Психологическое тестирование.






Тест (от английского test задача, проба) — метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: социальные, возрастные и т.п. Индивидуальный показатель теста соотносится с его нормой. Тесты классифицируются по нескольким основаниям, среди которых наиболее значимыми являются: форма, содержание и цель психологического тестирования.

По форме проведения тесты могут быть:

- индивидуальными (тестирование проводится с одним испытуемым) и групповыми (с несколькими испытуемыми);

- устными и письменными;

- бланковыми (представлены в виде письменных заданий), аппаратурными (для выполнения заданий или фиксации результатов используются специальные технические средства), компьютерные (тестовые задания предъявляются с экрана дисплея, а ответы заносятся в память ЭВМ), предметные (задания теста требуют совершения предметных действий с объектом);





- вербальные (деятельность испытуемого осуществляется в словесно-логической форме) и невербальные (материал представлен в виде чертежей, картинок, графических изображений);

- тесты-задания (предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят об уровне развития соответствующего качества), тесты-опросники (основаны на системе тщательно отобранных вопросов и оценке ответов на них).

По содержанию тесты могут быть выделены в несколько групп:

- тесты интеллекта предназначены для выявления и характеристики интеллекта человека (мышление, память, внимание);

- тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить в какой степени испытуемый военнослужащий владеет конкретными знаниями, навыками умственных действий и умениями, необходимыми для решения разнообразных задач воинской деятельности;

- тесты способностей направлены на выявление определенных групп качеств, которые в качестве профессионально важных определяют успешность выполнения конкретного вида деятельности. В этой связи различают тесты способностей по видам психических функций (сенсорные, моторные) и по видам деятельности (технические и профессионализированные — математические, художественные и др. способности);

- групповые  тесты  применяются  при  диагностике групповых психических процессов — уровня сплоченности групп  и  коллективов, особенностей группового  психологического  климата,  межличностных взаимоотношений, силы «давления» группы на ее членов и др.;

- личностные тесты предназначены для изучения различных аспектов личности — мотивации, интересов, ценностных ориентаций, эмоционального склада и др.;

- проективные техники предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Проекция основана на том, что восприятие и интерпретация действительности,  предъявляемых  стимулов  и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок,  психического состояния личности.

Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного,  неопределенного, незавершенного стимула. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности военнослужащего.

Применение проективных  методик (тест свободной словесной ассоциации, методика незаконченных  предложений,  тест  Розенцвейга, тематический апперцептивный тест,  методика Роршаха и др.) требуют высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование.

Тестирование получило достаточно широкое применение в практике работы военного психолога. Выбор конкретной методики зависит от цели,  объекта и условий исследования,  профессиональной подготовленности психолога,  материально-технического  оснащения.

Относительная «простота» тестирования таит в себе возможность совершить ошибки,  снижающие достоверность полученной информации.

 В целях  повышения достоверности информации, получаемой в результате тестирования, необходимо соблюдать следующие правила:

- не следует как-либо менять инструкции,  материалы,  время, отведенное  для  решения  теста,  или вносить в стандартизированную процедуру какие-либо другие изменения;

- нельзя делать никаких пояснений или задавать наводящие вопросы,  помимо тех,  возможность которых оговорена  в описании теста

- во время тестирования  психологу  запрещается  высказывать свое отношение к обследуемому;

- обследование проводить только при хорошем  самочувствии и настроении испытуемых. Поэтому тестирование лучше планировать на утренние часы,  не следует допускать лиц  после  нарядов, работ (если  психолог  не  преследует  цели изучить их влияние на состояние военнослужащих),  нужно снять эмоциональное напряжение, объяснив цели и задачи обследования.

Кроме перечисленных методов изучения военнослужащих психологом воинской части могут применяться и другие методы.