Манеры поведения и жесты





Большую роль в общении имеют манеры поведения и жесты. Жесты помогают передать мысль, они являются определенными символами. И для того, чтобы достичь желаемого эффекта, важно позаботиться не только о точности (отточенности) движений, а также об их целесообразности, корректности и непринужденности. Однако нередко возникают ситуации, когда жесты употребляются неправильно, «в противофазе» со своим смыслом, либо когда остаются непонятными. В результате цели общения не достигаются. Чтобы избежать этого, необходимо ознакомление со словарем жестов.

         Условно жесты разделяются на следующие группы: иллюстраторы, регуляторы, адапторы, эмблемы и аффекторы. Иллюстраторы — это жесты, подкрепляющие сообщение. Среди них, прежде всего, выделяются указатели, например, «указующий перст», пиктографы, то есть картинное изображение предмета сообщения: «Вот такого размера!», идеографы, то есть движения руками как бы соединяющие отдельные воображаемые предметы вместе, жесты-биты, то есть различные отмашки, подкрепляющие намерения говорящего (например, стук по столу).

         Жесты-иллюстраторы очень наглядны и хорошо понимаются слушателями. Однако докладчику следует помнить о том, что сильные размахивания руками, наклоны и раскачивания могут раздражать аудиторию. Всегда воспринимается негативно «указующий перст», ибо он ассоциируется с авторитарными чертами характера. Фотографии руководителя с «указующим перстом» используются в прессе для формирования негативного образа данного человека.

         К регуляторам относятся улыбка, кивок головой, направление взгляда, целенаправленные движения руками. Эти жесты сигнализируют об отношении говорящего к собеседникам и могут свидетельствовать о том, что мысль закончена и теперь могут быть высказаны возражения. Утвердились определенные штампы-регуляторы. Ладонь вытянутой руки, обращенная в аудиторию, означает: «Подождите!». Ладонь, опущенная вниз: «Я сейчас объясню!». Ладонь, поднятая кверху: «Вот как надо!». В набор регуляторов входят такие движения, как поглаживание волос, прилаживание галстука, пауза молчания и т.п. При спокойном состоянии докладчика регуляторы имеют естественное выражение. Однако при возбуждении, когда говорящий может непроизвольно теребить волосы, одергивать одежду, хвататься за галстук, эти жесты могут вызывать негативную реакцию у окружающих.

         Жесты-адапторы объединяют три группы специфических движений рук: а) почесывание, подергивание отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания слушающих; в) поглаживание, перебирание каких-то предметов (карандаша, пуговиц, ключей и т.д.). Чаще всего эти жесты являются привычками, от которых необходимо избавляться, поскольку слушателями они воспринимаются негативно. Представим себе в этой связи ситуацию, при которой курсант отвечает на экзамене, а сам теребит пуговицу или мнет в руках бумагу. Ясно, что такой жестикуляцией он создает о себе не самое лучшее мнение.

         Жесты-эмблемы предназначаются для замены слов или фраз. Так, например, сжатые вместе по манере рукопожатия руки, выставленные на уровне груди, означают приветствие, поднятые над головой — означают прощание. Важно иметь в виду, что у американцев этот же жест-»прощание» является символом победы. Жесты несут в себе национально-психологический отпечаток и, поэтому, требуется осторожное применение эмблем в различных общностях.





         Жесты используются и для обозначения вполне определенной межличностной позиции, своего отношения к собеседнику. Искренность намерений символизирует раскрытые руки (ладонями вверх). Итальянцы при волнении кладут ладони на грудь, говоря при этом: «Что ты от меня хочешь?». Пожимание плечами может дополнить этот жест, и актеры используют это сочетание для того, чтобы обозначить открытую натуру персонажа.

         Изменение расположения рук, перевод их за спину или упрятывание в карманы свидетельствуют в одних случаях о чувстве настороженности, в других — чувстве вины. При возникновении угрозы личности чаще всего в конфликтной ситуации руки скрещиваются на груди. Этот жест выражает оборонительную (защитную) позицию и встречается в повседневной жизни довольно часто.

         Красноречивым дополнением к этому символическому содержанию жеста относятся денные психологических исследований, согласно которым по этому жесту можно осуществлять диагностику стиля мышления человека. Если правая рука накрывает левую, то это свидетельствует о «левополушарном» мышлении, которое характеризует склонность к последовательно-аналитической познавательной деятельности. Если левая рука накрывает в этом жесте правую, то это свидетельствует о «правополушарном» мышлении, которое характеризует склонность к непосредственно-чувственному, образному восприятию действительности.

