Главная цель военно-профессионального просвещения





Главная цель военно-профессионального просвещения, включающего военно-профессиональное информирование, пропаганду и агитацию, состоит в формировании компетентности и ориентированности населения в военных профессиях, привлечения внимания определенной части молодежи и взрослого населения к возможности профессиональной самореализации в условиях военной службы по контракту.

В рамках военно-профессиональной консультации осуществляется профессиональная психодиагностика личности кандидата на военную службу, подбор для него соответствующего класса и конкретной специальности исходя из уровня профессиональной и образовательной подготовленности, индивидуально-психологических качеств и кадровых потребностей видов Вооруженных сил и родов войск и предоставление рекомендаций по способам овладения данной специальностью.

Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:

- анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;

- классификацию и описание военных профессий и специальностей;

- научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;





- составление профессиограмм, отражающих особенности определенных профессий и специальностей и их требований к качествам личности, необходимых для успешного выполнения данного вида деятельности.

Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания.

Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкретные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются специалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионального обучения.

Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии и на этой основе выбор из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предотвращение поступления человека на контрактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию и психологическим качествам. По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогический и психологический отбор.

Психологический отбор - это комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе выявления и обеспечения соответствия профессионально-важных индивидуальных качеств и способностей граждан, поступающих на воинскую службу и военнослужащих требованиям военно-профессиональной и учебной деятельности и конкретной воинской специальности. Необходимым условием возможности проведения психологического отбора является наличие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологического анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать необходимые качества кандидата. Необходимость проведения отбора возникает, как правило, тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют   довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, которые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.

Основными задачами профессионально-психологического отбора (ППО) являются:

- оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для успешного обучения в ВВУЗе и осуществления конкретного вида деятельности;

- вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности кандидата.

В качестве теоретической основы ППО выступают основные положения теории адаптации, концепции общих и специальных способностей личности. В соответствии с данными положениями личность кандидата рассматривается в целостном единстве биопсихических и психосоциальных свойств, представляющих из себя структурные образования, соотношение и содержание которых постоянно изменяется с раннего детства до самой смерти. Данные образования, отражая особенности природной организации и психики субъекта деятельности выражают представленность трех уровней: организм (анатомо-физиологические данные, биохимические и соматические характеристики); индивид (возрастно-половые свойства, особенности конституции, нейродинамики, функциональная ассимметрия, темперамент, задатки, особенности психических познавательных процессов); личность (особенности характера, способности, социальный статус и жизненные ценности, обеспечивающие «стратегическую» ориентировку и определенные выборы и поступки человека в сложных, значимых ситуациях).

Исполнительные органы в системе ППО создаются в воинских частях и соединениях, ВВУЗах и военкоматах. Как правило, это штатные группы ППО призывных и приемных комиссий, представленные прежде всего психологами. Организационно группа ППО состоит из подгрупп:

- социально-психологического изучения;

- психологического и психофизиологического обследования;

- изучения специальных способностей.