ПРАКТИКА РАБОТЫ по предотвращению гибели и суицидальных происшествий во взводе





В ряде случаев проявляется стремление связать самоубийства лишь с психическими отклонениями лиц,  их совершивших. Вопреки этому распространенному мнению исследования показывают, что большинство фактов лишения себя жизни совершают психически здоровые люди.  Значительная часть военнослужащих совершили  самоубийства или покушение на свою жизнь под воздействием жизненных и служебных ситуаций,  своевременное знание которых и соответствующее реагирование со стороны командиров,  товарищей по службе могли бы уберечь людей от этого рокового шага.  Только у 10% военнослужащих, совершивших покушения на свою жизнь было твердое желание умереть, в 90% суицидальные поведения — это «крик помощи», который не услышали находившиеся рядом люди.  Об этом свидетельствуют беседы с покушавшимися на свою жизнь военнослужащими, истории болезней, уголовные дела по фактам самоубийств.

Что такое суицидальное поведение?

Термин «суицидальное  поведение»  — относительно недавнего происхождения, он введен в 1947 г.  Суицид — намеренное лишение себя  жизни (в переводе с латинского — самого убивать).

Как индивидуальный поведенческий акт и как относительно  устойчивое социальное явление самоубийство — сложная,  многогранная проблема. Ее характер требует соответствующего подхода.

Суицидальное поведение военнослужащих, как и гражданского населения, есть результат сложного взаимодействия различного  рода  социальных, психологических, психофизиологических и социокультурных факторов, следствие социально-психологической дезадаптации личности  в  условиях микросоциального конфликта.  Уже сама воинская служба относится к разряду суицидоопасных. Исследования показали, что особенно это характерно в  настоящее время,  когда процесс демократизации в стране расширил диапазон свобод для молодежи.  Приходя в армию, молодые люди сталкиваются с  ограничениями,  обусловленными спецификой воинской службы, со строгими рамками воинской дисциплины, субординации, личной ответственностью за свое поведение.  Невозможность найти адекватное решение возникших в армии трудностей и проблем приводит  часть  военнослужащих  к роковому шагу.

Предупреждение любого социально-вредного явления,  если речь идет о сознательной деятельности людей,  невозможно без знания его  причин, мотивов, которые  побуждают  их  совершить  соответствующие  действия. Только выяснить эти причины не всегда легко.





Исследования показали, что часто из обстоятельств, предшествующих самоубийству, известен лишь повод,  по которому можно сделать вывод  о мотиве, побудившем военнослужащего покончить с собой.  В свою очередь, повод самоубийства может свидетельствовать об обстоятельствах, на почве которых  возник мотив.  Следовательно,  выявление поводов и обстоятельств, а там,  где это возможно,  установление мотивов, является насущной задачей офицеров подразделений. Это дает им достаточные основания для вывода о конкретных причинах, которые приводят к самоубийствам и определению действенных мер по их устранению.

Ранжировка мотивов дана в соответствии с преобладанием их доли  в общем числе самоубийств и покушений на самоубийства.

1. Конфликты, связанные со сферой служебной деятельности военнослужащих, в том числе:

  • конфликты, связанные с трудностями воинской службы;
  • конфликты между воинами различных периодов службы; — конфликты между начальниками и подчиненными;
  • конфликты с воинами другой национальности.

    2. Лично-семейные конфликты, в том числе:

  • неразделенная любовь, измена любимой девушки (жены);
  • развод;
  • болезнь, смерть близких;
  • половая несостоятельность.

    3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, в  том числе:

  • опасение угрозой ответственности;
  • боязнь позора за свои негативные поступки.

    4. Состояние здоровья, в том числе:

  • психические заболевания;
  • соматические (телесные) заболевания;
  • физические недостатки.

    5. Материально-бытовые и другие мотивы.

Командирам важно помнить,  что при всех жизненных недостатках военнослужащие по-разному реагируют на них.  Научный  подход  к  анализу причин, мотивов  самоубийств  требует  глубокого  проникновения в суть происходящих явлений, знания истинного положения дел среди подчиненных.

Это требует постоянного внимания к личному составу, его глубокого изучения, связи с родителями,  постоянного контакта  с  врачом  части, большой организаторской  работы  по  обеспечению уставной жизни и деятельности военнослужащих.

Важно своевременно  проводить  профилактическую работу,  особенно уделив внимание тем случаям,  когда были попытки воина к самоубийству, велись кем-то разговоры об этом в кругу сослуживцев или были оставлены части (подразделения) из-за отсутствия уверенности в своей защищенности.
Таким образом, при предупреждении самоубийств офицерам необходимо знать не только мотивы и поводы этих актов,  но и обстоятельства,  характеризующие социальную среду и личность.
Знание людей достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями.

Первый -  социальное  изучение личного состава,  целенаправленный сбор и анализ различных данных о службе и поведении воинов. Обычно это связано с приемом подразделения вновь назначенным командиром, с прибытием молодого пополнения,  а также в других случаях, когда офицер ставит перед собой цель: сделать определенные выводы о личном составе.

