Понятие фрустрационной толерантности





Существует понятие фрустрационной толерантности, или пороговой величины уровня напряженности, превышение которого оказывает деструктивное влияние на психику воина и его поведение. Поскольку каждая личность имеет свои индивидуальные качества, то и толерантность каждого человека к фрустрации сугубо индивидуальна. Кроме того, начальные этапы адаптации тоже носили различный по своей значимости для переадатации характер, о чем говорилось выше. Итак, можно сделать вывод о различных возможностях военнослужащих к успешной адаптации в новых, непривычных для них  условиях службы.

Нарастание напряженности, вызванной стеническими эмоциями, которые человек переживает в измененных условиях, может превысить его индивидуальный уровень толерантности еще до того, как перестроившаяся система психических реакций позволит личности найти конструктивные пути  выхода из ситуации  и обеспечить его успешную адаптацию. В этом случае напряжение продолжает нарастать на фоне преобладания тревожных эмоций, что в свою очередь продолжает дезорганизацию психической деятельности, истощает психические возможности человека. Сознание при отсутствии у него достаточной степени выраженных качеств, обеспечивающий конструктивный путь адаптации, застревает на невозможности удовлетворить  большое количество потребностей, на угрозе со стороны окружающей действительности личным интересам, благополучию, достоинству личности. Нервно-психическая деятельность  приобретает неустойчивый характер, когда старые, привычные комплексы нервно-психических реакций уже более не в состоянии обеспечить эффективного взаимодействия  личности со средой, а новые, необходимые человеку в данных условиях, не имеют достаточных ресурсов для их соответствующей организации. Рост напряжения, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением препятствующих  рациональным процессам. Человек волнуется, теряется,  впадает в панику, теряет контроль над ситуацией и своим поведением.   Развивается нервно-психическая неустойчивость, склонность к срывам функций нервной системы  как следствие высокой психической активности при невозможности ее конструктивного использования. Естественно, что высоко стимулированная  психическая деятельность должна найти разряжение весьма значительного уровня ее активности. Появляются дезадаптивные состояния, определяющее  два основных типа  поведения личности,  неспособной адаптироваться к среде. Первый тип — агрессивный, в простейшей форме его можно представить как атаку на препятствие или барьер ( в этом случае можно говорить об адаптивной его функции). Однако в условиях военной службы существуют жесткие нормативные требования и правовые нормы, атака на которые  никоим образом не обеспечивают устойчивой адаптацией к еим и, мало того, может серьезным образом усугубить положение военнослужащего. При осознании опасности подобных действий агрессии. Кроме того, источник фрустрации может и не осознаваться вовсе в силу каких-то индивидуальных особенностей человека. И в этом случае агрессия вымещается не на истинных объектах или препятствиях, а на случайных заместителях.

Второй тип поведения — так называемое бегство от ситуации. Этот тип характеризуется уходом человека в свои переживания, обращение всей высоко стимулированной психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопопание, самообвинение и т.п. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Человек начинает видеть самого себя источником всех своих бед, а отсюда — чувство полной безысходности, так как влиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Этот тип дезадаптивного поведения военнослужащего характеризуется замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в мир своих раздумий. Чаще всего им видится единственным выходом из ситуации и разрешением всех проблем уход из жизни ( суицид ) как наиболее доступный и желаемый исход.

В случае развития процесса адаптации по пути неустойчивой психической деятельности, кроме суицидальных эксцессов, имеет место угроза глубоких психических изменений личности. То есть возникает проблема психического здоровья военнослужащего. Этими изменениями могут быть серьезные нервно-психические расстройства и психические заболевания, даже необратимого характера, если своевременно не будет произведена диагностика дезадаптации и не оказана соответствующая помощь.

Таким образом, адаптационный процесс, разделяясь на два противоположных по своему результату  для личности и ее деятельности пути, соответственно прямо противоположно определяет благополучие исхода военной службы человека. Как уже указывалось, дезадаптивное состояние, при дальнейшем нарастании психотравмирующего воздействия среды и отсутствия мер профилактики, может привести к серьезным последствиям в плане нервно-психических расстройств и психических заболеваний. Можно сказать, что в этом случае процесс адаптации “закончен”, здесь необходимо вмешательство невропатологов и психиатров. При его развитии в более благоприятном направлении, он вступает в этап завершающего психического напряжения. Характерным содержанием этого этапа является своеобразная подготовка психики воина к возвращению старых форм функционирования и реакций или же перестройки ее к заново моделируемым условиям. В жизни военнослужащего — это этап подготовки к увольнению в запас, предвосхищения возвращения в домашние условия, к родным и близким, привычным и любимым занятиям. В этот период службы вновь появляются симптомы напряженности, тревожности, более понятные как симптомы напряженности томительного ожидания. Особое внимание обращает на себя вовлеченность личности  в большой степени  в свои переживания  в связи с предстоящим и долгожданным возвращением к привычной жизни. Проявляется большой интерес к занятиям, связанным  с этими переживаниями: подготовка к так называемому “дембелю”. Причем она может носить чересчур скрупулезный характер, занимая все мысли и все свободное время военнослужащего. Это объясняется тем, что психика активизирует  свои ресурсы за счет вновь возросшего напряжения. Избыток этого напряжения, которое может достаточно длительное время не находить разрядки, определенным образом компенсируется личностью в занятиях, связанных с приготовлением альбомов, с комплектацией чемоданов, подготовки личных вещей, оборудованием формы одежды и т.д.