» Формы психологической работы Военные страницы Статьи военной тематики

Все многообразие задач психологической работы может быть рассмотрено в виде двух основных направлений:

а) Содействие решению задач, стоящих перед воинской частью,  непосредственно  связанных с воинской деятельностью.  В рамках данного направления решаются такие задачи,  как оптимизация  социально-психологического климата в подразделениях, профессиональный отбор и распределение военнослужащих,  совершенствование форм и методов управления, психологическое  обеспечение  боевой  подготовки, боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства, караульной службы. Здесь превалируют как бы  интересы  самой деятельности.

б) Содействие решению проблем, не связанных напрямую с воинской  деятельностью.  Сюда входит решение семейных, личностных проблем военнослужащих и членов их семей,  повышение уровня социально-психологической компетентности,  сохранение  и  повышение  уровня их психического здоровья, оптимизация психофизиологического состояния.

Реализация этих задач предполагает организацию и осуществление определенных форм деятельности. Формы психологической работы предполагают осуществление в части и в подразделении определенных согласованных действий всех субъектов психологической работы по получению достоверной психологической информации, а также по осуществлению непосредственного воздействия на отдельных военнослужащих (служащих, членов их семей) и воинские коллективы в целях оптимизации их психологического состояния, обеспечивающего эффективную воинскую деятельность. К числу основных форм психологической работы в части относятся: психодиагностика, психопрофилактика и психогигиена, психологическое консультирование и просвещение, психотерапия и психореабилитация. Каждый их них имеет свои особенности.

а) Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в воинской части, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности военнослужащего (служащего, членов семей), социально-психологических характеристик деятельности, воинских коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, влияющих на эффективность служебно-боевой деятельности в целях:

– прогноза дальнейшего развития объекта обследования;

– поиска наиболее эффективных способов работы с ним;

– разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств обучения и воспитания личного состава и режима их жизнедеятельности.

В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и групповую психодиагностику, которая может рассматриваться и как относительно самостоятельный вид деятельности психолога и как один из этапов в решении определенной задачи. В этой связи основными типами психодиагностических ситуаций, как правило, выступают:

– ситуации, связанные с мероприятиями профессионально-психологического отбора и расстановкой военнослужащих по воинским специальностям, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на военную службу;

– ситуации, связанные с добровольным обращением военнослужащего (членов семей, служащих) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (затруднений) человека и определить пути их преодоления;

– ситуации, связанные с аттестацией должностных лиц и специалистов, когда выявляются и оцениваются их психологические качества на предмет соответствия определенной должности или возможности обучения в ВВУЗе;

– ситуации, связанные с принудительным обследованием (например, поступающего молодого пополнения, либо выявление психологических факторов и причин, способствующих совершению проступков, происшествий, аварий и т.п.), проводимого по решению командования для получения необходимой информации;

– ситуации, связанные с необходимостью изучения существующих форм, средств и методов боевой и морально-психологической подготовки военнослужащих с целью их оптимизации в интересах повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья военнослужащих.

Полученные данные могут использоваться:

– психологом воинской части для осуществления дальнейшей коррекционной работы;

– другими специалистами (например медиками, психологами);

– должностными лицами для формирования управленческого решения, учета информации в воспитательной работе, обучении военнослужащих;

– другими людьми (родственники, представители воинского коллектива) для воздействия на жизнь обследуемого;

– самим обследуемым (военнослужащим, членом семьи) в целях саморазвития, коррекции поведения.

В рамках вышеназванных ситуаций используются все организационные подходы и эмпирические методы, обеспечивающие получение достоверной информации. Под методами психодиагностики понимаются упорядоченные совокупности приемов и операций оценки с точки зрения нормы психологических переменных объекта обследования в конкретных ситуациях жизнедеятельности. При этом средства измерения и оценки могут различаться на более или менее формализованные.

б) Психопрофилактика и психогигиена – это система психолого-педагогических и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных проблем (таких, как нарушения психического здоровья военнослужащих, конфликты в воинских коллективах, отклоняющееся поведение, трудности в адаптации и т.п.) и направленных на сохранение нервно-психического и психосоматического здоровья людей и создание здоровых условий для жизнедеятельности военнослужащих. Психопрофилактические мероприятия проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами.

