Назначенный начальник штаба воинской части, как правило, прибывает в отделение кадров соединения или непосредственно в воинскую часть. При представлении он должен кратко доложить свою биографию, прохождение службы и ответить на вопросы начальников.
Особое значение для приема дел и должности имеет беседа с начальником штаба соединения. В ходе беседы он подробно характеризует состояние дел, условия расквартирования части, состояние внутренней и караульной служб, порядок охраны военного городка, обращает внимание на недостатки, имеющие место в организации службы войск. Кроме того, начальник штаба соединения может дать рекомендации по порядку приема дел и должности. После завершения представления в соединении назначенному начальнику штаба вручается предписание для убытия в часть.
По прибытии в часть начальник штаба представляется командиру части. Командир части знакомит назначенного начальника штаба с решаемыми частью задачами, дает общую характеристику офицеров управления, характеризует положение и состояние дел в подчиненных подразделениях. Кроме того, он может дать указания о порядке и сроках приема должности.
Для приема дел и должности приказом командира части назначается комиссия (или привлекается внутрипроверочная комиссия) для проверки секретного, служебного и мобилизационного делопроизводства. Комиссия по приему дел и должности (внутрипроверочная комиссия) проверяет учет, наличие, хранение секретных, мобилизационных и служебных документов и оформляет акты проверки.
Принимающий дела и должность начальник штаба воинской части обязан:
- принять Боевое Знамя, гербовые печати с действительным и условным наименованиями, исторический формуляр;
- ознакомиться с общими вопросами ведения секретного, мобилизационного и служебного делопроизводства;
- проверить состояние дисциплины, боевой подготовки, морально-психоло-гического состояния подчиненных подразделений, штаба части, их укомплектованность личным составом, техникой и другие вопросы;
- ознакомиться с актами последних проверок воинской части;
- заслушать в присутствии сдающего дела и должность доклады подчиненных должностных лиц;
- изучить документы боевой и мобилизационной готовности, организацию и порядок несения боевого дежурства, оборудование позиций дежурных подразделений.
В том случае, если начальник штаба воинской части назначается также и должностным лицом гарнизона, он обязан ознакомиться и принять дела и должность согласно обязанностям, изложенным в Уставе гарнизонной и караульной служб ВС РФ.
При необходимости, начальник штаба воинской части, может потребовать предоставления письменных рапортов от подчиненных ему должностных лиц о состоянии, укомплектованности и способности выполнения задач подчиненными службами и подразделениями.
По истечении срока, отведенного для приема дел и должности начальник штаба воинской части представляет рапорт на имя командира части о приеме дел и должности с приложением актов работы комиссии, назначенной приказом командира части или актов работы внутрипроверочной комиссии. Результаты приема и сдачи дел и должности начальника штаба воинской части объявляется в приказе командира воинской части.
Назначенный на должность командира части офицер принимает дела и должность в присутствии представителя старшего командира. При наличии времени, еще до вступления в командование, назначенный командир части должен самостоятельно или с помощью сдающего дела и должность командира части ознакомиться с организационно-штатной структурой части и ее расположением. Он обязан хорошо изучить требования ст. 85–89 Устава внутренней службы ВС РФ, приказа МО № 105 1977 года, а также ознакомиться с действующими руководящими документами и приказами старших начальников по этому вопросу.
Назначенный командир части прибывает в отделение кадров соединения, представляется командиру соединения, его заместителям, начальнику ПВО.
В беседе начальник ПВО обычно характеризует часть: ее традиции, успехи и недостатки в боевой и мобилизационной готовности, главные задачи, стоящие перед частью, дает краткую характеристику заместителям командира части, командирам подразделений, советы по работе с учетом конкретных условий обстановки.
В назначенное время, как правило, на строевом плацу начальник ПВО представляет нового командира личному составу части. Для представления часть выстраивается развернутым строем с Боевым Знаменем. Если по условиям обстановки нет возможности построить воинскую часть в полном составе (ряд подразделений выполняет задачи вне района дислокации или расквартирован в городках, расположенных на значительном удалении), новый командир части может быть представлен только офицерскому составу или представление проводится в местах дислокации подразделений части.
После представления личному составу новый командир обходит строй, объявляет время, место и порядок проведения опроса военнослужащих с целью выявления и удовлетворения их жалоб и заявлений.
