ПЛАН-КОНСПЕКТ проведения занятия с заместителями командиров частей по воспитательной работе







ТЕМА: « ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ТРЕБУЮЩИМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО   ВНИМАНИЯ.  ФОРМЫ И  МЕТОДЫ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ИМЕЮЩИМИ НИЗКУЮ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ.»

ВРЕМЯ: 30 минут.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ :
1.    Организация работы с военнослужащими, требующими  дополнительного психолого-педагогического внимания.
2.    Формы и методы психологической работы с военнослужащими, имеющими низкую нервно-психическую устойчивость.
3.    Методика  работы  с  военнослужащими,  требующими дополнительного психолого-педагогического внимания и имеющими низкую  нервно-психическую устойчивость.

I.

Психологи выделяют признаки нормальной здоровой личности,  к которым относят:
1.    интерес к внешнему миру;
2.    наличие смысла жизни,  определённой жизненной  философии,  которая упорядочивает, систематизирует опыт человека;
3.    существование иерархии ценностей;
4.    целостность личности, адекватность её реакций на изменение обстоятельств;
5.    сбалансированность  основных  нервных процессов (возбудительного и тормозного), адекватная уравновешенность  корковой  и  подкорковой деятельности;
6.    способность к установлению душевных контактов с окружающими;
7.    соответствие поведения человека нормам и традициям,  установленным в обществе;
8.    подчинение общественным целям, выбор законных средств для достижения личных целей и др.

Т.о. алкоголизм,  суициды,  токсикомания,  сексуальные отклонения, наркомания (а  для  армейской среды также уклонения от военной службы, случаи неуставных взаимоотношений между военнослужащими и т.п.) и другие попадают в разряд разновидностей аморального поведения.
Военнослужащих-носителей этих проявлений в армейской среде в  80-х годах начали  выделять в так называемые «группы риска»,  объём которых был расширен включением в них некоторых других категорий  военнослужащих (например, воспитывавшихся до призыва в армию без родителей, имевших до призыва черепно-мозговые травмы и т.п.).
Начальник Главного управления воспитательной работы МО  РФ  своей директивой №  177/1798  от 18.06.1998 г.  запретил использовать термин «группа риска».
Вместо этого , изжившего себя термина, « Руководством по психологической работе в Вооружённых Силах Российской Федерации  «  установлены следующие термины:
1.    « Военнослужащие,  требующие дополнительного психолого-педагогического внимания»;
2.    « Военнослужащие с низкой нервно-психической устойчивостью».

При этом,  к категории военнослужащих,  требующих дополнительного психолого-педагогического внимания, следует относить лиц из неполных и неблагополучных семей,  склонных к нарушениям воинской дисциплины, замеченных в употреблении алкоголя,  наркотиков и т.п..
В интересах укрепления воинской дисциплины соответствующие  должностные лица обязаны проводить с ними воспитательные мероприятия в соответствии с требованиями общевоинских уставов.  При формировании состава  караула  с данной категорией военнослужащих необходимо проводить профилактическую индивидуальную работу, осуществлять персональный подбор  с расстановкой по постам и дежурным сменам в целях предотвращения нарушений устава гарнизонной и караульной служб Вооружённых  Сил  Российской Федерации.
Для изучения индивидуально-психологических качеств военнослужащих могут использоваться следующие методы:
1)    непосредственного изучения:
•    беседа;
•    наблюдение;
•    связь с родителями,  школами, предприятиями и организациями, где до призыва в ВС РФ учились или работали молодые воины.
2)    опосредованного изучения:
•    анализ документов;
•    анализ общественного мнения;
•    анализ результатов деятельности (выполнения заданий, поручений).





II.

В особую категорию выделяют военнослужащих с низкой « нервно-психической устойчивостью» (НПУ),  так как при значительных физических и психических нагрузках у них могут произойти биологически обусловленные срывы нервной системы.
Низкая НПУ предполагает наличие у военнослужащего различных предболезненных состояний (крайние варианты психической нормы) со скрытой, невыраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения,  обусловленные  дефектами  функционирования  нервной системы и снижающие приспособленные возможности организма.
Все военнослужащие,  в  соответствии с требованиями ГОМУ ГШ ВС РФ проходят психологическое (психофизиологическое) обследование в военном комиссариате, а  затем  и  в  воинской части группой профессионального психологического отбора,  в ходе которого у них  определяется  уровень нервно-психической устойчивости.
В соответствии с тестовыми методиками,  разработанными в ГВМУ МО РФ,  военнослужащие по уровню нервно-психической устойчивости делятся на 4 группы:
1 группа — лица с высокой нервно-психической устойчивостью, практически здоровые. Нервно-психические срывы маловероятны.
2 группа — лица с достаточной  нервно-психической  устойчивостью.  Нервно-психические срывы вероятны, если военнослужащий длительное время находится в экстремальной ситуации без соответствующей помощи.
Военнослужащих 1  и 2 групп можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ, а также выполнения задач с оружием м боеприпасами.
3 группа — лица с удовлетворительной нервно-психической  устойчивостью. Нервно-психические  срывы  вероятны  даже  если военнослужащие непродолжительное время находятся в экстремальных условиях,  что ограничивает  использование  этих военнослужащих по отдельным специальностям, либо в определённых ситуациях.
Военнослужащие этой  группы не рекомендуются к несению караульной службы, ограничено годны к несению службы в составе суточного  наряда.  Лица 3  группы НПУ требуют индивидуальных психопрофилактических,  коррекционных и воспитательных мер,  после принятия которых,  и только  в персональном порядке,  может рассматриваться вопрос о допуске их к несению службы с оружием.
4 группа  — лица с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью. Вероятность срывов очень высока даже при умеренных психических и физических нагрузках.  Командир по рекомендации психолога обязан направить этих лиц на консультацию к специалистам  медицинской  службы для принятия  мер и решения на предмет годности к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Военнослужащие 3  и  4  групп НПУ должны находится под постоянным динамическим наблюдением войсковых психологов. Один раз в полгода следует дополнительно  проводить  изучение  и  тестирование  лиц с низкой нервно-психической устойчивостью,  делать заключение о их текущем состоянии (снижении или повышении НПУ).
По данным первичного изучения молодого пополнения, поступающим из ЗабВО, ДВО, ТОФ и ряда других военных округов и флотов, от 30% и более военнослужащих отнесено к 3 и 4 группам НПУ. Это свидетельствует о некорректном использовании  тестовых  методик «Прогноз — 2» и «НПН — А», которые применяются без стандартизации к местным условиям. Все методики, применяемые  для  изучения личного состава,  должны быть предварительно адаптированы,  приведены в соответствие с  законом  нормального распределения и только после этого использоваться на практике.

