Все многообразие задач психологической работы может быть рассмотрено в виде двух основных направлений:
а) Содействие решению задач, стоящих перед воинской частью, непосредственно связанных с воинской деятельностью. В рамках данного направления решаются такие задачи, как оптимизация социально-психологического климата в подразделениях, профессиональный отбор и распределение военнослужащих, совершенствование форм и методов управления, психологическое обеспечение боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства, караульной службы. Здесь превалируют как бы интересы самой деятельности.
б) Содействие решению проблем, не связанных напрямую с воинской деятельностью. Сюда входит решение семейных, личностных проблем военнослужащих и членов их семей, повышение уровня социально-психологической компетентности, сохранение и повышение уровня их психического здоровья, оптимизация психофизиологического состояния.
Реализация этих задач предполагает организацию и осуществление определенных форм деятельности. Формы психологической работы предполагают осуществление в части и в подразделении определенных согласованных действий всех субъектов психологической работы по получению достоверной психологической информации, а также по осуществлению непосредственного воздействия на отдельных военнослужащих (служащих, членов их семей) и воинские коллективы в целях оптимизации их психологического состояния, обеспечивающего эффективную воинскую деятельность. К числу основных форм психологической работы в части относятся: психодиагностика, психопрофилактика и психогигиена, психологическое консультирование и просвещение, психотерапия и психореабилитация. Каждый их них имеет свои особенности.
а) Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в воинской части, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности военнослужащего (служащего, членов семей), социально-психологических характеристик деятельности, воинских коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, влияющих на эффективность служебно-боевой деятельности в целях:
– прогноза дальнейшего развития объекта обследования;
– поиска наиболее эффективных способов работы с ним;
– разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств обучения и воспитания личного состава и режима их жизнедеятельности.
В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и групповую психодиагностику, которая может рассматриваться и как относительно самостоятельный вид деятельности психолога и как один из этапов в решении определенной задачи. В этой связи основными типами психодиагностических ситуаций, как правило, выступают:
– ситуации, связанные с мероприятиями профессионально-психологического отбора и расстановкой военнослужащих по воинским специальностям, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на военную службу;
– ситуации, связанные с добровольным обращением военнослужащего (членов семей, служащих) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (затруднений) человека и определить пути их преодоления;
– ситуации, связанные с аттестацией должностных лиц и специалистов, когда выявляются и оцениваются их психологические качества на предмет соответствия определенной должности или возможности обучения в ВВУЗе;
– ситуации, связанные с принудительным обследованием (например, поступающего молодого пополнения, либо выявление психологических факторов и причин, способствующих совершению проступков, происшествий, аварий и т.п.), проводимого по решению командования для получения необходимой информации;
– ситуации, связанные с необходимостью изучения существующих форм, средств и методов боевой и морально-психологической подготовки военнослужащих с целью их оптимизации в интересах повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья военнослужащих.
Полученные данные могут использоваться:
– психологом воинской части для осуществления дальнейшей коррекционной работы;
– другими специалистами (например медиками, психологами);
– должностными лицами для формирования управленческого решения, учета информации в воспитательной работе, обучении военнослужащих;
– другими людьми (родственники, представители воинского коллектива) для воздействия на жизнь обследуемого;
– самим обследуемым (военнослужащим, членом семьи) в целях саморазвития, коррекции поведения.
В рамках вышеназванных ситуаций используются все организационные подходы и эмпирические методы, обеспечивающие получение достоверной информации. Под методами психодиагностики понимаются упорядоченные совокупности приемов и операций оценки с точки зрения нормы психологических переменных объекта обследования в конкретных ситуациях жизнедеятельности. При этом средства измерения и оценки могут различаться на более или менее формализованные.
б) Психопрофилактика и психогигиена – это система психолого-педагогических и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных проблем (таких, как нарушения психического здоровья военнослужащих, конфликты в воинских коллективах, отклоняющееся поведение, трудности в адаптации и т.п.) и направленных на сохранение нервно-психического и психосоматического здоровья людей и создание здоровых условий для жизнедеятельности военнослужащих. Психопрофилактические мероприятия проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами.
