ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА И ИНФОРМИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА





Морально-психологическое обеспечение боевых операции планируется  и осуществляется на всех ее этапах, с учетом их характера и содержания.
Главной целью морально-психологического обеспечения боевых действий и  операции является формирование у личного состава высокого боевого настроя и морально-психологической готовности к выполнению поставленных задач, так называемый перевод сознания военнослужащих  с мирного на военное время.

Что же необходимо было сделать для достижения этой цели в подготовительный период?
Во-первых, следует развернуть информационную работу по разъяснению личному составу причин возникновения конфликта, политику российского руководства в отношении режима. Необходимо было донести до сознания людей, что армия привлекается к локализации конфликта в соответствии с Законом.
Во-вторых, крайне важно было то, чтобы личный состав каждого подразделения, части знал конкретные задачи, особенности предстоящей операции, понимал требования к подготовке войск, соблюдению мер безопасности.

В-третьих, следует настроить и мобилизовать военнослужащих на тщательную подготовительную работу в преддверии боевой операции, повысить бдительность и боеготовность, добиться полной самоотдачи и самопожертвования людей в бою.

В-четвертых, сформировать у личного состава твердую морально-психологическую устойчивость, уверенность в боевых возможностях современной боевой техники и оружия, в своих силах и способностях, в знаниях и умениях командиров и начальников организовать бой.

В-пятых, необходимо пресечь или нейтрализовать попытки противника деморализовать войска.
Как  командирам их заместителям по воспитательной работе решать эти задачи морально-психологического обеспечения в чрезвычайно сложной обстановке подготовительного этапа операции?
Если говорить в целом, то в этот ответственный период за короткое время необходимо наладить систему информирования личного состава. Информации (по 15-20 минут) проводить ежедневно, при необходимости два и даже три раза в день. Ту же цель должны преследовать и занятия по общественно-государственной подготовке (в течение часа). С личным составом выполняющим боевые задачи ,в отрыве от мест постоянной дислокации ,ОГП организуется и проводится и зависимости от обстановки и характера решаемых задач в соответствии с требованиями документов регламентирующих деятельность войск в особый период. При выполнении боевой задачи, например в Чеченской Республике, они проводились методом групповой беседы, нередко непосредственно в отделении, экипаже, в расчете, в том числе ходе выполнения задач боевой подготовки. На занятиях по общественно-государственной подготовке были изучены такие темы, как:

-»Чеченская Республика – территория России и  составная часть ее конституционного пространства»;
-»Место и роль Вооруженных Сил РФ в локализации вооруженного конфликта на территории Чечни»;
-»Обычаи и традиции чеченского народа и задачи военнослужащих по установлению национального согласия в Северокавказском регионе».
Немаловажно отметить то, что к работе по информированию личного состава привлекались командиры подразделений офицеры штабов и воспитательных структур, иногда наиболее подготовленные военнослужащие рядового и сержантского состава по контракту и по призыву, из числа которых назначался боевой актив. Материалы для бесед готовили в основном офицеры воспитательных структур. Хорошим подспорьем в этом деле стали информационные материалы, накопленные ГУВРом МО РФ по вопросам социальной защиты, опыта  боевых действий в ходе Кавказской войны, о социально-политической, экономической и религиозной обстановке в Чечне, о тактике действий незаконных вооруженных формирований Дудаева.





Личный состав мог почерпнуть информацию из листовок, листков-молний, боевых листков, различных памяток.
На что делается главный упор в информационной работе в подготовительный период?
Основные усилия в информационной работе сосредотачиваются на:

1.    разьяснении федерального законодательства, Указов Верховного Главнокомандующего-Президента РФ;
2.     складывающейся в регионе обстановке и стоящих перед личным составом задачах;
3.    ознакомлении личного состава с традициями и обычаями жителей региона;
4.    доведении требований безопасности;
5.     пресечении слухов, сплетен, вымыслов; противодействии дезинформации;
6.    доведении информации о противнике, своих войсках и силах и т.д.

Следует подчеркнуть, что на моральный дух войск существенное влияние оказывает полнота и достоверность информации о противнике. Чем лучше известен противник, тем успешнее будут действия против него. Неопределенность данных о противнике лишает военнослужащих такой уверенности, вызывает сомнения в верности принимаемых решений и в целом ослабляет моральный настрой личного состава. Следует отметить также, что в процессе информационно-воспитательной работы в подготовительный период активно пропагандировались боевые традиции российской армии, демонстрировать видеофильмы о боевом пути полка, дивизии с хроникальными кадрами из истории Великой Отечественной войны, с пожеланиями фронтовиков сегодняшним солдатам.