III.

С военнослужащими,  данных категорий должностными лицами воинской части должны проводится следующие мероприятия профилактического характера:
Е Ж Е Д Н Е В Н О :
•    контроль за наличием и состоянием этих военнослужащих со стороны должностных лиц (дежурного по части, ответственного офицера, командиров подразделений и младших командиров) — не менее 10 раз в сутки:
1.    После производства подъема л/с.
2.    При построении на утренний осмотр.
3.    При построении на завтрак.
4.        Для проведения информирования и тренажей л/с.
5.    При построении для развода на занятия.
6.    При построении на обед.
7.    При построении для обслуживания техники, чистки оружия.
8.    Для  проведения спортивно-массовой работы и воспитательной работы в вечернее время.
9.        При построении на ужин.
10.    При построении на вечернюю поверку.

  • проведение индивидуально-воспитательной работы: постоянное наблюдение за их поведением со стороны должностных лиц,  старших  команд, лиц суточного наряда;  а также индивидуальные беседы командирами взводов и рот, заместителями командиров рот по воспитательной работе;
  • занятия по строевой подготовке не менее 1-2 часов в день в составе отдельной группы под руководством специально назначенного офицера
  • доведение требований безопасности,  общевоинских уставов, законодательства РФ;
  • телесные осмотры;
  • контроль  за получением почтовой корреспонденции,  а также различных передач от родных, близких и друзей;
  • сбор и обобщение информации о поведении в/служащих «группы риска» от всех категорий должностных лиц,  лиц суточного наряда,  старших команд и объектов, где несли службу или выполняли другие задачи данные военнослужащие;
  • ежедневная оценка их деятельности при подведении итогов со стороны младших командиров и командиров взводов;
  • работа  командиров,  заместителей  по  воспитательной  работе в семьях офицеров,  прапорщиков, военнослужащих по контракту в целях выявления характера их внеслужебного поведения и  привлечения  родных  к совместной профилактической работе.

Е Ж Е Н Е Д Е Л Ь Н О :

  • индивидуальные беседы командирами батальонов, заместителями командиров частей  по  воспитательной работе,  командирами и психологами частей с  документальным оформлением выводов,  пополнением выявленными материалами их личных дел;
  • доведение под роспись статей УК РФ,  приказов и директив МО РФ, Командующего войсками округа,  командиров частей об осуждении военнослужащих за обще уголовные и воинские преступления;
  • проведение психологического анкетирования (для вновь  прибывших военнослужащих) и  тестирования (типа «Прогноз» и «НПН-А» (нервно-психическая неустойчивость — акцентуация) в интересах  выявления  морально-психологических качеств и прогнозирования их поведения;
  • принятие зачетов по общевоинским уставам,  строевой подготовке, физической подготовке, требованию законов РФ по воинской службе;
  • отражение их деятельности и оценки их службы и дисциплины в заметках боевых листков;
  • контроль и внесение изменений в списки л/с,  увольняющегося  по субботам и воскресеньям в городской отпуск;
  • дача персональной оценки о личной дисциплинированности  в  ходе подведения итогов состояния воинской дисциплины за неделю;

Е Ж Е М Е С Я Ч Н О :

  • встречи и индивидуальные беседы с родителями  и  родственниками военнослужащих (по их прибытию);
  • переписка с родителями, военкоматами, органами МВД, предприятиями,  учебными заведениями по месту призыва;
  • организация  бесед  с военнослужащими «группы риска» работников органов военной юстиции, представителей МВД;
  • заслушивание  военнослужащих,  совершивших  правонарушения  или склонных к их совершению на общих собраниях  военнослужащих  различных категорий, судах чести, аттестационных комиссиях;
  • отражение оценки и службы дисциплины в стенной  печати  подразделений (стенная газета, фотогазета, сатирическая газета);
  • контроль со стороны должностных лиц  (за  соблюдением  графиков нарядов, содержанием  записей в журнале амбулаторного приема больных и т.п.);
  • уточнение списков военнослужащих данных категорий. Введение новых и исключение исправившихся в/служащих. Проводится гласно на подведении итогов за месяц;

Списки данных категорий военнослужащих должны  быть  у  командира подразделения,  командования батальона, воинской части и соединения, а также у дежурного по части. Списки уточняются не реже 1 раза в месяц.