В реальной жизни «в чистом виде» конфликтные ситуации описанных четырех типов не встречаются. Это затрудняет понимание сути противоречия и не позволяет сразу наметить эффективный путь разрешения конфликтной ситуации. Поэтому важно научиться анализировать ситуацию. Лучше всего — овладеть поэтапным подходом к анализу конфликтной ситуации. При этом правомерно воспользоваться следующей логической последовательностью:
1 этап: знать основы социальной психологии, чтобы понимать суть требований к личности и возможность их реализации.
2 этап: понимать, чтобы видеть участников конфликта как бы со стороны, чтобы не ошибиться в оценке происходящего по субъективным причинам.
3 этап: видеть, чтобы предвидеть последствия поведения участников конфликта.
4 этап: предвидеть, чтобы захотеть («заболеть» нужным полезным делом, «загореться» идеей и т.д.).
5 этап: захотеть, чтобы стать лучше (приобрести качества, навыки), сделать дело (много разных задач учебных и физических), приобрести уважение.
Для того чтобы пользоваться таким подходом руководителю предстоит, прежде всего, научиться видеть конфликт в себе с самим собой (поскольку мое «я» в постоянном развитии). Суть в том, чтобы осознать многообразие ситуаций и невозможность шаблонного их решения и целеустремленно в процессе получения военного образования овладевать навыками нестандартного поведения человека-руководителя.
Смысл жизни — борьба за нравственное совершенство. Это требует от каждого вести поиск внутренних резервов в личности для их реализации на практике (в службе Отечеству). Важно выработать внутреннее неприятие лжи, мещанства, пошлости, парадности, равнодушия, что связано с преодолением внутриличностных конфликтов.