Формы и методы воспитательной работы с военнослужащими рядового и сержантского состава, поступившими на военную службу по контракту





Основными задачами воспитательной работы на этапе отбора кандидатов для военной службы по контракту являются:

  • подготовка  и обеспечение рекламным материалом военных комиссариатов и войск;
  • изучение и отбор кандидатов на контрактную службу;
  • обеспечение на первоначальном этапе необходимых условий для морально-психологической адаптации военнослужащих по контракту.

Для отбора и изучения кандидатов -  контрактников  формируются  и направляются  в  округа  специальные  группы военнослужащих. В состав групп включаются офицеры, имеющие опыт практической работы с солдатами и сержантами,  проходящими службу по контракту, офицеры органов воспитательной работы.  В составе группы целесообразно иметь офицера — психолога и военнослужащих из числа контрактников,  отобранных и призванных ранее в военном округе, где будет работать направляемая группа.

С членами группы,  убывающей в военные округа для отбора кандидатов на военную службу  по  контракту,  осуществляется  соответствующая подготовка.

С ними беседуют и инструктируют должностные лица из числа руководящего состава, проводятся специальные инструктивно-методические занятия. Особое внимание при этом уделяется обучению офицеров группы практике аргументированного и убедительного ведения  агитации  в  процессе
отбора,  индивидуальной работе с людьми, умению анализировать документы,  характеризующие личность кандидатов на военную службу по контракту.

Убывающая группа  снабжается  методическими пособиями по отбору и изучению кандидатов, рекламными видеофильмами и печатными проспектами, рассказывающими  о службе в соединениях и частях.

Отбор и изучение кандидатов для службы по контракту осуществляется во  взаимодействии  с  работниками военкоматов,  военными медиками, представителями  местных органов  власти,  правохранительных  органов, руководителями предприятий и учреждений по месту их работы.





Работа группы отбора военнослужащих по контракту начинается с ознакомления и изучения в военкоматах приписных карт кандидатов, при необходимости делаются запросы в органы внутренних дел,  в учреждения  и
на предприятия. Проводятся беседы с родителями кандидатов, руководителями по месту их работы.  При встречах и беседах с кандидатами определяются их морально-психологические качества,  определенная способность и готовность к службе по контракту.

Психолог проводит  психологическое  тестирование  и анкетирование кандидатов, 0 выявляет лиц с проявлениями отклонений в психике и поведении, с определенной степенью нарко-алкогольной зависимости и т.д.

Для прохождения службы по контракту в отрыве от семьи нецелесообразно отбирать 0  2многодетных кандидатов 0,  людей,  пытающихся уйти от семейных неурядиц с помощью службы в армии,  а также искателей приключений  и острых ощущений.  Не подходят для службы по контракту люди,  не
способные переносить бытовые неудобства.

В период отбора  кандидатов  им  разъясняются  социально-правовой статус,  права и обязанности, льготы, характер и особенности прохождения военной службы в избранном регионе.  Комментируется просмотр  рекламных видеофильмов.

Перед убытием к месту службы будущим  контрактникам  разъясняются необходимые меры безопасности, доводятся требования организованности и дисциплины, рекомендуется — какие иметь при себе документы и вещи.

Во время  следования в пути офицеры группы продолжают свои наблюдения за отобранным контингентом,  получают дополнительную  информацию
по их качествам, фиксируют лиц с явными отклонениями в поведении, оперативно реагируют на проявляющиеся серьезные нарушения.

В период учебных сборов основными  целями  проводимой  воспитательной работы являются:

  • углубленное изучение,  окончательный отбор,  первичная социально-психологическая адаптация военнослужащих к условиям службы по контракту;
  • профессиональное и социально-психологическое становление солдат и сержантов по контракту в воинском коллективе части.

В адаптационный  период  воспитательная  работа  с военнослужащими-контрактниками организуется и проводится на учебных сборах.

Перед приемом  пополнения воинов-контрактников командиры,  штабы, воспитательные органы подбирают для  работы  в  составе  администрации сборов наиболее подготовленных офицеров и прапорщиков.

С ними проводятся индивидуальные беседы, инструктажи, инструктивно-методические  занятия.  Обращается  внимание на конкретные социально-психологические особенности военнослужащих — контрактников, необходимость учета этих особенностей в воспитательной работе,  педагогический такт и твердость в утверждении уставных  норм  и  правил  воинской жизни.

В масштабе  части  проводятся занятия со всем офицерским составом по методике организации воспитательной  работы  с  воинами-контрактной службы на тему:  «Содержание и особенности воспитательной работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту».

Для учебных  сборов  с  солдатами и сержантами контрактной службы выделяются специальные помещения,  оформляются комнаты досуга, доставляются газеты и журналы,  обеспечивается возможность просмотра телепередач, прослушивания радио.

По прибытии в часть новому пополнению уделяется повышенное внимание,  организуется  встреча с командованием,  их знакомят с историей и традициями воинской части,  боевой техникой и оружием, социально-бытовыми условиями.

Основным содержанием воспитательной работы на этом этапе является разъяснение воинам-контрактникам военной политики 0  2и основных положений «военных законов» Российского государства, правовых основ и норм воинской деятельности, общевоинских уставов, задач и особенностей службы в части.

В расписании  учебных сборов предусматриваются занятия по общественно-государственной подготовке, которые проводятся по общеполитической, воинской и правовой тематике.

