Деятельность командира и психолога по изучению молодого пополнения в подразделении





Прибытие вновь призванных военнослужащих в подразделение — важный и сложный этап в их службе. Именно от того, как пройдет их адаптация в подразделении во многом зависит качество дальнейшей службы воинов. На этом этапе очень важно сохранить преемственность в изучении военнослужащих, обеспечив тесное взаимодействие между психологами и офицерами подразделений.

После проведения профессионально-психологического отбора работа по психологическому изучению военнослужащих и воинских коллективов проводится непосредственно в воинской части. Психолог полка перед прибытием в часть молодого пополнения проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по методике изучения личного состава.

Первичное изучение личного состава проводится на пункте приема молодого пополнения всеми должностными лицами в целях получения первичной информации о военнослужащих, оценке адаптационных возможностей и выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, склонностью к различным формам девиантного поведения.

Углубленное изучение проводится с учетом данных, полученных на предыдущем этапе изучения. Особое внимание уделяется работе с лицами, обнаружившими признаки НПНУ, а также с военнослужащими, самостоятельно обратившимися к психологу. При этом военнослужащих с низким уровнем НПУ психолог заносит в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками НПНУ» и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя с врачом части и офицерами подразделений.

Последующее изучение личного состава осуществляется в  процессе  повседневной жизнедеятельности офицерами подразделений,  психологом и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащих в интересах решения стоящих задач. Психолог части  по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации и предложения  должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской  дисциплины,  рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации  воспитательного процесса

Для выполнения данной задачи психолог должен владеть разнообразными методами психодиагностики, разумное сочетание и применение которых обеспечивает необходимый результат. Основными методами, используемыми психологом при изучении военнослужащих, являются анализ документов, наблюдение, биографический метод, опрос (беседа, анкетирование)  и тестирование.





1. Анализ документов.

Работа с  документами — это важная,  ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога,  в процессе которой  вырабатывается предварительное представление о военнослужащем. К документам относятся автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора, различные справки, отзывы о военнослужащем,  дневники,  письма,  фотографии. Их изучение и анализ позволяет:

- выявить социальные предпосылки  к  преимущественному формированию  и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную  адаптацию  к военной службе,  последующее профессиональное становление;

- выделить в учебной и производственной  деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления,  свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов, об устойчивости определенных  интересов,  ценностных  ориентаций,  черт   характера.

Предметом изучения являются:

- социальное  происхождение,  принадлежность к определенной этнической группе,  территориальной общности  (село,  небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;

- особенности непосредственного социального окружения  -  в семье,  школе,  производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

- содержание  наиболее  предпочитаемой, интересующей военнослужащего и доступной ему информации;

- основные события его биографии.

Важные сведения о познавательных способностях,  уровне нервно-психической устойчивости,  военно-профессиональной  направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника,  в которую заносятся результаты социально-психологического  изучения,  психологического  и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.

2. Биографический метод.

Предметом биографического метода является жизненный путь человека,  в процессе  которого  формируется  личность,  происходит сложный процесс становления человека, формирование готовности к выполнению различных общественных функций,  выработка индивидуальных ценностей,  мировоззрения, характера и способностей человека. Основными источниками биографических данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.).

Сбор биографического материала начинается с изучения  официальных документов личного дела. Работа с документами помогает составить предварительное, но довольно целостное представление об обследуемом.  Анализ  практических результатов его деятельности дает возможность получить информацию о степени сформированности изучаемых качеств. В автобиографии военнослужащего необходимо обратить внимание на характер его общения с окружающими,  общественную активность,  интересы и склонности, военно-профессиональную направленность.  Автобиография  позволяет  проследить целостную картину жизненного пути, основанную на воспоминаниях. Биографическая анкета в достаточно полном объеме позволяет получить точные даты и объективные факты жизни,  оценить направленность, склонности, моральные и другие индивидуально-психологические качества военнослужащего, определить их соответствие содержанию профессиональной деятельности. Расширить и уточнить полученный материал можно в ходе  индивидуальной беседы.