Выявление и оценка требуемых офицеру качеств





В работе по выявлению и оценке требуемых офицеру качеств можно воспользоваться следующими методиками:

         Методика I. Читая опросник, курсанты должны оценить степень выраженности у себя того или иного признака (высказывания) и отметить знаком «+» в соответствующей графе регистрационного бланка (они раздаются на занятии) оценку по пятибалльной шкале. Работать нужно самостоятельно. Нельзя обращаться за помощью к товарищу, разговаривать. Все записи курсанты должны делать только на отдельных листах регистрационных бланков. Время работы с опросником — 5 минут.

Опросник к методике I .

1. Правильно оцениваю и реагирую на свои успехи.

2. Требователен к себе.

3. Испытываю неприязнь к рекламирующим свои успехи и достоинства.





4. Не стремлюсь к превосходству над другим.

5. Не рекламирую себя, не рассказываю о себе, не рисуюсь.

6. Обладаю чувством собственного достоинства.

7. Уверен в себе.

8. Умею считаться с мнением других.

9. Выполняю правила поведения, предъявляемые товарищам.

11. Прост, естественен в поведении.

12. Не стремлюсь быть центром внимания.

13. Неприхотлив, умерен в запросах.

14. Признаю ограниченность своих достижений в сравнении с вкладом других.

15. Не сосредоточен на себе.

16. Стремлюсь к самосовершенствованию.

17. Способен в присутствии командиров и товарищей дать себе низкую оценку, если она заслужена.

18. Умею видеть в своих успехах заслуги других.

19. Стараюсь не обижать других.

20. Не стремлюсь к яркому, броскому оформлению своей внешности.

          Методика II. Читая опросник, курсанты должны оценить степень выраженности у себя того или иного признака (высказывания) и отметить знаком «+» оценку по пятибалльной шкале. Работать нужно самостоятельно.

 Опросник к методике II.

1. Активен в решении общих задач взвода.

2. Помогаю товарищам.

3. Высказываю товарищам неодобрение, если они поступают плохо.

4. Подчиняю личные интересы коллективным.

5. Переживаю за дела взвода.

6. Организую новые дела во взводе.

7. Требователен к товарищам.

8. Критикую тех, кто уклоняется от участия в общем деле.

9. Умею подчиниться товарищам.

10. Умею организовать коллектив.

11. Не уважаю тех, кто в стороне, когда товарищу нужно помочь.

12. Люблю быть со взводом.

13. Не обижаюсь на критику.

14. Умею расположить к себе, доброжелателен.

15. Участвую в общественной жизни взвода.

          Методика III. Курсантам предлагается называть положительные и отрицательные качества, которые проявляются в повседневной жизни и которые потребуются в боевой деятельности. На доске выписываются 20 положительных и отрицательных качеств. Затем курсантам предлагается внимательно прочитать перечень качеств личности. Потом дается следующая инструкция: выберите из перечня те прилагательные, которые характеризуют ваш идеал (10-20 слов). Выпишите их на регистрационный бланк в графу «Мой идеал». Работать нужно самостоятельно. Нельзя обращаться за помощью к товарищу. Все записи курсанты должны делать только на отдельных листах регистрационного бланка. Время для работы — 5 минут.

         Затем из списка прилагательных, которые характеризуют ваш идеал, необходимо выбрать те качества личности, которыми вы, как вам кажется, обладаете. На регистрационном бланке в графе «Я обладаю» отметить знаком «+» те качества, которые присущи вам. Время для работы — 2 минуты.

          Методика IV. Снова внимательно прочтите представленный на доске перечень качеств личности. Выберите из перечня те прилагательные, которые характеризуют ваш антиидеал (10-20 слов). Выпишите их на регистрационный бланк в графу «Мой антиидеал». Работать нужно самостоятельно. Нельзя обращаться за помощью к товарищу. Время для работы с перечнем отрицательных качеств личности — 5 минут. Теперь из списка прилагательных, которые характеризуют ваш антиидеал, необходимо выбрать те качества личности, которыми вы, как вам кажется, обладаете. На регистрационном бланке в графе «Я обладаю» отметить знаком «+» те качества, которые присущи вам. Время для работы — 2 минуты.

         Методика V. Читая опросник, курсанты должны оценить степень выраженности у себя того или иного признака (высказывания) и расставить на соответствующие места буквенные символы в регистрационном бланке. Работать нужно самостоятельно. Все записи курсанты должны делать только на отдельных листах регистрационных бланков. Время для работы с опросником 2 минуты.

Опросник к методике V.

1. Стать тверже вместе со всеми.

2. Утвердиться самому в более мягком окружении.

3. Смягчить свой нрав, помогая утвердиться другим.

4. Стать мягче вместе со всеми.

          Данные пять методик позволяют дать качественную характеристику самооценки курсантами таких качеств как скромность, коллективизм, самокритичность, направленность на коллектив, на совместную деятельность или на себя. Но это только маленькая часть самооценок, которые человек постоянно производит в своей жизни. Такое же сравнение, самооценку можно производить и по отношению ко всем другим своим личностным качествам. Результаты обработки данных по этим методикам позволят курсанту более четко представить свои качества.