В рамках данного вида деятельности осуществляется:
– выявление и постановка на учет военнослужащих, склонных к отклоняющемуся (девиантному) поведению, а также лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости;
– организация работы комнаты психологической разгрузки, в которой проводятся циклы бесед на психогигиенические темы по сохранению нервно-психического здоровья;
– обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний, специализированные формы мобилизации на действия в экстремальных ситуациях или процедуры восстановления психофизиологических ресурсов;
– подготовка учебно-методических материалов по индивидуальному освоению приемов аутотренинга;
– определение психогигиенического минимума для военнослужащих в различных условиях служебно-боевой деятельности;
– психогигиеническая оценка комфортности среды, анализ режимов труда и отдыха;
– прием психологом военнослужащих во время медицинской диспансеризации и другие мероприятия.
в) Психологическое консультирование – это вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении военнослужащему (членам их семей) его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его компетентности и оказании непосредственной помощи в решении сложных личностных проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности и других ситуациях, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения.
Консультирование осуществляется, как правило, в форме планомерного приема военнослужащих и гражданского персонала психологом воинской части. Психологически ориентированная беседа-консультация отличается по своему содержанию от обычной индивидуально-групповой беседы наличием психодиагностического компонента, а также нацеленностью на более глубокий психологический анализ ситуации, наличием компетентной интерпретирующей позиции специалиста. Психологическое консультирование может проводится также путем организации почты или телефонов доверия в рамках воинской части.
г) Психологическое обучение и просвещение — формирование представлений о закономерностях функционирования человеческой психологии, механизмах возникновения негативных психических состояний, формирование и совершенствование навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.
Психологическое просвещение и обучение реализуется в системе общественно-государственной, командирской и боевой подготовки, а также в процессе повседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, проведения демонстрационных психологических практикумов, тренингов, группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем.
д) Психотерапия и психокоррекция – деятельность направленная на реконструкцию психологических образований военнослужащих (членов их семей), их личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, формирование качеств, необходимых для военной службы, а также оптимизацию морально-психологического климата в воинском коллективе.
Говоря о психотерапии (как форме психологической помощи), различают ее медицинское направление, охватывающую лечение психологическими средствами нервно-психических и психосоматических болезней и расстройств человека и немедицинскую, ориентированную на здорового человека и занимающуюся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии. При этом психокоррекционные мероприятия проводятся тогда, когда психологом выявлены негативные отклонения от нормы в развитии и функционировании психики конкретного человека.
е) Психореабилитация, используя методы и процедуры психотерапии, характеризуется как деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных (деструктурированных) вследствие действия психотравмирующих факторов (подробнее об этом смотри главу 8).
Цели, реализуемые в ходе психотерапевтического воздействия, достигаются психологом посредством применения разнообразных методов, объединенных в следующие группы:
– методы личностно-ориентированной психотерапии;
– методы суггестивной психотерапии;
– методы поведенческой (условно-рефлекторной) психотерапии.
По форме проведения выделяются индивидуальная и групповая формы психотерапии и психокоррекции.
Таким образом, перечисленные выше формы профессиональной деятельности психолога воинской части образуют целостную систему, обеспечивающую, вследствие комплексного применения процедур диагностического и управляющего характера, задачу оптимизации жизнедеятельности военнослужащих в интересах эффективного выполнения ими задач воинской деятельности и сохранения их психического здоровья. При этом каждый из выделенных нами видов профессиональной деятельности (если за критерий и основу их выделения брать норму , рассматриваемую как желаемое, оптимальное состояние объекта) выполняет свою специфическую функцию:
– психодиагностика — как деятельность по определению настоящего (актуального) состояния объекта изучения с точки зрения нормы, прогнозирование его (объекта) будущего состояния;
– психологическое консультирование и просвещение — как деятельность, направленная на осознание военнослужащим (группой) феноменологических проявлений нормы в жизнедеятельности людей и собственном поведении;
– психотерапия, психокоррекция и психореабилитация — как психологическое воздействие на объект, находящийся в состоянии отклонения от нормы, с целью возвращения его в нормальное состояние;
– психопрофилактика и психогигиена — как воздействие на объект, находящийся в нормальном состоянии, с целью предупреждения возможных последующих отклонений.