Основными задачами воспитательной работы на этапе отбора кандидатов для военной службы по контракту являются:
- подготовка и обеспечение рекламным материалом военных комиссариатов и войск;
- изучение и отбор кандидатов на контрактную службу;
- обеспечение на первоначальном этапе необходимых условий для морально-психологической адаптации военнослужащих по контракту.
Для отбора и изучения кандидатов – контрактников формируются и направляются в округа специальные группы военнослужащих. В состав групп включаются офицеры, имеющие опыт практической работы с солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту, офицеры органов воспитательной работы. В составе группы целесообразно иметь офицера — психолога и военнослужащих из числа контрактников, отобранных и призванных ранее в военном округе, где будет работать направляемая группа.
С членами группы, убывающей в военные округа для отбора кандидатов на военную службу по контракту, осуществляется соответствующая подготовка.
С ними беседуют и инструктируют должностные лица из числа руководящего состава, проводятся специальные инструктивно-методические занятия. Особое внимание при этом уделяется обучению офицеров группы практике аргументированного и убедительного ведения агитации в процессе
отбора, индивидуальной работе с людьми, умению анализировать документы, характеризующие личность кандидатов на военную службу по контракту.
Убывающая группа снабжается методическими пособиями по отбору и изучению кандидатов, рекламными видеофильмами и печатными проспектами, рассказывающими о службе в соединениях и частях.
Отбор и изучение кандидатов для службы по контракту осуществляется во взаимодействии с работниками военкоматов, военными медиками, представителями местных органов власти, правохранительных органов, руководителями предприятий и учреждений по месту их работы.
Работа группы отбора военнослужащих по контракту начинается с ознакомления и изучения в военкоматах приписных карт кандидатов, при необходимости делаются запросы в органы внутренних дел, в учреждения и
на предприятия. Проводятся беседы с родителями кандидатов, руководителями по месту их работы. При встречах и беседах с кандидатами определяются их морально-психологические качества, определенная способность и готовность к службе по контракту.
Психолог проводит психологическое тестирование и анкетирование кандидатов, 0 выявляет лиц с проявлениями отклонений в психике и поведении, с определенной степенью нарко-алкогольной зависимости и т.д.
Для прохождения службы по контракту в отрыве от семьи нецелесообразно отбирать 0 2многодетных кандидатов 0, людей, пытающихся уйти от семейных неурядиц с помощью службы в армии, а также искателей приключений и острых ощущений. Не подходят для службы по контракту люди, не
способные переносить бытовые неудобства.
В период отбора кандидатов им разъясняются социально-правовой статус, права и обязанности, льготы, характер и особенности прохождения военной службы в избранном регионе. Комментируется просмотр рекламных видеофильмов.
Перед убытием к месту службы будущим контрактникам разъясняются необходимые меры безопасности, доводятся требования организованности и дисциплины, рекомендуется — какие иметь при себе документы и вещи.
Во время следования в пути офицеры группы продолжают свои наблюдения за отобранным контингентом, получают дополнительную информацию
по их качествам, фиксируют лиц с явными отклонениями в поведении, оперативно реагируют на проявляющиеся серьезные нарушения.
В период учебных сборов основными целями проводимой воспитательной работы являются:
- углубленное изучение, окончательный отбор, первичная социально-психологическая адаптация военнослужащих к условиям службы по контракту;
- профессиональное и социально-психологическое становление солдат и сержантов по контракту в воинском коллективе части.
В адаптационный период воспитательная работа с военнослужащими-контрактниками организуется и проводится на учебных сборах.
Перед приемом пополнения воинов-контрактников командиры, штабы, воспитательные органы подбирают для работы в составе администрации сборов наиболее подготовленных офицеров и прапорщиков.
С ними проводятся индивидуальные беседы, инструктажи, инструктивно-методические занятия. Обращается внимание на конкретные социально-психологические особенности военнослужащих — контрактников, необходимость учета этих особенностей в воспитательной работе, педагогический такт и твердость в утверждении уставных норм и правил воинской жизни.
В масштабе части проводятся занятия со всем офицерским составом по методике организации воспитательной работы с воинами-контрактной службы на тему: «Содержание и особенности воспитательной работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту».
Для учебных сборов с солдатами и сержантами контрактной службы выделяются специальные помещения, оформляются комнаты досуга, доставляются газеты и журналы, обеспечивается возможность просмотра телепередач, прослушивания радио.
По прибытии в часть новому пополнению уделяется повышенное внимание, организуется встреча с командованием, их знакомят с историей и традициями воинской части, боевой техникой и оружием, социально-бытовыми условиями.
Основным содержанием воспитательной работы на этом этапе является разъяснение воинам-контрактникам военной политики 0 2и основных положений «военных законов» Российского государства, правовых основ и норм воинской деятельности, общевоинских уставов, задач и особенностей службы в части.
В расписании учебных сборов предусматриваются занятия по общественно-государственной подготовке, которые проводятся по общеполитической, воинской и правовой тематике.