Кроме того, он назначает время, очередность докладов и представления заместителями, начальниками служб, командирами подразделений, рапортов о состоянии подчиненных подразделений и служб, а также сообщает порядок работы комиссии по приему и сдаче дел и должности. После этого с разрешения начальника ПВО подает команду на прохождение подразделений торжественным маршем.
Назначенный командир части вступает в командование на основании предписания или приказа командира соединения. На прием дел и должности командиру части, согласно ст. 87 Устава внутренней службы ВС РФ, устанавливается не более 10 дней.
Для приема дел и должности приказом командира соединения назначается комиссия. Председателем комиссии назначается, как правило, начальник ПВО или заместитель командира соединения. Комиссия состоит, как правило, из трех подкомиссий.
Первая подкомиссия, в состав которой могут входить представители штаба, отдела воспитательной работы, проверяет общее состояние части, укомплектованность, морально-психологическое состояние личного состава, состояние воинской дисциплины, боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности. В акте этой подкомиссии указываются списочный и наличный личный состав части, состояние боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, учебно-материальной базы, морально-психологическое состояние личного состава, состояние воинской дисциплины.
Вторая подкомиссия, в состав которой могут входить специалисты служб вооружения, службы РХБЗ, инженерной и других служб, проверяет наличие, техническое состояние вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, ракет, условия их хранения. В акте этой подкомиссии указываются количество, которое числится по документам, фактическое наличие, качественное и техническое состояние вооружения, военной техники и боеприпасов, ракет, условия их содержания и хранения.
Третья подкомиссия, в состав которой назначаются представители служб тыла, медицинской и финансовой служб, проверяет квартирно-бытовые условия, наличие и порядок хранения материально-технического имущества и денежных средств. В акте подкомиссии указываются квартирно-бытовые условия, наличие и состояние зданий и сооружений, инвентаря и оборудования; наличие, состояние, законность расходования, учет и порядок хранения горючего, продовольствия, вещевого, технического имущества и других материальных средств как текущего довольствия, так и неприкосновенного запаса, а также денежных средств.
Акты составляются в двух экземплярах, подписываются принимающим и сдающим командирами, а также членами комиссии и утверждаются командиром соединения. Один экземпляр акта высылается в штаб объединения, другой хранится в делах части. Акты исполняются секретными.
В боевой обстановке порядок вступления в командование частью, приема дел и должности будет зависеть от условий, в которых действует часть (ведет боевые действия, находится на отдыхе, переформировании и т. д.). В период ведения боевых действий командир может прибыть в сопровождении представителя командира соединения и вступить в командование на основании полученного от него предписания без представления личному составу части.
По прибытии командир части отдает приказ о вступлении в должность и немедленно приступает к исполнению своих обязанностей, о чем докладывает командиру соединения, начальнику ПВО и сообщает командирам подразделений по техническим средствам связи. Общее состояние части, подразделений, наличие и состояние вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, ракет, а также войсковое и финансовое хозяйство командир части изучает по докладам заместителей, начальников служб, командиров подразделений, а также при посещении подразделений.
Если часть находится на отдыхе, в составе резерва или на переформировании (доукомплектовании), прием дел и должности может быть приближен к мирному времени.
Качественный прием дел и должности дает возможность вновь назначенному командиру части изучить состояние дел в части, уяснить стоящие перед ней задачи, представить уровень боевой подготовки подразделений, подготовку штаба, офицеров, состояние службы войск, эксплуатации вооружения, техники и другие вопросы, наличие и состояние всех видов запасов материальных средств. В ходе работы командир должен уяснить уровень готовности части к выполнению боевой задачи, недостатки и содержание мероприятий для их устранения.
Прием дел и должности проводится по календарному плану, который разрабатывается в произвольной форме и должен предусматривать выполнение всей предстоящей работы в пределах установленного времени. Календарный план может содержать следующие мероприятия:
- изучение руководящих документов;
- строевой смотр воинской части;
- опрос жалоб и заявлений;
- ознакомление с актами предыдущих проверок;
- осмотр казарменного жилищного фонда;
- изучение плана приведения в боевую готовность и осмотр районов сосредоточения и оперативного предназначения;
- осмотр военного городка, складов с запасами материальных средств, солдатской столовой, подсобного хозяйства;
- смотр техники и вооружения;
- посещение офицерского общежития;
- проведение контрольных занятий по командирской подготовке, по боевой подготовке;
- проверка состояния воспитательной работы, службы войск, пожарной безопасности, экономической работы;
- медицинское обеспечение личного состава;
- обеспеченность офицеров, прапорщиков и военнослужащих, проходящих службу по контракту, жильем;
- вопросы контроля финансовой и хозяйственной деятельности и другое.
