Третьим, доминирующим каналом получения информации для принятия решения выступают чувства. Чаще это выражается обыденным термином «что я буду иметь? » Определенная часть военнослужащих склонна ориентироваться в процессе воинской службы на удовлетворение своих чувств. Они буквально «живут» удовлетворением своих потребностей. Их не устраивают долгие размышления, внешние показатели воинской службы. Ориентация идет на удовлетворение своей эмоционально-чувственной сферы. В условиях воздействия психотравмирующих факторов, данная категория военнослужащих может проявлять полное безразличие, инертность, ситуативное согласие, либо быть агрессивными, злобными действовать эпизодично.
Внешне, в обычной обстановке, эти военнослужащие неторопливы, рвения в службе не проявляют, чаще соглашаются, чем отстаивают свои позиции, активности не показывают.

Психотерапевтическая помощь данной категории военнослужащих заключаются в предоставлении им отдыха улучшенного питания возможности быть рядом с теми, с кем участвовали в экстремальных ситуациях.
В целом, все психокоррекционные процедуры: диагностика, психопрофилактика, психологическое сопровождение должны решать проблему восстановления нормы психического здоровья, что позволяет осуществлять управления воинскими подразделениями с наибольшей эффективностью.