Предрасположенность к руководству и развитие качеств командира





Для каждого офицера важно иметь представление о сложившихся требованиях к военному человеку вообще и к офицеру-руководителю, в частности. В связи с этим уместно напомнить, что “офицер” в буквальном смысле этого слова означает “государственный человек”. Он призван защищать государственные интересы. Поэтому весь исторический опыт нашей армии убедительно свидетельствует, что воинская служба обусловлена подвижничеством во благо Отечества. Недостаток веры в высоту своей миссии никогда не сможет быть компенсирован ни деньгами, ни чинами, ни орденами. Еще генерал М.И.Драгомиров писал: «Наше дело все построено на самоотвержении и самоотречении; кто этого не понимает, кто не может поступиться своей личностью во имя дела, тот никогда не будет порядочным военным». Так было всегда и так будет, пока существует армия.

         Главным требованием к современному офицеру-руководителю является достижение личностью высокого уровня духовного развития, военно-профессиональной направленности и мастерства. В интересах обеспечения эффективного общения офицер-руководитель должен обладать высокой коммуникативной культурой как условием плодотворного сотрудничества в учебной и боевой деятельности. Для наилучшей адаптации к динамично изменяющейся обстановке и профилактики психологических перегрузок офицеру необходимо иметь склонность к творческой деятельности и постоянному самосовершенствованию, владение навыками самоуправления, постоянное поддержание здоровья и высокого уровня физически показателей.

         Теоретическую и практическую основу мастерства офицера по руководству подчиненными составляет система знаний, навыков и умений. В структуре знаний руководителя можно выделить ряд элементов: знание концепций, законов и закономерностей развития военного дела и социально-психологических явлений, знание основных категорий и понятий, позволяющее вырабатывать самостоятельные взгляды; знание основополагающих принципов и методов работы с личным составом; прикладное знание своей военной специальности. Изложенный комплекс знаний органически связывается с практическими навыками и умениями. В качестве интегративных можно выделить следующие умения: организационные, диагностические и информационные.

         Формирование и совершенствование необходимых для руководства качеств происходит не одномоментно, а  имеет свою последовательность и логику. Важную роль в этом процессе играет систематическая самооценка курсантом и молодым офицером степени сформированности у себя этих качеств. Как оказалось, существует определенная связь между самооценкой и уровнем развития личностных качеств: по мере развития важнейших профессионально значимых качеств самооценка видоизменяется от завышенной к заниженной и лишь при достаточно высоком уровне развития этих качеств приближаться к адекватной. То есть распространенное явление в курсантском и офицерском становлении — «перекос самооценки» — как условие, предопределяющее выделение трех типичных личностных групп. В первой — люди с завышенной самооценкой, во второй — с заниженной, в третьей — с правильной.

         Процесс самооценивания курсантов и офицеров может быть организован различным образом. В частности, возможен вариант действий по самооцениванию, когда курсанту предлагается сформировать у себя образ идеала и антипода офицера-руководителя.

         В этом случае при характеристике образа идеала офицера-руководителя важно исходить не из какой-то завершенной модели личности, а рассматривать его как процесс самосовершенствования курсантов в интересах формирования у себя требуемых предпосылок. В связи  с этим представляют интерес те психологические исследования, в которых проанализирована динамика преобразования определенных психологических предпосылок курсантов в значимые качества офицера-руководителя.





         Так, в частности, курсантам было предложено составить идеальный образ офицера-руководителя, используя для этого три группы личностных качеств. К первой относились деловые качества (ориентация на военную специальность в общем плане), ко второй - волевые качества, к третьей - отношение к людям. В итоге выяснилось, что по оценкам курсантов наибольший удельный вес в личности офицера должны иметь следующие двенадцать деловых  качеств из первой подгруппы: компетентность, исполнительность, аккуратность, целеустремленность, физическая закаленность, вдумчивость, рассудительность, энтузиазм, инициативность, ответственность, грамотность, трудолюбие.

         На втором месте (по удельному весу) оказались 9 качеств волевой сферы: сдержанность (выдержанность), твердость, терпеливость, умение сосредоточиваться, упорство, решительность, смелость, самообладание, осторожность. На третьем месте одиннадцать качеств выражающих отношение к людям: справедливость, порядочность, общительность, корректность, честность, доверчивость, вежливость, чуткость, скромность, заботливость, отзывчивость.

         Личностные качества антипода идеального офицера в оценках курсантов представляются с приоритетом удельного веса негативных характеристик отношения к людям. В числе выделенных — двенадцать качеств: подлый, жадный, лживый, грубый, наглый, циничный, лицемерный, эгоистичный, злопамятный, вредный, непорядочный, невнимательный. На втором месте (по удельному весу) три волевых качества: трусливый, безвольный, слабовольный. На третьем месте — пять деловых качеств: ленивый, глупый, безответственный, необязательный, легкомысленный.

         В связи с этими результатами уместно сравнить, как менялись представления о результатах подготовки офицеров в высшем учебном заведении на разных этапах развития военной организации нашего государства. В частности, еще в 1911 году в журнале «Военный сборник» автор под псевдонимом «В.Г.» в статье «Аскетизм, барство и забытые истины» писал, что кадетские корпуса и юнкерские училища выпускают в жизнь молодежь следующих пяти типов:

- способных и сильных волей — 10%,

- способных, но безвольных — 25%,

- способных, с сильной волей, но легкомысленных — 25%,

- малоспособных, но сильных волей — 10%,

- малоспособных и безвольных /пустоцветы/ — 30%.