Календарный план утверждается командиром соединения, подписывается принимающим и сдающим должность, и председателем комиссии.
При приеме дел и должности командир части лично все проверить не может. Однако он обязан принять личное участие в проверке и изучении состояния боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, морально-психологического состояния личного состава, службы войск, укомплектованности подразделений личным составом, техникой и вооружением и их состояния; обеспеченности всеми видами материальных средств и их состояния; состояния казарм, парка, складов, других помещений жилого и нежилого фондов, объектов учебно-материальной базы. Эти вопросы командир части проверяет лично по документам, актам предыдущих проверок, результатам работы комиссий, докладам своих заместителей, начальников служб и командиров подразделений.
В первую очередь он изучает документы боевой готовности и районы сосредоточения подразделений. По возможности изучаются маршруты выдвижения в указанные районы.
В отдельных случаях командир части с разрешения старшего начальника может проверить подготовку подразделений путем проведения контрольных занятий по различным предметам обучения.
Назначенный командир части при приеме дел и должности проводит опрос военнослужащих в целях выявления и удовлетворения их заявлений и жалоб. О времени и порядке проведения опроса личному составу объявляется за один – два дня. В день опроса личный состав воинской части выстраивается в назначенном месте (обычно на строевом плацу). В ненастную погоду опрос может проводиться в помещениях. Форма одежды устанавливается командиром части заранее.
Все военнослужащие опрашиваются по категориям. Офицеры опрашиваются отдельно в соответствии с занимаемой должностью, причем офицеры штаба и управления воинской части опрашиваются отдельно от офицеров подразделений. Опрос солдат проводится побатарейно (поротно).
Все заявления и жалобы, поданные во время опроса, записываются в книгу предложений, заявлений и жалоб. По окончании опроса командир части изучает заявления и жалобы, принимает по ним решения и дает ответы заявителям. Решения и ответы записываются в книгу предложений, заявлений и жалоб. Порядок рассмотрения жалоб и заявлений изложен в гл. 5 Дисциплинарного устава ВС РФ, ст. 115–120.
Завершение приема дел и должности – это только первый шаг в деятельности командира части. Для успешной работы ему необходимо изучать состояние дел в части и совершенствовать свою личную подготовку. С этой целью разрабатывается план сроком на 2–3 месяца. К составлению плана привлекаются заместители командира части, офицеры штаба и служб. В ходе выполнения плана командир части должен показать свой стиль работы, основанный прежде всего на уважении своих подчиненных, учете их опыта, деловых и моральных качеств.
При вступлении в должность командир ни в коем случае не должен критиковать сделанное до него и пытаться без предварительного анализа изменять сложившиеся в части порядок. Не следует делать скоропалительных выводов и принимать срочные решения там, где нет «аварийного» состояния.
Нужно учитывать, что подчиненные присматриваются к назначенному командиру, оценивают его знания, опыт, умение работать с людьми, защищать интересы части, заботится о подчиненных и по многие другие качества.
Командиру нужно помнить, что все сделанное до него, сделано коллективом, который ему в дальнейшем возглавлять и с ним работать.
С целью организации деятельности части, поддержания дисциплины и порядка командир отдает письменные и устные приказы, распоряжения, разрабатывает и подписывает большое количество документов.
Все документы должны соответствовать правовым нормам, издаваться только на основе законов Российской Федерации, соответствовать требованиям приказов и директив Министра обороны, других старших начальников. Основанные на законах, юридически грамотные приказы и распоряжения повышают авторитет командира, способствуют укреплению дисциплины и правопорядка.
Командир части должен постоянно совершенствовать стиль руководства, не довольствоваться достигнутыми результатами, изыскивать новые способы и пути решения сложных боевых задач и мобилизационной готовности.
