Исследования психологов показывают, что большинства конфликтов можно избежать. Для этого как начальникам, так и подчиненным необходимы знания, умения, опыт в области общения, терпимость друг к другу, а иногда и просто доброжелательность.
Психологической наукой разработаны рекомендации командирам по профилактике конфликтов с подчиненными. Надеемся, наши советы помогут сержантам (старшинам) в воспитательной работе.
А сводятся эти рекомендации к следующему.
– Ставьте подчиненным ясные, конкретные, реально выполнимые задачи и обеспечьте их выполнение.
– Ваши приказы и распоряжения должны быть обоснованны в правовом отношении, не должны идти вразрез с уставными требованиями и тем более ущемлять человеческое достоинство. Помните, около 15 процентов конфликтов между начальниками и подчиненными возникает на почве оскорбления.
– Систематически контролируйте качество, полноту и своевременность выполнения ваших указаний. Это снизит вероятность нарушений. В то же время крайне нежелательна мелочная опека.
– Не спешите с однозначной оценкой качества деятельности подчиненного. Прежде глубоко разберитесь в ситуации. Достигнутое им оценивайте исходя из начального положения дел и успехов других воинов. Знайте, что 80 процентов конфликтов с подчиненными возникает по причине несправедливой оценки результатов их деятельности.
– Не стремитесь в короткий срок перевоспитать нерадивого воина. Необдуманные и решительные попытки «сделать из него человека» чаще ни к чему хорошему не приводит, а только провоцируют конфликт. Важно сформировать у подчиненного убеждение в том, что понимает, что для успешной борьбы с ними необходимо доложить о нарушениях командиру. Однако одновременно он опасается неправильной оценки со стороны сослуживцев. Наконец, третий тип такого конфликта связан с необходимостью выбора одного из двух в равной степени непривлекательных решений.
Конфликт, возникающий между отдельными военнослужащими, называется межличностным. Если он происходит между подчиненным и непосредственным или прямым начальником, то называется конфликтом по вертикали. Если между воинами, не находящимися в отношениях подчиненности, то это конфликт по горизонтали.
Межличностные конфликты, к сожалению, не такое уж редкое явление в воинских коллективах.
В межгрупповых конфликтах в качестве противоборствующих сторон выступают не отдельные военнослужащие, а их группы. Типичным является конфликт между двумя группами военнослужащих различных призывов или возникший на межнациональной почве.
В основе классификации конфликтов может лежать отдельная характеристика, а именно:
– длительность течения (продолжительные, средней длительности и короткие);
– содержание (конфликты, возникающие в общении, деловые, нравственные, бытовые);
– объем (широкие — затрагивающие интересы значительной части коллектива, и локальные — не выходящие за сферу интересов двух или нескольких конфликтующих);
– сила воздействия на участников (сильные — затрагивающие существенные интересы воинов, слабые -не затрагивающие коренных интересов личности).
Анализ реальных конфликтов, имевших место в воинских коллективах, показывает, что типичными среди них являются конфликты, связанные с противоречиями между порядочными военнослужащими и воинами, проявившими в каком-то конкретном случае элементы непорядочности; борьбой за социальный статус в коллективе;
противоречиями между новаторами и консерваторами.
Если конфликт оказывает в большей степени отрицательное влияние на жизнь и деятельность оппонентов, коллективов, то он является деструктивным. Если влияние в итоге положительное, то конфликт конструктивен. Какие из этих функций преобладают, зависит от того, как будут вести себя его участники, правильно ли поймет суть конфликта и окажет на него регулирующее влияние воспитатель. Воздействие руководителя не будет эффективным, если он не может выявить основные причины конфликта и не знает, как он развивается.
Известно, что споры не возникают без причин. В том числе и конфликты. Причины их бывают объективные и субъективные (психологические, социально-психологические).
Объективными являются: недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности военнослужащих материальных и духовных благ; бытовая неустроенность военных городков; слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения межличностных противоречий и ряд других.
К психологическим относятся причины, связанные с индивидуально-психологическими особенностями воинов.
Социально-психологические причины: состояние межличностных отношений до конфликта; предвзятая установка на «соперника»; недостатки в принятии управленческих решений; негативные традиции в коллективе; наличие в подразделении микрогрупп с отрицательной направленностью и другие.
Исследования психологов показывают, что большинства конфликтов можно избежать. Для этого как начальникам, так и подчиненным необходимы знания, умения, опыт в области общения, терпимость друг к другу, а иногда и просто доброжелательность.
Психологической наукой разработаны рекомендации командирам по профилактике конфликтов с подчиненными. Надеемся, наши советы помогут сержантам (старшинам) в воспитательной работе.
А сводятся эти рекомендации к следующему.
– Ставьте подчиненным ясные, конкретные, реально выполнимые задачи и обеспечьте их выполнение.
– Ваши приказы и распоряжения должны быть обоснованны в правовом отношении, не должны идти вразрез с уставными требованиями и тем более ущемлять человеческое достоинство. Помните, около 15 процентов конфликтов между начальниками и подчиненными возникает на почве оскорбления.
