» Оказание психологической помощи военнослужащим Военные страницы Статьи военной тематики

В плане оказания психологической помощи военнослужащим выделяются два направления работы:

1. Осуществление организаторской работы по созданию условий в воинской части и подразделении, предупреждающих негативные проявления НПН и последствия кризисных состояний, и воспитательная работа командиров всех уровней;

2. Проведение специального психологического воздействия психологом воинской части.

К первому направлению относятся основные меры по профилактике нервно-психических срывов:

– внимательное,  чуткое  отношение  к  подчиненным, уважение  к их чувствам, мыслям, суждениям, предложениям и т.д., недопущение в их адрес резких оскорбительных высказываний, несправедливости и т.п.;

– рациональное распределение военнослужащих по подразделениям и специальностям с учетом их подготовки и индивидуальных особенностей;

– исключение необоснованных физических и морально-психологических перегрузок военнослужащих;

– равномерное распределение нарядов на службу и работу, учет при назначении нарядов физического состояния и психологического самочувствия воинов;

– постоянное изучение социально-психологических процессов в подразделениях, запросов, настроений военнослужащих; создание  здорового  морально-психологического  климата в воинских коллективах — атмосферы уважительности,  доброжелательности и взаимопомощи;

– создание условий для проявления творческих способностей военнослужащих, предоставление возможности отдыха по собственному плану;

– анализ обстановки в семьях военнослужащих, обмен письмами с родителями, установка в воинской части междугороднего телефона, по которому военнослужащие в трудную для них минуту могли бы связаться с родными и близкими,  прием военнослужащих по личным вопросам;

– разъяснение  военнослужащим типологических черт их характера,  возможных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование  рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог);

– знание наиболее типичных ситуаций,  в  которых  поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости будет неадекватным.

В рамках второго направления психологом воинской части используются разнообразные приемы и процедуры, объединенные в рамках таких методов психологической помощи, как психологическое консультирование, психотерапия и психореабилитация. Некоторые из них, связанные с задачами психологического обеспечения воинской деятельности, мы уже рассматривали выше. Порядок приема психологом в части определяется командиром воинской части, в котором устанавливаются дни, часы и место приема.

Как правило местом для проведения индивидуальной работы является кабинет для психологического консультирования или рабочий кабинет психолога. Мероприятия, связанные с групповыми формами работы, проводятся в специально оборудованном помещении (комната психологической разгрузки, комната для проведения социально-психологических, психофизических тренингов).

Любая из форм деятельности (индивидуальная или групповая) а также методы деятельности психолога состоят из трех блоков-этапов: диагностический (выявление объективного состояния военнослужащего, группы), психологического воздействия и последующего психологического сопровождения (выполнения рекомендаций психолога).

Психологическое консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с военнослужащим, обратившимися за помощью. Основные отличия консультирования от психотерапии и психокоррекции сводятся к тому, что:

– субъектами обращения являются здоровые люди, не имеющие признаков отклонений от социальной или психической нормы и неблагоприятных психологических образований;

– основная цель консультирования — не преодоление психотравмирущих факторов, а их предупреждение;

– основная роль в преодолении сложной ситуации принадлежит самому военнослужащему, его внутренним резервам, а задача психолога состоит в психологическом просвещении клиента, мобилизации посредством специальных приемов, создающих необходимый эмоциональный и мотивационный настрой, усилий военнослужащего на осуществление определенной линии поведения, выработанной совместно с психологом;

– консультирование охватывает более широкий круг проблем: это и проблемы адаптации, построения наиболее оптимальной системы взаимоотношений с другими военнослужащими, разрешением межличностных конфликтов, проблемы личностного, профессионального роста, воспитания и обучения и т.п.

Групповое консультирование проводится в целях сплочения  воинских коллективов, снижения в них общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации морально-психологического климата,  повышения  групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных  состояний  или их последствий, повышения эффективности выполнения учебно-боевых задач.

Задача психолога состоит в том,  чтобы найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для решения этой  задачи психолог должен располагать предварительными данными о коллективе (о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, авторитетности лидеров и руководителей коллектива и т.п.).

Психотерапия и психокоррекция предполагают организованное психологическое воздействие на военнослужащих, имеющих отклонения от социальной или психической нормы с целью устранения неблагоприятных психических образований и формирования у них качеств, необходимых для военной службы. Программа психокоррекции включает собственно психологическую часть (проводит психолог) и педагогическую (проводят и осуществляют командиры и начальники) и может осуществляться с применением индивидуальных и групповых форм работы.

Психологическая реабилитация предусматривает проведение специальных мероприятий по восстановлению личностного статуса и психологических функций военнослужащего, нарушенных вследствие действия психотравмирующих факторов. В ходе психореабилитации применяются те же приемы и методы, которые используются при проведении психотерапии и психокоррекции.

К числу основных методов психотерапии относятся:

рациональная терапия (направлена на коррекцию мышления военнослужащего, путем показа ему логических ошибок в его рассуждениях);

логотерапия (направлена на преобразование внутреннего мира клиента за счет особого эмоционального климата в общении, признания ценности личности клиента);

гештальтерапия (направлена на более четкое осознание клиентом своих потребностей, доведение их до целостного образа (гештальта) и его завершение);

поведенческая терапия (отработка в моделируемых ситуациях групповой работы в сочетании с релаксационными процедурами необходимого компонента поведения);

нейролингвистическое программирование (НЛП) — система методических приемов, позволяющих человеку посредством слова программировать себя и затем изменять эти программы;

психоанализ (метод разрешения невротического конфликта посредством осознания психотравмирующего фактора через анализ сопротивления и ассоциаций клиента).

Кроме названных методов психологом части могут применяться и другие. Например, музыкотерапия (воздействие на психику клиента при помощи специально подобранной музыки), арттерапия (воздействие произведениями искусства и самостоятельного творчества), спортивная терапия и т.п. В процессе работы психолог активно использует методы психической саморегуляции, рассмотренные нами в предыдущем параграфе.

Эффективным методом работы является групповой социально-психологический тренинг (СПТ). Проводимые в ходе СПТ ролевые и ситуационные игры, групповые дискуссии позволяют, вследствие быстрого перехода из игрового плана в реальный, высокой интенсивности общения и участия в этом каждого члена группы существенно повысить социально-психологическую компетентность его участников: формировать и развивать умения и навыки в сфере общения, развивать способность адекватного и полного восприятия и понимания себя и окружающих, способность к правильной ориентировке в сложных межличностных ситуациях и т.п.

Условием эффективности оказания психологической помощи военнослужащим является сочетание методов и процедур специального психологического воздействия с повседневной организаторской и воспитательной деятельностью всех субъектов военного управления. При этом результатом психологической помощи является разрешение личностью своих психологических проблем. Объективными признаками позитивного эффекта являются многочисленные проявления поведенческого и эмоционального характера, свидетельствующие о качественно ином уровне восприятия военнослужащим ситуаций жизнедеятельности, высокие результаты в учебно-боевой и служебной деятельности, хорошие отношения с сослуживцами, позитивный настрой на службу, оптимизм, удовлетворенность условиями воинской деятельности и т.п.