- Знать задачу рекогносцировочной группы, ее состав и возможности;
- С учетом состава и возможностей планировать работу л/с группы, и производить расчет времени;
- Своевременно ставить задачи подчиненным и контролировать их работу;
- Иметь непрерывную устойчивую связь с командиром бригады;
- В ходе движения оценивать состояние маршрута, а в случае разрушений на маршруте определять пути отхода;
- При необходимости доводить данные об изменении обстановки и уточнять задачи личному составу рекогносцировочной группы;
- Лично выбрать место командного пункта бригады;
- Принять доклады от должностных лиц контрольной группы, а при наличии времени провести контроль выбора маршрутов, районов огневых позиций и определение их координат;
- Определить место и время встречи колонн подразделений и порядок их сопровождения в свои районы;
- Доложить командиру бригады о выполнении поставленной задачи;
- Определить порядок действия рекогносцировочной группы после выполнения задачи.
НА КОМАНДНЫХ ПУНКТАХ (ПУНКТАХ УПРАВЛЕНИЯ)
1. Уточнение состава полного, сокращенного боевых расчетов и дежурных смен на следующие сутки. 2. Построение сокращенного боевого расчета, уточнение задач. 3. Проверка знания функциональных обязанностей личным составом сокращенного боевого расчета. 4. Инструктаж личного состава по требованиям безопасности. 5. Постановка задач сокращенному боевому расчету, доклад оперативному дежурному вышестоящего КП (ПУ) о начале подготовки к действиям в дневных (ночных) условиях. 6. Проверка технического состояния средств оповещения (командно-оперативной связи). 7. Проверка всех каналов проводной и радиосвязи. 8. Проверка технического состояния основных и резервных источников электропитания. 9. Включение аппаратуры, проведение контроля функционирования дежурных РЛС, средств АСУ. 10. Проверка прохождения радиолокационной информации по каналам аппаратуры передачи данных. 11. Проверка взаимодействия всех элементов комплекса средств автоматизации управления (КСАУ). 12. Уточнение времени смены кодов РЛО, проверка правильности ввода ключевой информации в ЗАО-П во всех режимах опознавания. 13. Проверка готовности к работе средств объективного контроля. 14. Сверка времени по сигналам, передаваемым по радио, с подчиненными КП (ПУ) и подразделениями. 15. Проверка работоспособности средств химической и радиационной разведки. 16. Проверка работы светомаскировочных средств, дежурного освещения, исправности подсвечивающих устройств, применяемых для работы в ночных условиях. 17. Выключение аппаратуры, оформление установленной документации. 18. Доклад оперативному дежурному вышестоящего КП (ПУ) о результатах подготовки к действиям в дневных (ночных) ночных условиях.
19. Проведение ЕТО на технике.
В ДЕЖУРНЫХ ДИВИЗИОНАХ (БАТАРЕЯХ, РОТАХ)
1. Уточнение состава полного, сокращенного боевых расчетов и дежурных смен на следующие сутки. 2. Построение сокращенного боевого расчета, уточнение задач. 3. Проверка знания функциональных обязанностей личным составом сокращенного боевого расчета. 4. Инструктаж личного состава по требованиям безопасности. 5. Постановка задач сокращенному боевому расчету, доклад оперативному дежурному вышестоящего КП (ПУ) о начале подготовки к действиям в дневных (ночных) условиях. 6. Проверка технического состояния средств оповещения, всех каналов проводной и радиосвязи. 7. Проверка технического состояния основных и резервных источников электропитания. 8. Включение аппаратуры, проведение контроля функционирования вооружения и техники, средств АСУ. 9. Проверка взаимодействия всех элементов зенитного ракетного (артиллерийского) комплекса. 10. Уточнение времени смены кодов РЛО, проверка правильности ввода ключевой информации в ЗАО-П во всех режимах опознавания. 11. Проверка готовности к работе средств объективного контроля. 12. Сверка времени по сигналам, передаваемым по радио, с вышестоящим КП (ПУ). 13. Проверка работы светомаскировочных средств, дежурного освещения, исправности подсвечивающих устройств, применяемых для работы в ночных условиях. 14. Выключение аппаратуры, оформление установленной документации. 15. Доклад оперативному дежурному вышестоящего КП (ПУ) о ре-зультатах подготовки к действиям в дневных (ночных) ночных условиях.
16. Проведение ЕТО на технике.