Основное содержание деятельности заместителя командира по воспитательной работе по предупреждению





А. На этапе подготовки. С момента получения задачи на подготовку части к передислокации в район боевых действий проблема профилактики БПТ выдвигается на одно из первых мест в деятельности зам. командира по воспитательной работе.

Прежде всего, необходимо использовать все возможности для получения как можно более полной характеристики планируемого района боевых действий (географические, климатические, социально политические особенности), уточнить специфику возможных боевых задач, проанализировать психологическую характеристику имеющегося личного состава.

Необходимо совместно с психологом части спланировать систему психологической подготовки личного состава к предстоящим боевым действиям, подготовить схему включения ее элементов в процесс боевого слаживания подразделений.

В ходе разъяснительной работы и инструктивных занятий с командным составом целесообразно подробно рассмотреть сущность, особенности, симптоматику БПТ и меры первой помощи. Акцентировать внимание командиров подразделений на более тщательном и достоверном использовании в ходе боевой подготовки элементов моделирования факторов боя, так как при этом снижается про цент психологических потерь в реальном бою. Использование различных элементов реального боя на занятиях значительно снимает эффект их новизны, в результате чего они становятся менее травмирующими.

Особое внимание стоит уделить налаживанию системы боевого информирования (каналы бесперебойного получения информации, группу по ее обработке, структуру и контингент боевых информаторов). Система боевого информирования должна функционировать беспрерывно (по возможности) как на этапе подготовки, в ходе совершения марша и, особенно в ходе ведения боевых действий. Это необходимо в силу того, что неопределенность, неизвестность изматывают психику военнослужащего больше, чем любая жесткая конкретность, порождая при этом негативные эмоции и уменьшая адаптационные резервы.

Во время воспитательной работы важно сосредоточиться на актуализации боевых мотивов, разъяснении целей и необходимости предстоящих боевых действий. Чем более боевые действия будут наполнены для военнослужащего личностным смыслом, ценностью для себя, понятием значимости своей личной роли, чувством справедливости своих действий, уверенностью в себе и своих товарищах, тем более будет устойчивее его психика к воздействию различных стресс факторов боевой обстановки.





В подготовительный период определяется время, периодичность и место проведения специальных психопрофилактичеких мероприятий с личным составом, которые будут рассмотрены далее.

Заместителю командира по воспитательной работе важно помнить не раз оправдавший себя принцип в период подготовки и ожидания боевых действий личный состав должен быть постоянно занят делом (чистка оружия, обслуживание техники, дополнительными тренировками). При отсутствии полезной деятельности возникают томительные раздумья, возникают различные слухи, зарождается страх перед неизвестностью, наступает общий упадок боевого духа.

По прибытии в район боевых действий заместителю командира по воспитательной работе необходимо позаботиться об оборудовании в ближайшем тылу пункта оказания первой психологической помощи. Это может быть пустующее здание, палатка, КУНГ, блиндаж и т.д. На пункте должно быть тепло, вода в достаточном количестве, спальные места, запас продуктов. Не целесообразно размещать его с пунктом сбора раненых, так как их вид и стоны могут усилить психотравму. Также необходимо лично убедиться в знании санинструкторами симптомов БПТ, места расположения пункта, позаботиться о снабжении их седативными (успокоительными) препаратами. Организация работы пункта первой психологической помощи возлагается на психолога части, состав медперсонала согласовывается с врачом части.

Б. В ходе боевых действий. Прежде всего, очень важно понять самому и разъяснить остальным, что военнослужащий, пострадавший от БПТ приравнивается к получившим тяжелую физическую травму, огнестрельное ранение, контузию или химическое отравление. Поэтому данную категорию относят к психологическим потерям.

На БПТ человек может отреагировать в двух основных формах: тормозной и гипервозбудимости, реже встречается их сочетание. Время реакции на БПТ в зависимости от силы и длительности действия стресс факторов, индивидуальных особенностей и других параметров может занимать от нескольких часов до нескольких лет. Поэтому в первую очередь необходимо эвакуировать пострадавшего с поля боя и доставить в пункт оказания первой психологической помощи. При невозможности эвакуации (бой в окружении) поместить в укрытие, дать успокоительное и содержать под присмотром, изолировав от оружия, до появления возможности эвакуации.

Основные симптомы, свидетельствующие о получении БПТ были представлены в предыдущем разделе. Перечень симптомов БПТ не является исчерпывающим, в пособии перечислены наиболее характерные, кроме того возможно их различное сочетание в зависимости от формы реакции на БПТ и ее тяжести. Но поражение БПТ нужно отличать от проявления растерянности или трусости — ни какие призывы, уговоры, пощечины, угрозы (вплоть до расстрела) не выводят военнослужащего из состояния дезориентации и могут лишь усугубить последствий БПТ. Поэтому скорейшая изоляция его от воздействий экстремальной обстановки является первейшим условием.

После доставки пострадавшего в пункт оказания первой психоло-гиче5кой помощи пострадавшему необходимо обмыть водой хотя бы лицо и руки (в идеальном варианте погрузить в теплую ванну), согреть кисти рук и ступни ног, растерев их шерстяной тканью или используя горячую воду. Затем пострадавшему нужно дать успокоительные средства (седуксен, элениум, фенозепам и т.д.) и уложить спать. При отсутствии необходимых медикаментов в качестве успокоительного средства может быть использован шприц-тюбик промедола из индивидуальной аптечки, либо алкоголь (50-100 мл). После того как пострадавший проснется его необходимо накормить и вновь уложить спать. В дальнейшем степень тяжести психотравмы и меры по восстановлению здоровья военнослужащего должен определить специалист. Однако, как показывает опыт, при проведении восстановительного периода в ближайшем тылу (без отправки пострадавшего в госпиталь) меньшее количество военнослужащих симулируют продолжение болезни(по опыту западных армий при таком подходе 8 из 10 пострадавших возвращались встрой в течении 2-3 дней). Вся работа должна сопровождаться умелой психотерапевтической беседой психолога после того как острая реакция на БПТ будет снята и пострадавший вновь станет способен к рассудочным действиям. Осознание того, что сослуживцы военнослужащего буквально рядом сражаются с врагом, а он в целом физически здоровый находится в тылу , является для большинства военнослужащих мощным мотивом для возвращения в строй.

Такая работа не должна носить агрессивно-давящего и унижающего характера, так как это не приемлемо для психики только перенесшей БПТ. Важно и то, насколько будет сформировано правильное отношение в коллективе к воинам, возвращающимся после перенесенной БПТ. При отсутствии дружеской поддержки, участия и наличии насмешек и притеснения со стороны сослуживцев высока вероятность возврата к прежнему состоянию у пострадавшего ранее. Для улучшения результатов целесообразно поручать опеку над возвратившемся после восстановления от БПТ воином тому кто ранее уже это перенес. Такой подход важен потому, что последствия БПТ в слабой форме присутствуют в психике довольно длительное время, а шефство позволяет реализовать принцип «помогая другому, восстанавливаюсь сам».

Воспитательная работа должна подкрепляться в перерывах между боями и психопрофилактическими мероприятиями в целях снижения процента психологических потерь среди личного состава.