Уровни развития навыков слушания





По уровню развития навыков слушания офицеров можно условно разделить на три категории: 1) внимательные; 2) пассивные; 3) неуравновешенные. К первой категории относятся такие, которые относятся к говорящему с уважением и заинтересованы в том, чтобы понять его. При слушании начальника такой офицер старается сосредоточиться на полном понимании того, что излагается.        В преддверии или с началом разговора он внушает себе: «Я весь — внимание». В паузах между фразами проводит анализ услышанного, контролируя себя вопросом: «А правильно ли я понял?», «Тот ли вывод должен быть?». При появлении неясностей правомерно обращение к говорящему с просьбой: «Товарищ капитан! Извините, я не понял, что вы имеете в виду», «Пожалуйста, уточните это». Некорректно будет звучать в этой ситуации фраза: «Я вас не понял», произнесенная с раздражением.

         Для выяснения сути сказанного целесообразно воспользоваться и такими фразами: «Как я понимаю, Вы говорите, что…», «Другими словами, Вы считаете…», При получении какого-либо указания (распоряжения) для лучшего восприятия смысла правомерно повторить про себя сказанное начальником. В некоторых  случаях будет полезно сделать уточнение: «Если я правильно понял, надо…», «Надо понимать, что задание состоит в …».

         Внимание внешне выражается в позе, в направленности взгляда. Кивок головой, пожимание плечами — характерные жесты — легко воспринимаются собеседником. Все эти действия служат сигналами, позволяющими говорящему выдерживать свою линию, помогают ему достичь большей убедительности высказывания. При этом терпеливое выслушивание не означает равнодушного отношения.

         Пассивность офицера в слушании (второй тип слушателя) внешне может напоминать проявление терпеливости и сдержанности. Однако, когда молчание задерживается, то оно может погасить активность собеседника. В разговоре пауза в среднем не превышает 5-6 секунд. Мерилом здесь служит чувство меры. Если не чувствовать «затягивания» паузы, то у говорящего возникает мысль, что до него у собеседника нет дела. Полная расслабленность, снисходительный тон, выраженный пословицей: «Мели, Емеля, твоя неделя», недопустимы.

         Подобные реакции, конечно, вызываются разными причинами. Если это обусловлено усталостью, то необходимо принять меры по приведению себя в чувство. Простейший прием. Если почувствуете скованность в суставах, онемение мышц, то попробуйте плавно переменить позу. В каком-то случае правильно будет проявить инициативу и подыскать способ для перерыва в слушании. Можно сослаться на занятость или плохое самочувствие, сказав собеседнику: «Извини, есть срочные дела, давай перенесем наш разговор на завтра…» или: «Извини, что-то я сегодня не в форме для размышлений…».

         Третья разновидность поведения слушателя обусловлена привычками занимать ведущую позицию, повышенная критичность к высказываниям других людей, эмоциональная раскованность. Таким образом, следует иметь в виду, что, когда эмоции берут верх, то возможности разума ограничиваются. И в этом плане затрудняется восприятие информации. Не следует горячиться и тогда, когда вы встречаетесь с противоположной точкой зрения. Потерпите, дайте человеку выговориться. Взвесьте, как говорится, все «за» и «против». Может быть, и возражать не придется. Следите за позой. Не уходите ли вы «в сторону». Внешне это выражается в скрещивании рук на груди, в напряжении мышц тела. Эта поза воспринимается на уровне подсознания собеседником как свидетельство несогласия, и это препятствует взаимопониманию.





         В том случае, если готовность офицера к восприятию речевой информации невысока, возникают определенные ошибки слушания. В качестве типичных для молодых офицеров  ошибок, препятствующих восприятию информации, исследователи выделяют следующие:

1. Сосредоточение внимания на форме изложения, а не на содержании речи (вниманием словам, а не мыслям).

2. Заострение внимания на одном из пунктов в большом перечислении фактов и мыслей и не восприятие главного в излагаемом содержании.

3. Отключение внимания из-за усталости слушать, еще до того, пока не изложено самое существенное.

4. Отключение внимания от речи до того, когда она закончится (кажется, что хорошо знаем, о чем будет говориться).

5. Рассредоточение внимания на выполнение других дел (привычка слушать вполуха).

6. Направление внимания на особенности внешности и манеры поведения говорящего (смотрим, а не слушаем).

7. Приписывание словам говорящего и мотивам его поведения какого-то значения до того. как он выразит полностью свою позицию.

8. Неспособность сдерживать свое раздражение, что не дает сосредоточиться на предмете разговора.

9. Отвлечение внимания от содержания речи в паузах, которые появляются при медленном темпе изложения (в промежутках возникают побочные мысли).