         Практический совет по использованию жеста скрещенных рук состоит в том, чтобы пересмотреть свою линию поведения, когда видим, что собеседник скрестил руки (то есть, принял защитную позицию). Конечно, если задача стоит в налаживании с ним взаимопонимания, а не демонстрации противоборства. Дополнительная информация о психическом состоянии данного человека может быть получена, если обратить внимание на пальцы рук. Если они сильно сжаты в кулаки или вцепились в бицепсы, то это говорит о состоянии психической напряженности.

         Жесты, выражающие отношения субординации, наблюдаются в повседневных контактах сослуживцев, при взаимодействии со старшими и младшими. Обычное приветственное рукопожатие несет в себе разный смысл в зависимости от поворота руки. Так, например, превосходство выражается тем человеком, который протягивает руку с ладонью, обращенной вверх. Поэтому корректно подавать руку при встрече так, чтобы ладонь лежала в вертикальной плоскости. Широко расставленные руки с опорой на края трибуны — типичная демонстрация докладчиком своего превосходства, поэтому этот жест неуместен в общении с любой аудиторией.

         Еще одна важная особенность пространственной позиции. Нельзя ни стоять рядом, ни нависать над собеседником, когда тот сидит, поскольку это заставляет его почувствовать себя маленьким и зависимым. А это многих людей угнетает и нервирует. Еще один жест, выражающий уверенность и превосходство или пренебрежительное отношение: одна рука небрежно засунута в карман куртки, кителя или брюк (большой палец остается снаружи). Воздержание от этого жеста поможет показать уважение к собеседнику. Когда начальник сжимает пальцы в кулак и держит согнутую в локте руку при инструктаже, докладе, то тем самым он демонстрирует свою власть, подчеркивает важность сказанного либо предвещает неблагоприятный ход событий. Как правило, такая жестикулировка сопровождается суровым выражением лица.

         Если человек хочет скрыть истинные свои чувства и мысли, а говорит только то, что от него ожидают услышать, то непроизвольно старается прикрыть левой рукой рот до начала или во время высказывания. На неискренность указывает и несогласованность жестов: например, улыбка и скрещенные на груди руки. Наблюдая такое явление, человек подсознательно чувствует, что с ним пытаются играть в прятки.

         Существует ряд жестов, которые выражают сомнение. Обычно это потрагивание или легкое потирание носа указательным пальцем. Этот жест моментально проявится, стоит лишь задать юноше вопрос, на который ему трудно ответить. Но и опытные ораторы используют этот жест, когда они не уверены в реакции слушателей. Другие разновидности этого жеста — сомнения — потирание за ухом или перед ухом указательным пальцем во время обдумывания ответа или потирание глаза. В этой связи важно понимать, что эти жесты могут носить нежелательный демаскирующий характер, в тех случаях, когда человеку необходимо продемонстрировать свою компетентность и уверенность (например, при сдаче экзамена).

         Для приобретения необходимых навыков устойчивого и беглого распознавания «бессловесных» сообщений, закодированных в жестах и телодвижениях, целесообразно ежедневно выделять 10 минут для специального целенаправленного «чтения». При этом любая встреча, собрание или занятие представляют собой хороший полигон для наблюдений. В этих же интересах можно использовать телеэкран (особенно программы с интервью и дискуссиями). Попробуйте понять, что происходит, следя только за изображением. Через каждые 5 минут можно включать звук, чтобы сравнить «речевое» сообщение и «прочитанные» жесты. При этом существенное внимание необходимо уделять анализу согласованности жестовых групп. Понимание этих взаимосвязей позволяет более точно выявить позиции общающихся людей.

         Упражнения для сбрасывания «зажимов» лица. Предназначаются для контроля тонуса мимической мускулатуры, сохранения выражения лица, которое наиболее благоприятно для общения и для удержания положительных эмоций.

         1) Гимнастика рта: а) улыбнуться широко — изобразить «улыбку до ушей». Еще шире! Задержите! Расслабьтесь — повторить 2 раза; б) сжать зубы вместе как для поцелуя. Очень крепко! Еще крепче! Максимально плотно и крепко! Расслабьтесь. Распустите мышцы вокруг рта, еще более и более расслабляйте их! — Повторить 2 раза.

          2) Гимнастика глазных мышц: очень крепко закрыть глаза (как будто попало мыло). Очень крепко! Еще крепче! Задержите! Расслабьтесь. — Повторить 2 раза.

          3) Гимнастика для мышц лба: максимально высоко поднимите брови (глаза при этом должны быть закрыты). Как можно выше! Еще выше! Очень высоко! Задержите! Расслабьтесь. Сделайте паузу на несколько мгновений, чтобы почувствовать полное расслабление лица. Ощущения расслабленности надо удерживать в памяти. Проверяйте, насколько хорошо разгладились морщинки на лбу. Для этого можно слегка раз-другой погладить по коже лба ладонью руки. — Повторить 5-6 раз.

          Тренировка выражения лица перед зеркалом. Эти упражнения способствуют выработке навыков сознательного управления мимикой...