ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ВЛИЯТЬ





Знание личности, ее особеннос­тей — важнейшее условие укрепле­ния морального духа в коллективе. Это наглядно подтверждено всей историей Российской армии.

Из педагогического архив»

Изучение нравственных ка­честв и внутреннего миросозер­цания новобранца, с которыми он является на службу, и дальней­шее наблюдение за ним — вот ис­ходная точка воспитательной работы офицера.

(«Психологические основы воспи­тания солдата». Очерки военной педагогики. СПб, 1907г.).

Как правило, изучение и оценка морально-психологического состо­яния включают в себя два этапа. Практический этап подразумевает сбор, обобщение, систематизацию, описание и классификацию дан­ных о морально-психологическом состоянии. Теоретический - предна­значен для анализа имеющихся данных, подготовки выводов, ито­говой оценки состояния психики и сознания, прогнозирования их воз­можного изменения.

Войсковая практика подсказыва­ет, что для сбора необходимой ин­формации могут использоваться бе­седы с непосредственными коман­дирами, офицерами-воспитателя­ми, опросы различных категорий личного состава, наблюдение за конкретным воинским коллекти­вом или военнослужащим в про­цессе службы, психологическая диагностика, тестирование. С этой целью могут также анализировать­ся независимые характеристики, документальные источники, изу­чаться формальная и неформальная структура воинских коллективов.





В результате обобщения всей ин­формации  делается   оценочный вывод о соответствии текущего уров­ня морально-психологического со­стояния личного состава решаемой задаче. Оно может быть оценено как высокое, среднее, низкое.

Высокое, когда оно позволяет с большой эффективностью выпол­нить задачу, сохранить боеспособ­ность части (подразделения).

Среднее позволяет в основном выполнить задачу.

Низкое. Такое морально-психо­логическое состояние не обеспечи­вает выполнение задачи.

Морально-психологическое со­стояние может также оцениваться как здоровое и нездоровое.