С целью поддержания высокого боевого духа практиковать также выступления воинов-афганцев перед личным составом, которые делились боевым опытом, рассказывали о тактике действий и характерных приемах, используемых боевиками в различных ситуациях и т. д.

Опыт войны показывает: в бою смелее тот, у кого больше уверенности в своих силах, в возможностях боевой техники. Эти важные качества воинов формировались в процессе боевого слаживания подразделений, сколачивания экипажей, практических занятий по обучению вождению машин в колонне и подготовке к маршу. Активно участвуя в этой работе, офицеры-воспитатели должны организовать наставничество более опытных солдат и сержантов над «новоиспеченными» специалистами, недавно окончившими учебные подразделения, оказывать помощь командирам в проведении занятия по изучению особенностей ведения боевых действий.

На подготовительном этапе немаловажным  фактором является целенаправленная работа по формированию у личного состава ненависти к противнику. С этой целью в беседах приводились примеры бесчинств, совершенных чеченскими боевиками за годы правления Дудаева против русскоязычного населения. Были организованы встречи с очевидцами этих преступлений, готовились и распространялись соответствующие материалы в виде листовок, газетных обзоров и т. п.  Сильное эмоциональное воздействие оказывала на личный состав демонстрация фильмов, в которых отражались факты преступной деятельности боевиков на чеченской земле. Такими приемами пользовались политработники Красной Армии в годы Великой Отечественной Войны.

Серьезное внимание уделяется правовому информированию личного состава. С этой целью организовываются правовые информации, встречи военнослужащих с военными юристами, работниками прокуратуры, разъясняются положения Уголовного кодекса РФ об ответственности за воинские преступления.

Особое внимание следует обратить на проблемы обустройства войск, организации их быта и отдыха в полевых условиях. Понимая, что от решения этих проблем в определенной степени зависит результативность работы по формированию морального духа войск, стремится доходить до каждой мелочи в обеспечении людей необходимыми видами довольствия, оказывать влияние на работников соответствующих служб в целях своевременного удовлетворения запросов военнослужащих. Осуществлять действенный контроль за выдачей  табачных изделий и  других видов довольствия.
В подготовительный период и во время ведения боевых действий необходимо делать все возможное для того, чтобы пресечь попытки дезинформировать личный состав. Проводить целый комплекс мероприятий по предотвращению проникновения в воинские коллективы лиц, имевших цель склонить личный состав к неповиновению и самовольному оставлению части.

Учитывая опыт чеченской войны сегодня уже ясно, что войска оказались не готовы к мощному негативному воздействию средств массовой информации. Целый ряд выступлений на телевидение, в газетах провоцировали военнослужащих и их родителей на противоправные действия, пытались вносить раскол в воинские коллективы, дезинформировали их. А привело это к тому, что у некоторой части офицерского состава, особенно руководящего звена, появилось чувство растерянности, неуверенности в себе.
К сожалению, офицеры воспитательных структур не сумели нейтрализовать информационное давление, сделать средства информации союзниками как в центре, так регионах. Известны  попытки установить контакты с редакциями региональных газет с целью объективного показа событий в Чечне. Недостаточно активно работали и окружные газеты.

Следует отметить, что в ряде регионов открыто велась антиармейская пропаганда, раздавались призывы к противозаконным действиям. В таких нелегких условиях приходилось выполнять задачи Московскому, Ленинградскому, Приволжскому военным округам.

Из этого следует, что воспитательные структуры не смогли должным образом организовать взаимодействие с общественными организациями, нейтрализовать их негативное воздействие на сознание солдат и офицеров.

Конечным результатом информационно-воспитательной работы в боевых условиях является формирование и поддержание такого морально-психологического состояния, которое характеризуется понятиями «боевой настрой», «боевое возбуждение», «самоотверженность»,чтобы каждый осознавал свое участие в боевых действиях как долг перед Родиной, как то, что соответствует его личным убеждениям, гордился тем, что защищает Отечество с оружием в руках, как это делали в свое время старшие поколения.