Содержание психологической работы в воинской части и подразделении





Рассмотрение психологической работы наиболее целесообразно проводить в тесном единстве с анализом деятельности по руководству подразделением. Это связано с тем, что и там и там речь идет об определенном типе взаимодействия начальника и подчиненных. Только в руководстве речь идет об управлении поведением и деятельностью подчиненных, а в психологической работе — об управлении психическими состояниями и межличностными отношениями военнослужащих. К числу вопросов, решением которых занимается психологическая работа, в первую очередь относятся следующие проблемы:

Личностные проблемы — проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и потенциальные боевые возможности. Это, прежде всего, трудности социально-психологической адаптации военнослужащего к условиям военной службы, последствия участия в боевых действиях и экстремальных ситуациях. Их проявления находят свое выражение в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении переживаются военнослужащими как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т.п.

- Коллективно-групповые проблемы - проблемы, ухудшающие морально-психологический климат воинского коллектива. К их числу относятся различные виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей (моральных, деловых, личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность военнослужащих, выражающаяся в бытовых конфликтах, различные формы психологической несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным устойчивым стремлением к выбору ложных асоциальных и антиармейских целей и ориентиров.

- Деятельностные проблемы - проблемы, присущие служебной и учебно-боевой деятельности военнослужащих из-за несоответствия психологических качеств воинов объективным требованиям военной службы и воинской специальности. Проявления данных проблем находят свое выражение в снижении эффективности деятельности, ошибках и авариях, проступках и преступлениях при выполнении служебных и учебно-боевых задач.

В структурно-психологическом плане различаются:

- мотивационные проблемы - отсутствие соответствующих современным задачам Вооруженных Сил побудителей к образцовому выполнению обязанностей по службе, стремлению к военно-профессиональному совершенствованию;





- профессионально-квалификационные - непригодность либо неподготовленность определенной части военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей;

- функционально-психологические - негативные психофизиологические состояния военнослужащих, возникающие непосредственно в процессе деятельности.

Решение этих проблем осуществляется командиром и всеми другими заинтересованными лицами во многом теми же средствами, что и в сфере руководства. Однако, если в управленческой деятельности основным средством решения проблем выступает управленческая информация “снизу” и “сверху”, то в психологической работе таким средством выступает научно-психологические знания “снизу” и “сверху”.