ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БОЕВЫХ МАШИН ЛЕТОМ





В летнем периоде обучения интенсивно используется бронетанковая и автотракторная техника, Это требует от личного состава, и в первую очередь от водителей, твердых знаний   особенностей летней эксплуатации САУ бронетранспортеров, тягачей и автомобилей.

Летом повышается температура воздуха, появляется много пыли. Эти факторы оказывают вредное влияние на эксплуатацию  машин.   Высокая температура окружающего воздуха создает напряженный температурный режим работы, агрегаты и механизмы перегреваются.   А пыль, проникая в механизмы, вызывает быстрый  износ   металла, затрудняет теплоотдачу,   нарушает нормальное охлаждение машины. Как же снизить вредное действие этих факторов?

Представим себе, что САУ движется по сухой разбитой трассе полигона. Поднятая ею пыль достигает довольно большой концентрации (3—5 г. в одном кубическом метре). И как вы думаете, сколько ее попадает в двигатель?   Самые элементарные подсчеты показывают — несколько  килограммов. Смешавшись с маслом, она способствует быстрому износу цилиндров, поршней и других деталей. Исследованиями установлено, что один грамм пыли, попавший в цилиндр двигателя, вызывает  износ стенки на 0,01 мм. и падение  мощности на  0,5 процента. Даже при относительно небольшой запыленности воздуха (0,015 г. на куб. метр) износ гильз цилиндров ускоряется примерно в три раза. Больше того, двигатель может выйти из строя через несколько часов работы и при более благоприятных условиях. Скажем, если только 10 процентов неочищенного воздуха попадает в двигатель.

Может быть эти цифры и факты знакомы водителям, но о них стоит еще раз   напомнить, чтобы показать, какая это небезопасная вещь — пыль. Вот почему очень важно правильно и своевременно обслуживать воздухоочиститель   любой машины, а САУ— особенно.

Прежде всего, надо позаботиться о том, чтобы не было подсоса воздуха между головкой и корпусом воздухоочистителя, а также исключить не плотное соединение  дюритов. Делается это при сборке воздухоочистителя. Может случиться, что воздухоочиститель правильно собран, а в двигатель все же попадает неотфильтрованный воздух. Это — результат неправильной промывки и промасливания кассет. Кассеты воздухоочистителя работают нормально тогда, когда они покрыты масляной пленкой необходимой толщины, способной удерживать частицы пыли.

Ее можно  создать только на чистой и сухой проволочной набивке.  Для этого после промывки кассет дизельным топливом надо дать стечь ему, а лучше продуть сжатым   воздухом.  Неплохие результаты дает промывка кассет в бензине.  В этом случае маслоемкость возрастает на 50 процентов по сравнению с тем, когда кассеты промываются дизельным топливом.





Известно, что при заправке открытым способом 500 л. горючего, даже при небольшой запыленности воздуха, в баки машины попадает 15—20 г. пыли. Эта пыль вызывает износ деталей двигателя, особенно прецизионных пар топливной аппаратуры.  Поэтому заправлять топливо и масло надо закрытой струёй с тщательной фильтрацией.

Пыль в летних условиях коварна и тем, что, попадая на агрегаты, ухудшает их теплоотдачу, Соединяясь с маслом, водой, и топливом, она образует теплоизоляционный слой с теплопроводностью в 500 раз меньше, чем у незагрязненной поверхности. А это ведет к перегреву агрегатов. Отсюда совет — своевременно очищайте   агрегаты от пыли, не допускайте подтека масла и дизельного топлива.

Иной раз пыль становится причиной подтекания масла. Она ухудшает теплоотдачу и вызывает перегрев двигателя, а это повышает давление внутри картера и может привести к просачиванию масла или даже к выходу агрегата из строя. Вот почему нельзя забывать о такой, казалось бы не столь приметной детали, как сапун.   Нужно очень тщательно следить за состоянием  сапунов, то есть за сообщением картера с атмосферой.

Другим, не менее коварным   фактором, влияющим на износ машин, является высокая температура окружающего воздуха.  Особенно чувствителен к ней двигатель. При высокой температуре быстрее испаряется вода.  Уменьшение  ее количества в системе охлаждения может  привести к перегреву двигателя и даже выходу его из строя. Так, на САУ при испарении 1,5 л. жидкости начинается обнажение головок блока.  В результате происходит местный перегрев, а это может повлечь за собой нарушение газового стыка между головкой блока и блоком цилиндров (пробивание прокладки блока) и даже к закаливанию поршней.

Перегрев двигателя   может   вызвать неправильный выбор режима движения. Это чаще всего бывает у недостаточно опытных водителей. В таких случаях для понижения температуры воды в системе охлаждения надо увеличить обороты и снизить нагрузку на двигатель (перейти на низшую передачу). Если перегрелись вода и масло, вначале охлаждают воду, а затем масло.

Таким образом, для  предупреждения  преждевременного   износа агрегатов и механизмов машин в летних условиях надо хорошо знать особенности эксплуатации,  своевременно и в полном объеме производить техническое обслуживание.