Типы внутриличностных конфликтов





Рассмотрим типы внутриличностных конфликтов.

         1 тип. Низвержение завышенных притязаний. Суть: ранее курсант был лучшим в чем-то: в учебе, во внимании или в чем-то другом. В новых же условиях достаточных подкреплений в признании почему-то не получает.

         Здесь привычное лидерское чувство — быть непременно впереди — вступает в противоречие с невозможностью реализации. Неспособность в новой обстановке сохранить прежнее положение передовика порождает неуверенность в себе, растерянность. Курсант не может сосредоточиться на поставленной задаче, у него ухудшается память, нарушается сон, накапливается напряженность, появляется раздражительность.

         Самозащита состоит в том, чтобы овладеть пониманием данной ситуации. Такая победа над собой обеспечивает повышение внутреннего потенциала к перенесению тягот и лишений службы.

         2 тип. Непосильная ноша. Суть: учеба и служба не идут, наступает разочарование, сомнения. Начинается борьба мотивов. С одной стороны: «Не по силам», «Не то». С другой стороны: «А что я скажу дома, одноклассникам, девушке? Что я, неспособен, хуже других? Позор!» Такие результаты и переживания естественны.

         Самозащита состоит в том, чтобы учиться самоорганизации, перейти, как говорится, на второе дыхание, не терять даром времени, обращаться за помощью к другим, не стесняясь своих затруднений.





         3 тип. Физическое несоответствие. Суть в недостатке, по мнению курсанта, силы, ловкости, выносливости, роста, красоты. Самозащита состоит в том, чтобы поверить в возможность изменений и компенсации недостатков, в понимании того, что объективно имеются временные явления, связанные с изменением физиологии организма.

         Конфликт легче предупредить, чем устранить. Профилактика возникновения напряженных ситуации между начальниками и подчиненными и между самими сослуживцами предполагает глубокое знание психологических механизмов возникновения конфликтов и способов их предупреждения и разрешения. Так, например, постоянная нацеленность отрицательных микрогрупп на утверждение особого (обособленного) положения в воинском коллективе превращает эти группы в основные источники межличностных и межгрупповых конфликтов.

         Для профилактики конфликтных ситуаций важно знать причины межличностных коллизий. Первая причина — недопонимание; далеко не всегда легко оценить личность человека, понять мотивы, цели его поведения. Многим присущ максимализм (в своем глазу бревна не видит, а в другом соринку увидел), уверенность в своей непогрешимости. Например, из двух спорщиков может не оказаться правым никто, если каждый видит свою цель только в одном: во что бы то ни стало утвердить свою правоту!

         В числе наиболее значимых предпосылок конфликтов:

- отсутствие навыков общения, грубость, обращение по кличкам;

- несовпадение взглядов на происходящие события;

- ложные направления завоевания авторитета, стремление главенствовать;

- демонстрация эгоизма, самоуверенности, зазнайства;

- нечестность, паразитирование;

- применение «грубой силы»;

- занудливость, назойливость;

- бесхарактерность;

- вздорность, эмоциональная несдержанность.

         Жизнь показывает, что естественной реакцией командира (начальника) на любое отклонение от нормальных взаимоотношений должны быть оперативные меры, направленные на прекращение любого, даже мелкого конфликта в воинском коллективе. Что касается предупреждения конфликтов, то здесь требуются и время, и глубокое познание не только главной причины изъянов во взаимоотношениях, имеющихся между малыми неформальными группами, но и причин конфликтов межличностного порядка. Напряженные межличностные взаимоотношения — своеобразный айсберг, верхушка которого легко различима. Основные же причины трений, конфликтов, как говорится, скрыта в подводной части этого айсберга. Необходимо найти их, проанализировать, сделать надлежащие выводы и предпринять соответствующие меры для изжития ненормальных явлений.

         На стадии возникновения, когда противоречия выражаются в плохом настроении, подавленности, недовольстве, командиру целесообразно использовать, например, такие приемы: неофициальный разговор наедине, предупреждение или рекомендации не затевать ссоры, уйти от конфликтов, положительный отзыв или юмор — разрядка. Предупредить конфликт — это значит предупредить противоречия во взаимоотношениях воинов, тактично подсказать мирную стратегию разрешения спора.

         Главное — разграничить эгоистические устремления и деловые конфликты, сугубо личные и коллективные. В конфликте могут преследоваться свои личные цели, либо служебные интересы. Если конфликт, несмотря на принятые меры, не утихает, тогда целесообразно предложить конфликтующим сторонам открыто на собрании высказывать претензии друг к другу. Командир взвода на основе выступлений воинов принимает решение, и оно доводится обоим недовольным как мнение коллектива, не подлежащее дальнейшему обсуждению.

         Рассмотренные типичные ситуации не исчерпывают имеющегося многообразия. Чтобы выработать творческий подход и научиться выражать себя в роли руководителя продуктивны учебные занятия методом ситуационно-ролевой игры. Цели занятий: 1. Углубить представления курсантов о способах  действия в конфликтной ситуации. 2. Развить навыки слушания. 3. Провести тренировку курсантов в исполнении роли офицера. 4. Получить информацию об индивидуальных особенностях курсантов на основе анализа занимаемых ими в игре межличностных позиций.

         В интересах повышения эффективности занятий целесообразно применить запись действий курсантов в роли на видеомагнитофон. Просмотр записей позволит обучаемым скорее выявить свои ошибки и принять меры к их устранению. Данные занятия составляют блок, который завершает раздел. Активное участие в занятиях позволит каждому курсанту целенаправленно развивать навыки, необходимые «человеку-руководителю».