Перцептивные навыки офицера и их развитие





Отношения офицера к подчиненным формируются не мгновенно, а проходят ряд этапов. Перечислить их можно в такой последовательности: подготовка к восприятию, восприятие(социальная перцепция), впечатление, понимание, фиксация отношения, подготовка к выражению отношения. Рассмотрим наиболее существенные характеристики каждого из этапов.

         На этапе подготовки к восприятию важное значение имеет то, как офицер представляет себе отношения с  новыми для него, незнакомыми людьми, какими мотивами собирается руководствоваться при выборе актива, как будет оценивать все происходящее в подразделении.

         Восприятие — это реакция мгновенного видения. Оно может быть направленным, когда офицер, заинтересованно наблюдая за подчиненным, обращает внимание на все грани его поведения, или же неосознанным, когда у человека в мозгу невольно фиксируется какие-то черты окружающих его людей. В том и другом случае возможно как правильное, так и искаженное восприятие. Последнее возникает чаще всего из-за поверхностного подхода, когда молодой офицер меряет всех других людей на свой аршин. В результате видит то, что хочет увидеть в человеке, а не то, что есть на самом деле.

         Не секрет, что существуют индивидуальные различия в интересах, направленности, вкусах различных людей. Поэтому восприятия одних и тех же явлений у разных людей могут быть разными. Например, курсант, который знает свои изъяны в физической подготовке и стремится развивать силу, воспринимает действия тренированного воина как образец для подражания. Но если он не видит необходимости в том, чтобы стать сильным, то для него спортивные успехи сослуживца малозначимы. С другой стороны, сильное воздействие на этого курсанта может производить человек, который, например, хорошо играет на гитаре. Так определенные ценностные ориентации обусловливают соответствующий тип восприятия. В итоге оно может оказаться полным, неполным или искаженным.

         Как видно из приведенных примеров, развитие взаимоотношений может пойти по разным руслам, в зависимости от индивидуального опыта восприятия каждого военнослужащего и других личностных особенностей.

Впечатление о другом человеке характеризуется как состояние кристаллизации восприятия. Оно может быть правильным, неполным или неправильным. Это зависит от настроения, собственного положения и положения воина в коллективе. Особенно значимы при этом служебное положение, срок службы, специальность, активность в общении.





         Понимание приходит в итоге осмысления действий подчиненного. При этом возможно недопонимание или непонимание их. Пониманию способствует быстрое накопление опыта общения с людьми в одном коллективе (все друг у друга на виду), тесные личные контакты.

         Фиксация отношения состоит в том, что в результате анализа сложившихся мнений о том или ином подчиненном в сознании формируется индивидуальное отношение к этому воину. Оно представляет собой сложное психическое образование и может быть выражено понятиями: уважение — презрение, доверие — подозрительность, симпатия — неприязнь, забота — безразличие, доброжелательность — злонамеренность.

         Подготовка к выражению отношения — это предвидение тех или иных ситуаций, которые могут сложиться в ходе общения с подчиненным, а значит и, принятие соответствующего плана действий, составление своего рода прогноза.

         Большую роль в понимании другого человека играет восприятие и понимание его речи. Восприятие речи другого человека — процесс сложный. Существует множество психологических барьеров, препятствующих пониманию услышанного. Французский ученый А.Моль приводит, в частности, такой юмористический пример «испорченного телефона».

         Капитан говорит старшине: «Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме».

         Старшина передает дежурному сержанту следующее: «По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, то тогда это явление состоится в казарме».

         Дежурный сержант сообщает капралу: «По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме насчет этого редкого явления, если будет дождливо, а это бывает не каждый день».

         Капрал говорит солдатам: «Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день».

         Один солдат другому: «Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день».

         Нечто подобное каждый из нас знает и по собственному  опыту. Это связано прежде всего с тем, что далеко не всегда ясная и понятная говорящему мысль легко воспринимается другим человеком. И на это есть причины. Народная мудрость гласит: мысль изреченная — ложь. Психологические исследования показывают, что задуманное сообщение в процессе изложения значительно искажается. Если принять задуманное за 100%, то высказанное содержит 70% первоначальной информации. В следующей фазе процесса восприятия услышанное составляет 80% от высказанного, а это составляет 56% от первоначальной информации. На этапе понимания остается 70% от услышанного, что составляет 39% от первичной информации. Запоминается же лишь 60% от понятного. Таким образом, лишь около 24% первичной информации «оседает» в памяти собеседника. И если теперь принять этот объем за 100%, то при пересказывании снова произойдет утрата 30%. Таким образом, от первичной информации остается около 16%, то есть примерно одна шестая часть.

         Зная это, можно уже без особого юмора отнестись к приведенной в начале раздела истории. Ведь теперь понятно, как часто в жизни мы можем столкнуться с подобным искажением. А сколько же на этой почве допущено нами ошибок? Тут, как говорится, уже не до смеха. Значит, необходимо учиться слушанию.