– Систематически контролируйте качество, полноту и своевременность выполнения ваших указаний. Это снизит вероятность нарушений. В то же время крайне нежелательна мелочная опека.
– Не спешите с однозначной оценкой качества деятельности подчиненного. Прежде глубоко разберитесь в ситуации. Достигнутое им оценивайте исходя из начального положения дел и успехов других воинов. Знайте, что 80 процентов конфликтов с подчиненными возникает по причине несправедливой оценки результатов их деятельности.
– Не стремитесь в короткий срок перевоспитать нерадивого воина. Необдуманные и решительные попытки «сделать из него человека» чаще ни к чему хорошему не приводят, а только провоцируют конфликт. Важно сформировать у подчиненного убеждение в том, что
КОНСПЕКТ
имеющиеся в его поведении или характере недостатки мешают прежде всего ему самому, а устранение их улучшит его положение в коллективе и повысит авторитет.
– Критикуйте после того, как похвалите. Начав разговор с подчиненным с положительного в его службе, вы тем самым расположите его к себе, поможете ему лучше понять суть замечаний и осознать необходимость устранения недостатков.
– Помните, оценивать надо не личность, а поступок, результаты служебной деятельности. Использование таких обобщающих формулировок, как «вы никогда ничего вовремя не в состоянии выполнить», «вы всегда отличаетесь недобросовестностью», «вы постоянно опаздываете в строй» и т.д., принесет только отрицательный результат. Воин явно посчитает подобные оценки несправедливыми.
– Недопустимо вину за нарушение подчиненного переносить на всю социальную группу, к которой он принадлежит. В особенности здесь следует учитывать национальную принадлежность военнослужащего.
– В ходе общения демонстрируйте, что по психологическому статусу вы признаете равенство с подчиненными. Такой подход будет способствовать взаимопониманию. Согласитесь, вряд ли кому из воинов понравится назидательный, поучительный тон разговора, пренебрежение его мнением или грубое прерывание его речи.
– Не бойтесь навредить своему авторитету признанием допущенных ошибок. На этом учите и подчиненных правильно оценивать их действия и поступки. Честность и порядочность всегда по достоинству оцениваются людьми, и особенно если эти качества проявляются у руководителя.
– Не превращайте своих подчиненных в «громоотвод» при ваших конфликтах с вышестоящим командиром. Разрядив на них негативные эмоции от неприятного общения с начальником, вы стабилизируете свое внутреннее состояние (по отношению к командиру вы этого сделать не смогли в силу ряда причин). Однако тем самым вы создадите новый очаг конфликтной напряженности — со своими подчиненными.
– Реже наказывайте и чаще помогайте подчиненным исправлять допущенные ими ошибки. Практика показывает, что более действенна следующая стратегия: меньше проступков — меньше конфликтов -меньше наказаний — меньше проблем.
– И последнее: уход от конфликта — не всегда лучший способ решения проблемы в отношении начальника и подчиненного.
Как показали исследования конфликтов, большинство из них разрешаются при активном вмешательстве начальников — практически в девяти случаях из десяти.
Почти половина всех конфликтов разрешается наиболее распространенным способом (но не наиболее эффективным) — уступкой одного из соперников.
Выход из каждого пятого конфликта находится компромиссом, т.е. взаимными уступками сторон. Каждый уступает в чем-то принципиальном для него, но в то же время частично добивается желаемого.
Очень редко противоборствующие стороны используют такой способ разрешения конфликта, как сотрудничество. Главное для них -не победить, а решить проблему. Этот способ наиболее эффективный, так как позволяет решить противоречие, лежащее в основе конфликта.
Иногда в затяжном конфликте стороны, устав от длительной борьбы, отказываются от нее и прекращают активные действия. В такой ситуации происходит естественное затухание конфликта. Противоречие, которое привело к нему, может остаться и служить базой для возникновения нового конфликта. Поэтому целесообразно стремиться к тому, чтобы это противоречие было в основном или хотя бы частично разрешено.
Важно, конечно, чтобы сами воины, конфликтуя между собой, нашли путь к примирению. Поэтому сержанту (старшине), чтобы приблизить выход из конфликта, желательно посоветовать солдатам (матросам):
– снизить негативные эмоции по отношению к сопернику;
– постараться изменить свои взгляды о нем как о личности, сконцентрировать внимание на его положительных качествах и поступках;
– помнить, ведь сам по себе конфликт не выгоден для вас;
– прислушаться к анализу конфликта «со стороны»;
– придумать, как бесконфликтно решить проблему.
Во всех случаях важно разобраться в ситуации, попытаться выявить оппонента, на стороне которого правда, и поддержать его. Это будет способствовать прогрессивному развитию коллектива и позитивному разрешению противоречия, которое лежит в основе конфликта. Если просто пытаться примирить конфликтующих, не определив правых и неправых, то такое решение не даст хороших результатов. Когда же оба оппонента не правы, тогда имеет смысл стратегия сглаживания противоречия, взаимных уступок, примирения.
Необходимо помнить, что предупредить конфликт легче, чем разрешить его. Поняв истинные причины конфликта, во всех случаях его следует разрешить с максимальной пользой для социально-психологического климата воинского коллектива в целом.