         Все эти данные могут быть рассмотрены как основания для формирования у курсанта психологического идеала офицера-руководителя. Для того, чтобы эти качества могли сформироваться у самого курсанта очень важно обеспечить выполнение им ряда психологических условий. Основным таким условием является формирование у курсанта готовности и способности к систематической, достаточно полной и достаточно точной оценке своих реальных личностных предпосылок.

         В связи с этим, можно напомнить, что подобную задачу пришлось решать практически всем, кто хотел многого достичь в этой жизни. Сам по себе призыв: «Познай самого себя» известен очень давно. Такая надпись на греческом храме появилась еще 2,5 тысячи лет тому назад. С тех пор этот призыв никогда  не терял  своей актуальности. Например, попытки оценить себя и свои поступки посредством ведения дневниковых записей осуществляли многие великие педагоги. К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой, анализируя свои поступки, пытались найти ответ на вопрос: «Почему?». В. Гете в свое время писал: «Как можно познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

         Основными средствами самооценки являются самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. Самоанализ ведется на основе материалов самонаблюдения, самоотчета, сравнения. Это позволяет сопоставить то, что человек наблюдает в себе с тем, что он видит в других людях и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем товарищи.

         В интересах формирования правильной самооценки курсантам важно поразмышлять над следующими вопросами:

1. Каковы причины ваших успехов и неудач (в учебной деятельности, в общественной работе, во взаимоотношениях с другими людьми)?

2. Влияют ли эти успехи и неудачи на ваше мнение о себе?

3. Соответствуют ли ваши успехи в учебе вашим способностям?

4. Можно ли развивать в себе положительные качества и исправить недостатки? Что вы делаете в этом плане?

         Полученная в итоге самооценка потенциала способностей может быть правильной, но может быть и неверной. Судить о том какая в итоге получилась самооценка, низкая она или высокая можно по тому, какие жизненные цели имеет курант. Если он ставит перед собой задачу приносить людям добро, давать им радость, то это соответствует великому человеческому предназначению. Если им овладел меркантильный интерес (карьера любой ценой или приобретательство), то в перспективе его ждет гораздо больше огорчений, чем радостей. Высказавший эту мысль академик Д.С.Лихачев написал следующее: «Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, — явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности. В этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться».

          Выявленные у курсантов крайние позиции должны стать предметом регулирования. Курсант, имеющий завышенную самооценку, может проявлять заносчивость, нетерпимость к критике. К сослуживцам же такой человек предъявляет обычно очень высокие требования. В таких случаях, как говорится, «в чужом глазу соринку увидал, а в своем и бревна не видно». Высокомерный человек не только часто вступает в конфликтные ситуации с окружающими, но нередко попадает во внутриличностный конфликт из-за опасений и тревог по поводу не достигнутой цели. В таком состоянии может произойти срыв положительной перспективы, возникнуть предпосылки к нарушению дисциплины. В условиях относительной психологической изоляции могут появиться и предпосылки к расстройству нервной системы.

         Курсант, которой имеет заниженную самооценку, недооценивает свои возможности. Он чаще всего сам лишен положительного настроения да и другим его портит из-за постоянного нытья, мнительности об отсутствии условий для занятий. Такой курсант, как говорится, «ставит на себе крест». Он считает, что никогда не сможет стать даже «хорошистом» и поэтому не стремится измениться в лучшую сторону.

         Эти два типа самооценки нуждаются в преодолении. И большая роль отводится в этом процессе каждому курсанту. В этой связи полезно знать ряд правил:

1. Нельзя изучить себя, не изучая одновременно и с равной заинтересованностью других людей.

2. Себя и других людей можно изучить лишь в процессе деятельности и общения в коллективе.

3. По-настоящему постичь человека можно лишь помогая ему развиваться.

4. Изменения к лучшему можно добиваться лишь при постоянном самопознании.

         Все это позволит курсанту создать у себя образ офицера как в высшей степени интеллигентного по своему духу человека. В дальнейшем это качество необходимо в себе развивать. Прежде всего необходимо тренировать душевные силы, без которых нет способности к пониманию, к терпимому отношению к другим людям. Умение находить лучшее, что имеется в каждом человеке, его «заслоненную красоту» требует большого ума соединенного с добротой. Для развития душевных сил необходимо сформировать у себя психологическую готовность к сопереживанию и сочувствию товарищам. В то же время необходимо глушить в себе эгоистичность, грубость, раздражительность.

         Надо учиться трезво анализировать обстоятельства, самокритично относиться к тому, что происходит в жизни. И если возникают какие-то трудности в понимании товарища (не устраивают какие-либо черты его характера), то, прежде всего, можно попробовать как-то изменить самого себя, во-вторых, оказать какое-то мягкое воздействие на этого человека, в-третьих, изменить свою линию поведения по отношению к данному товарищу.

         Общее правило психологической культуры состоит в том, чтобы желать себе того же, чего желаешь другим. Однако данные исследований показывают на большой дефицит этой культуры. Выделено 4 типа самоутверждения в жизни: 1) стать тверже вместе со всеми (т.е. сделать мир сильнее); 2) утвердится самому в более мягком окружении; 3) смягчить свой нрав, помогая утвердится другим; 4) стать мягче вместе со всеми (сделать мир добрее).

         Естественно, что гуманистическим идеалом является четвертый тип, однако в настоящее время, как показали исследования психологов, наибольшее распространение в нашей стране имеет второй тип. Около половины опрошенных считают, что им более всего не хватает уверенности и решительности, а окружению — доброты и человечности.