В используемых формах воспитательной работы следует отметить индивидуальную воспитательную работу, информирование, культурно-досуговые мероприятия, лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, встречи с руководящим составом и интересными людьми.
По распорядку дня в часы воспитательной работы организуется проведение тематических мероприятий, посвященных боевым традициям Вооруженных Сил, вечеров отдыха, концертов художественной самодеятельности и т.д.
Во время учебных сборов продолжается углубленное изучение индивидуальных и профессиональных качеств воинов-контрактников. С этой целью офицерами органов воспитательной работы совместно с членами групп профессионального отбора организуется проведение индивидуальных бесед, анкетирование, тестирование, анализ и обобщение всех имеющихся данных на изучаемых военнослужащих.
Особое внимание обращается на побудительные мотивы заключения контракта, семейное положение и обстановку во взаимоотношениях с членами семьи, предшествующую военную службу и трудовую деятельность. Из общих вопросов изучения личности воинов-контрактников интерес представляют общеобразовательная подготовка, интеллект, психо-физиологические особенности и профессионально-военные качества, состояние здоровья и физическая подготовка.
По результатам изучения на каждого военнослужащего контрактной службы составляется социально-психологическая карта с выводами и предложениями по дальнейшему использованию их в служебной деятельности.
По определенным причинам социально-бытового и морально-психологического плана часть из них возвращается в свои военкоматы как не прошедшие аттестование и отказа в подписании с ними контракта.
Завершаются учебные сборы торжественным ритуалом в соответствии с требованиями Устава внутренней службы ВС РФ.
Организация воспитательной работы с солдатами и сержантами контрактной службы в воинской части и подразделении начинается с организации их встречи 0 командованием и личным составом, проявленного к ним внимания и первоначальных установок, от этого будет многое зависеть в дальнейшей службе вновь прибывших воинов.
Основными задачами воспитательной работы с солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту в части и подразделении являются:
- воспитание осознанного и ответственного отношения к военной службе, готовности беспрекословно выполнить приказ, гордости за Вооруженные Силы и выполняемый воинский долг;
- обеспечение высокой организованности и дисциплинированности в выполнении служебных обязанностей;
- мобилизация на повышение знаний, умений и навыков в выполнении своих обязанностей, рост профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, вооружения и военного имущества.
С первых дней пребывания в части и подразделении солдаты и сержанты контрактной службы в полном объеме включаются в действующую систему воспитательной работы.
С ними знакомятся непосредственно в подразделениях, беседуют командиры, заместители по воспитательной работе, их представляют сослуживцам. Им уделяется внимание в вопросах социально-бытового обустройства.
Командир части, заместитель по воспитательной работе постоянно интересуются вводом в строй и становлением воинов-контрактников, заслушивают командиров подразделений и их заместителей по воспитательной работе об успехах и недостатках в службе, о поведении, настроениях и запросах, морально-психологическом климате в коллективах.
В воинской части продолжается изучение каждого нового контрактника. При этом используются выводы и рекомендации, данные в период их отбора и пребывания на учебных сборах. Вносятся определенные коррективы в проводимую с ними воспитательную работу. Вырабатываются предложения по отбору и подготовке пополнения к несению караульной службы, боевого дежурства и выполнению поставленных задач.
Вновь прибывшие приказом по части закрепляются за группой общественно-государственной подготовки. Руководитель группы проводит с ними индивидуальное собеседование, ставит задачи по изучению программы и учебных тем.
В период адаптации оправдывает себя практика закрепления за новыми военнослужащими наставников из числа опытных и передовых военнослужащих. Это, с одной стороны, позволяет в более короткие сроки вводить новых солдат и сержантов в строй, овладевать воинской специальностью, а, с другой стороны, помогает избегать промахов и ошибок в служебной деятельности, а также в личном поведении. Правильный и удачный подбор наставника способствует вхождению новичков в коллектив сослуживцев, служит действенным фактором в своевременном предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций.
В системе воспитательной работы большую роль играет Совет военнослужащих по контракту, в состав которого избираются наиболее авторитетные и образцовые люди. На проводимых общих собраниях военнослужащих контрактной службы весомое слово и оценка поведения и службы воина-контрактника оказывает сильное воспитательное воздействие на сослуживцев.
Таким образом, воспитательная работа с солдатами и сержантами контрактной службы должна носить плановый и непрерывный характер. Она организуется и проводится на основе апробированной системе работы должностных лиц по воспитанию личного состава в звене рота-батальон-полк.
Качество и результативность воспитательной работы с воинами-контрактниками достигается за счет обеспечения единства обучения и воспитания, согласованного участия в этом процессе всех должностных лиц воинских частей и органов военного управления.
Эффективность системы воспитания солдат и сержантов контрактной службы во многом зависит от ее организации непосредственно в ротном и батальонном звене, дифференцированного подхода к данной категории людей, хорошо налаженной индивидуальной воспитательной работы.
Немаловажное значение имеет разумное сочетание морального и материального стимулирования служебной деятельности воинов-контрактников, а также применяемых к ним мер поощрения за усердие в службе с дисциплинарной ответственностью за нарушения и проступки.