Второй путь — это повседневное общение командира,  ЗКВР с  подчиненными, внимательное отношение ко всем сторонам их деятельности. Изу¬чение воина в динамике повседневной жизни позволяет сделать  выводы  о его характере,  политических,  моральных,  деловых качествах, душевном состоянии и внутреннем настрое, реакции военнослужащего на те или иные конфликтные ситуации.

Методы непосредственного  изучения  воинов:  беседа,  наблюдение, связь с родителями,  школами и предприятиями, где он работал до призыва.

Методы опосредованного  изучения:  анализ  документов,  обобщение мнений, анализ результатов деятельности (заданий, поручений).
Важно, чтобы  все  эти методы применялись в комплексе,  благодаря чему они дополняют друг друга и дают более всесторонние и точные  сведения о личности воина.
Особое внимание в профилактической работе необходимо обратить  на самое трудное  время для военнослужащих — период адаптации к новым условиям жизни, новым отношениям.
Жизнь показывает,  что для профилактики самоубийств в армии целесообразно в частях создавать и организовывать внештатную  суицидологическую службу.  Войти в нее могут:  врач,  психолог части,  командиры, ЗКВР, наиболее подготовленные в вопросах педагогики и психологии.
Особенности характера,  условий  жизни,  а  также   реагирования, свойственные суицидентам,  позволили  составить карту риска суицидальности. Карта предназначена для определения риска совершения суицида  и степени такого риска у военнослужащих, оказавшихся в тяжелых жизненных ситуациях. Лучше,  если применять данную методику будет  психолог  или врач части.  Вместе  с тем,  ее могут использовать командиры для подтверждения своих выводов о военнослужащих,  которые по своему поведению и внешним признакам находятся в состоянии жизненного кризиса или предсуицидном состоянии.

В карту включен 31 фактор риска суицида, наличие каждого из необходимо выявить у исследуемого военнослужащего.  Достоверность методики повышается, если ее будут применять с использованием других источников информации и способов изучения личности.  При заполнении карты следует исходить не  только из субъективной оценки военнослужащим самого себя, но и из впечатлений командиров, сослуживцев, родных и близких, лечащих или наблюдавших врачей.

На основании предшествующего изучения материалов личности  исследуемого подчиненного,  а  также  по результатам свободной беседы с ним постарайтесь отметить наличие у него перечисленных в  карте  факторов. При этом, напротив каждого фактора проставьте его условный «вес» в соответствии с таблицей 1.  Так,  например,  при наличии факторов (8, 9, 11-31) напротив  них ставится «вес» +1,  если они слабо выражены +0,5, если не выявлено — ставится 0,  если фактор отсутствует ставится -0,5. «Вес» факторов  (5-7)  оценивается  баллами от -0,5 до +2,  а факторов (1-4, 10) — от -0,5 до +3.

Нулем оценивается также характеристики факторов (7-10) у лиц,  не достигших среднего возраста начала половой жизни (19 лет) и вступления в брак  (21 год).  Затем вычисляется алгебраическая сумма «весов» всех факторов. Если полученная величина меньше,  чем 8,80  -  риск  суицида незначителен. Если эта величина колеблется от 8,80 до 15,40, то имеется риск совершения суицидальной попытки. В случае, когда сумма «весов» превышает 15,40,  риск суицида исследуемого лица велик, а в случае наличия в анамнезе попытки самоубийства, значителен риск ее повтора. При наличии цифр,  превышающих критические значения риска суицида, необходимо немедленно обратиться к врачам и провести  клиникопсихологические исследования этого военнослужащего. Для правильного определения степени риска суицида необходимо точно соблюдать все указанные условия.

ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОСТИ
I. Данные анамнеза.

1. Возраст первой суицидальности — до 18 лет.
2. Ранее имела место суицидальная попытка.
3. Суицидальные попытки у родственников.
4. Развод или смерть одного из родителей (до 18 лет).
5. Недостаток тепла в семье в детстве или в юношестве.
6. Полная или частичная безнадзорность в детстве.
7. Начало половой жизни 16 лет и ранее.
8. Ведущее место в системе ценностей принадлежит любовным отношениям.
9. Производственная  (служебная)  сфера  не  играет важной роли в системе ценностей.
10. В анамнезе имел место развод.

II. Актуальная конфликтная ситуация.

11. Ситуация неопределенности, ожидания.
12. Конфликт в области любовных или супружеских отношений.
13. Продолжительный служебный конфликт.
14. Конфликт, отягощенный неприятностями в других сферах жизни.
15. Подобный конфликт имел место ранее.
16. Субъективное чувство непреодолимости конфликтной ситуации.
17. Чувство обиды, жалости к себе.
18. Чувство усталости, бессилия.
19. Суицидальные высказывания с угрозой суицида.

III. Характеристика личности.

20. Эмоциональная неустойчивость.
21. Импульсивность.
22. Эмоциональная зависимость,  необходимость близких эмоциональных контактов.
23. Доверчивость.
24. Эмоциональная вязкость, неподвижность.
25. Болезненное самолюбие.
26. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решения.
27. Напряженность потребностей (сильно выраженное желание достичь своей цели, высокая интенсивность данной потребности).
28. Настойчивость.
29. Решительность.
30. Бескомпромиссность.
31. Низкая  способность  к образованию компенсаторных механизмов, вытеснение факторов самосохранения.