В используемых  формах воспитательной работы следует отметить индивидуальную воспитательную работу,  информирование, культурно-досуговые мероприятия,  лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, встречи с руководящим составом и интересными людьми.

По распорядку дня в часы воспитательной работы организуется  проведение тематических мероприятий,  посвященных боевым традициям Вооруженных Сил,  вечеров отдыха, концертов художественной самодеятельности и т.д.

Во время учебных сборов продолжается углубленное изучение индивидуальных и профессиональных качеств воинов-контрактников. С этой целью офицерами органов воспитательной работы совместно с членами групп профессионального  отбора  организуется  проведение индивидуальных бесед, анкетирование,  тестирование, анализ и обобщение всех имеющихся данных на  изучаемых  военнослужащих.

Особое внимание обращается  на  побудительные  мотивы  заключения контракта,  семейное положение и обстановку во взаимоотношениях с членами семьи,  предшествующую военную службу и трудовую деятельность. Из общих  вопросов  изучения личности воинов-контрактников интерес представляют общеобразовательная подготовка, интеллект, психо-физиологические особенности и профессионально-военные качества, состояние здоровья и физическая подготовка.

По результатам  изучения  на  каждого военнослужащего контрактной службы составляется социально-психологическая карта с выводами и предложениями по дальнейшему использованию их  в  служебной  деятельности.

По определенным причинам социально-бытового и морально-психологического плана часть из них возвращается в свои военкоматы как не  прошедшие аттестование и отказа в подписании с ними контракта.

Завершаются учебные сборы торжественным ритуалом в соответствии с требованиями Устава внутренней службы ВС РФ.

Организация воспитательной  работы с солдатами и сержантами контрактной службы в воинской части и подразделении начинается с организации  их  встречи 0  командованием и личным составом,  проявленного к ним внимания и первоначальных установок,  от этого будет многое зависеть в дальнейшей службе вновь прибывших воинов.

Основными задачами воспитательной работы с солдатами и  сержантами, проходящими службу по контракту в части и подразделении являются:

  • воспитание  осознанного  и  ответственного  отношения к военной службе, готовности беспрекословно выполнить приказ, гордости за Вооруженные Силы и выполняемый воинский долг;
  • обеспечение высокой организованности и  дисциплинированности  в выполнении служебных обязанностей;
  • мобилизация на повышение знаний,  умений и навыков в выполнении своих обязанностей,  рост профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, вооружения и военного имущества.

С первых  дней  пребывания в части и подразделении солдаты и сержанты контрактной службы в полном объеме включаются в действующую  систему воспитательной  работы.

С ними знакомятся непосредственно в подразделениях,  беседуют командиры,  заместители по воспитательной работе, их представляют сослуживцам. Им уделяется внимание в вопросах социально-бытового обустройства.

Командир части,  заместитель по воспитательной  работе  постоянно интересуются вводом в строй и становлением воинов-контрактников,  заслушивают командиров подразделений и их заместителей по  воспитательной работе об успехах и недостатках в службе,  о поведении,  настроениях и запросах, морально-психологическом климате в коллективах.

В воинской части продолжается изучение каждого нового контрактника.  При  этом используются выводы и рекомендации,  данные в период их отбора и пребывания на учебных сборах. Вносятся определенные коррективы в проводимую с ними воспитательную работу. Вырабатываются предложения по отбору и подготовке пополнения к несению караульной службы, боевого дежурства и выполнению поставленных задач.

Вновь прибывшие приказом по части закрепляются за группой общественно-государственной подготовки.  Руководитель группы проводит с ними индивидуальное  собеседование,  ставит  задачи по изучению программы и учебных тем.

В период адаптации оправдывает себя практика закрепления за новыми военнослужащими наставников из числа опытных и передовых военнослужащих.  Это, с одной стороны, позволяет в более короткие сроки вводить новых солдат и сержантов в строй,  овладевать воинской специальностью, а,  с другой стороны,  помогает избегать промахов и ошибок в служебной деятельности,  а также в личном поведении. Правильный и удачный подбор наставника  способствует  вхождению  новичков в коллектив сослуживцев, служит действенным фактором в своевременном предупреждении и  разрешении конфликтных ситуаций.

В системе  воспитательной  работы большую роль играет  Совет военнослужащих по контракту, в состав которого избираются наиболее авторитетные и образцовые люди. На проводимых общих собраниях военнослужащих контрактной службы весомое слово и  оценка  поведения  и  службы  воина-контрактника оказывает сильное воспитательное воздействие на сослуживцев.

Таким образом,  воспитательная  работа  с  солдатами и сержантами контрактной службы должна носить плановый и непрерывный характер.  Она организуется  и  проводится  на  основе  апробированной системе работы должностных лиц по воспитанию личного  состава  в  звене  рота-батальон-полк.

Качество и результативность воспитательной работы с воинами-контрактниками  достигается за счет обеспечения единства обучения и воспитания, согласованного участия в этом процессе всех должностных лиц воинских частей и органов военного управления.

Эффективность системы  воспитания  солдат и сержантов контрактной службы во многом зависит от ее организации непосредственно в ротном  и батальонном звене,  дифференцированного подхода к данной категории людей, хорошо налаженной индивидуальной воспитательной работы.

Немаловажное значение имеет разумное сочетание морального и материального стимулирования служебной деятельности  воинов-контрактников, а  также применяемых к ним мер поощрения за усердие в службе с дисциплинарной ответственностью за нарушения и проступки.