Занятие с командирами батарей.





Занятие с командирами батарей. Психолого-педагогическое руководство воспитательной деятельности младших командиров в интересах укрепления дисциплины и правопорядка.

В процессе сплочения  воинского  коллектива  достигается  морально-психологическое и  организационное единство личного состава подразделения. Оно проявляется в четкости и высокой эффективности совместных действий с  оружием  и  техникой,  а также и во внеслужебное время — в разнообразных формах коллективной духовной жизни,  в сознании  каждого воина, чувствующего  свою  близость  и привязанность к товарищам и ответственность перед ними. Немалый вклад в дело сплочения воинских коллективов вносят сержанты и старшины.

Как правило,  сержанты и старшины — это мастера своего дела.  Они знают, как  грамотно  и решительно действовать в условиях современного боя, имеют отличную тактическую подготовку, быстро оценивают обстановку, без  промедления принимают правильные решения и ставят задачи подчиненным, всячески поддерживают инициативу солдат и матросов.  Другими словами, командир авторитетен не только потому, что ему дано право командовать подчиненными,  но и потому,  что он вызывает уважение у  них своими знаниями, опытом, высокими морально-боевыми качествами.

Однако круг повседневных забот сержантов,  старшин не ограничивается командирскими обязанностями. Они являются и помощниками руководителей групп ОГП,  спортивными организаторами. Любое дело они выполняют добросовестно, с  огоньком  и  инициативой.  Их личный пример заражает подчиненных, делает отделение, расчет, экипаж по-настоящему слаженным, дружным, боеспособным.

В системе отношений в воинских коллективах  важнейшими  выступают отношения между начальниками (командирами) и подчиненными,  старшими и младшими. Они регламентированы воинскими уставами.  Но и в этих строго расписанных и  установленных  отношениях проявляется психология людей.
Она выражается прежде всего в таком явлении,  как авторитет.  Под  ним принято понимать психологическое влияние одного человека на других людей. Подчеркивая его значение для воспитания,  А.С. Макаренко  говорил, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем.

В чем же конкретно проявляется авторитет сержантов и старшин? Как ближайшие командиры,  они  принимают  участие  в обучении и воспитании подчиненных, удовлетворении их всем необходимым довольствием. От того, как они  это  делают  -  с душой или равнодушно — зависит мнение о них подчиненных. Если сержант (старшина) сам слабо знает специальность,  а от других требует хорошей успеваемости, это, конечно, не возвышает его в глазах подчиненных.





Сержанты и старшины постоянно со своими подчиненными. Вся их дея¬тельность на виду.  И особое значение для утверждения авторитета имеет подлинная близость к людям.  Казалось бы, здесь нет проблемы. Вместе с тем отдельные командиры только живут в одном помещении с подчиненными, но духовно оторваны от них,  не интересуются их заботами, не стремятся удовлетворить их запросы,  не оказывают необходимой им помощи. В таких случаях трудно надеяться на авторитет среди личного состава.

Авторитет бывает подлинный и мнимый, ложный. Некоторые командиры, стремясь побыстрее завоевать уважение у подчиненных,  действуют недозволенными средствами.  Это выражается в том,  что отдельные сержанты и старшины, не успев еще,  как говорится,  стать на ноги,  устанавливают своего рода дистанцию между собой и подчиненными,  проявляют  чрезмерную, необоснованную строгость к людям, вместо уставных требований выдвигают какие-то свои,  личные требования и порядки.  Другие же, наоборот, заискивают  перед подчиненными,  делают им всевозможные послабления. Подобные действия ничего общего не имеют с подлинным  авторитетом командира.

Какими же качествами должны обладать сержанты и  старшины,  чтобы пользоваться настоящим авторитетом у своих подчиненных? Многочисленные исследования, опросы личного состава показывают,  что наибольшим авто¬ритетом пользуются  командиры  идейно убежденные,  мастерски владеющие оружием и боевой техникой,  сочетающие высокую требовательность к под¬чиненным с уважением их человеческого достоинства и заботой о них.

При большой важности всех перечисленных качеств  все  же  следует обратить внимание на те из них,  которые сегодня приобрели особое зна¬чение. Прежде всего речь идет об умении работать с людьми,  заботиться о подчиненных,  быть внимательными,  чуткими к ним.  К сожалению, есть еще факты,  когда сержанты и старшины, получив назначение на должность командира отделения,  расчета, экипажа, по-прежнему считают себя ничем не обязанными, не проявляют должной заботы о подчиненных. Некоторые из них начинают увлекаться администрированием, подменяя этим воспитательную работу с людьми.