В рамках данного вида деятельности  осуществляется:

– выявление и постановка на учет военнослужащих, склонных к отклоняющемуся (девиантному) поведению, а также лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости;

– организация работы комнаты психологической разгрузки, в которой проводятся циклы бесед на психогигиенические темы по сохранению нервно-психического здоровья;

– обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний, специализированные формы мобилизации на действия в экстремальных ситуациях или процедуры восстановления психофизиологических ресурсов;

– подготовка учебно-методических материалов  по индивидуальному  освоению приемов аутотренинга;

– определение психогигиенического минимума для военнослужащих в различных условиях служебно-боевой деятельности;

 – психогигиеническая оценка комфортности среды,  анализ режимов труда и отдыха;

– прием психологом военнослужащих во время медицинской диспансеризации и другие мероприятия.

в) Психологическое консультирование – это вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении военнослужащему (членам их семей) его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его  компетентности и оказании непосредственной помощи в решении сложных личностных проблем,  с которыми он сталкивается  в  личной  жизни, профессиональной деятельности и других ситуациях, профилактике и преодолении кризисных ситуаций,  а также коррекции  неадаптивных  способов поведения.

Консультирование осуществляется, как правило, в форме планомерного приема военнослужащих и гражданского персонала психологом воинской части.  Психологически  ориентированная беседа-консультация отличается по своему содержанию от обычной индивидуально-групповой беседы наличием  психодиагностического  компонента,  а также нацеленностью на более глубокий психологический анализ ситуации,  наличием  компетентной  интерпретирующей  позиции специалиста.  Психологическое консультирование может проводится также путем организации почты или телефонов доверия в  рамках воинской части.

г) Психологическое обучение и просвещение — формирование представлений о закономерностях функционирования человеческой психологии, механизмах возникновения негативных психических состояний, формирование и совершенствование навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия  с  другими  людьми.

Психологическое  просвещение  и обучение реализуется в системе общественно-государственной,  командирской и боевой подготовки,  а  также  в процессе повседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, проведения демонстрационных психологических практикумов, тренингов, группового психологического консультирования лиц,  обратившихся  по поводу тех или иных проблем.

д) Психотерапия и психокоррекция – деятельность направленная на реконструкцию психологических образований военнослужащих (членов их семей), их личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой,  ослабление действия психотравмирующих факторов,  формирование качеств, необходимых для военной службы, а  также оптимизацию морально-психологического климата в воинском коллективе.

Говоря о психотерапии (как форме психологической помощи),  различают  ее  медицинское направление,  охватывающую лечение психологическими средствами нервно-психических и психосоматических болезней и расстройств человека и немедицинскую,  ориентированную на здорового человека и занимающуюся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии. При этом психокоррекционные мероприятия проводятся тогда, когда психологом выявлены негативные отклонения от нормы в развитии и функционировании психики  конкретного человека.

е) Психореабилитация, используя методы и процедуры психотерапии, характеризуется как деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека,  нарушенных  (деструктурированных) вследствие действия психотравмирующих факторов (подробнее об этом смотри главу 8).

Цели, реализуемые в ходе психотерапевтического воздействия, достигаются психологом посредством применения разнообразных методов, объединенных в следующие группы:

– методы личностно-ориентированной психотерапии;

– методы суггестивной психотерапии;

– методы поведенческой (условно-рефлекторной) психотерапии.

По форме проведения выделяются индивидуальная и групповая формы психотерапии и психокоррекции.

Таким образом,  перечисленные выше формы профессиональной деятельности психолога воинской части образуют целостную систему, обеспечивающую, вследствие комплексного применения процедур  диагностического  и управляющего характера,  задачу оптимизации жизнедеятельности военнослужащих в интересах эффективного выполнения ими  задач  воинской  деятельности  и  сохранения их психического здоровья.  При этом каждый из выделенных нами видов профессиональной деятельности (если за  критерий и основу их выделения брать  норму , рассматриваемую как желаемое, оптимальное состояние объекта) выполняет свою специфическую функцию:

психодиагностика — как деятельность по определению настоящего (актуального) состояния объекта изучения с точки зрения нормы, прогнозирование его  (объекта) будущего состояния;

психологическое консультирование и просвещение — как деятельность, направленная на осознание военнослужащим  (группой) феноменологических проявлений нормы в жизнедеятельности людей и собственном поведении;

– психотерапия, психокоррекция и психореабилитация  — как психологическое воздействие на объект,  находящийся в состоянии отклонения от нормы,  с целью возвращения его  в  нормальное состояние;

– психопрофилактика и психогигиена  — как воздействие на объект,  находящийся в нормальном состоянии,  с целью предупреждения возможных последующих отклонений.