Многое значит  профессиональная  подготовка  сержантов и старшин, знание ими своей специальности и любовь к ней. Нет необходимости доказывать, что слабая подготовка командиров подрывает их авторитет в глазах подчиненных.

Конечно, успех  в воспитании личного состава зависит не только от этих качеств сержантов и старшин,  но и от многих  других.  Но  эти  главные. Авторитет  не  дается с должностью,  не остается постоянным и навсегда данным. Авторитет трудно завоевать, но и не легче сохранить.

В частях  и  на  кораблях проводится большая работа по укреплению авторитета воспитателей.  Однако их влияние на личный состав в  значительной степени зависит от постоянной работы над собой.

И еще одно обстоятельство. За два года службы сержанту, безусловно трудно выработать  у  себя в одинаково высокой степени все необходимые качества. Но главное состоит в том,  чтобы окружающие,  и прежде всего подчиненные, видели  и  чувствовали,  что у их командиров есть к этому большое стремление.

Как работать  над собой?  Прежде всего необходимо постоянно повышать свои знания на занятиях и путем самостоятельного чтения литературы. Правильно поступают те, кто приобретает в личное пользование книги и брошюры по вопросам воспитания, накапливает вырезки из газет, журналов. Большое  значение для самосовершенствования имеет опыт других командиров и начальников. В частях практикуется обмен опытом работы сержантов и старшин.  Неплохо самостоятельно анализировать опыт своих товарищей, присматриваться к методам их деятельности, сравнивать со своими приемами воспитания и обучения подчиненных.

Сержанты и старшины имеют возможность проявлять самостоятельность и инициативность в работе.  Иногда,  как показывает практика,  старшие чересчур опекают младших по должности.  Делается это зачастую  потому, что отдельные  сержанты  и  старшины не в полном объеме исполняют свои обязанности. Вместе с тем подмена их в выполнении  основных  служебных обязанностей приводит к тому,  что и другие сержанты, в том числе добросовестные и умелые,  привыкают к опеке и постепенно становятся безынициативными, равнодушными.

Борьба с такими фактами сейчас ведется на всех уровнях.  Однако и от самих  сержантов,  старшин во многом зависит решение этого вопроса. Главное в том, чтобы больше проявлять инициативы.

Высокий авторитет  сержантов  и старшин оказывает большое влияние на сплочение воинского коллектива. Войсковое товарищество неразрывно и прочно, потому что основывается на строгом и точном соблюдении воинами уставного порядка. И первыми поборниками уставных взаимоотношений между солдатами выступают сержанты.

Одним из уставных требований является высокая морально-психологическая подготовка воинов.  А она в значительной мере зависит от умелой и предметной работы сержанта,  старшины с подчиненными.

Известно, что основной формой морально-психологического воспитания солдат служит общественно-государственная подготовка.  И хотя сержанты и старшины сами занятий по  ОГП не проводят,  это не значит,  что они в стороне от общественно-государственной подготовки солдат.  Сержанты помогают  своим подчиненным в самостоятельной работе, следят за тем, чтобы каждый своевременно готовился к ОГП, читал газеты и журналы.

Очень важно  строить отношения между воинами в духе неукоснительного выполнения требований присяги, уставов, приказов командиров и начальников, всемерно  поддерживать высокий авторитет своего коллектива, развивать у людей стремление в совершенстве овладеть оружием и  боевой техникой, стать отличником, классным специалистом.

В воинской службе,  в воспитании солдат и матросов  нет  мелочей. Здесь все имеет значение и глубокий смысл.  Так,  при обучении молодых воинов приемам отдания воинской чести необходимо прежде всего  убедить их в  том,  что этот ритуал — и уставная обязанность,  и замечательная воинская традиция.  Отдавая воинское приветствие товарищу  по  оружию, старшему по званию, своему начальнику, военнослужащий выражает тем самым свое уважение к ним,  готовность самоотверженно,  ревностно выполнить любой  приказ командира.  Молодцеватость,  подтянутость солдата -свидетельство их дисциплинированности,  гордости за  принадлежность  к воинскому коллективу.

Большие возможности для сплочения воинского коллектива заложены в физической подготовке, спортивно-массовой работе, художественной самодеятельности. И тут для сержантов и старшин  немало  точек  приложения своих сил, энергии, инициативы.

Таким образом,  в деятельности сержантов  и  старшин  руководство первичными воинскими коллективами занимает первостепенное место.  Знание людей,  психологии их взаимоотношений,  личный пример в выполнении служебных обязанностей  укрепляют авторитет сержантов и старшин у подчиненных, помогают им успешно вести работу по сплочению  подразделения в единую, дружную боевую семью. Организовать эту деятельность — задача командира взвода.