В плане оказания психологической помощи военнослужащим выделяются два направления работы:
1. Осуществление организаторской работы по созданию условий в воинской части и подразделении, предупреждающих негативные проявления НПН и последствия кризисных состояний, и воспитательная работа командиров всех уровней;
2. Проведение специального психологического воздействия психологом воинской части.
К первому направлению относятся основные меры по профилактике нервно-психических срывов:
– внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение к их чувствам, мыслям, суждениям, предложениям и т.д., недопущение в их адрес резких оскорбительных высказываний, несправедливости и т.п.;
– рациональное распределение военнослужащих по подразделениям и специальностям с учетом их подготовки и индивидуальных особенностей;
– исключение необоснованных физических и морально-психологических перегрузок военнослужащих;
– равномерное распределение нарядов на службу и работу, учет при назначении нарядов физического состояния и психологического самочувствия воинов;
– постоянное изучение социально-психологических процессов в подразделениях, запросов, настроений военнослужащих; создание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах — атмосферы уважительности, доброжелательности и взаимопомощи;
– создание условий для проявления творческих способностей военнослужащих, предоставление возможности отдыха по собственному плану;
– анализ обстановки в семьях военнослужащих, обмен письмами с родителями, установка в воинской части междугороднего телефона, по которому военнослужащие в трудную для них минуту могли бы связаться с родными и близкими, прием военнослужащих по личным вопросам;
– разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог);
– знание наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости будет неадекватным.
В рамках второго направления психологом воинской части используются разнообразные приемы и процедуры, объединенные в рамках таких методов психологической помощи, как психологическое консультирование, психотерапия и психореабилитация. Некоторые из них, связанные с задачами психологического обеспечения воинской деятельности, мы уже рассматривали выше. Порядок приема психологом в части определяется командиром воинской части, в котором устанавливаются дни, часы и место приема.
Как правило местом для проведения индивидуальной работы является кабинет для психологического консультирования или рабочий кабинет психолога. Мероприятия, связанные с групповыми формами работы, проводятся в специально оборудованном помещении (комната психологической разгрузки, комната для проведения социально-психологических, психофизических тренингов).
Любая из форм деятельности (индивидуальная или групповая) а также методы деятельности психолога состоят из трех блоков-этапов: диагностический (выявление объективного состояния военнослужащего, группы), психологического воздействия и последующего психологического сопровождения (выполнения рекомендаций психолога).
Психологическое консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с военнослужащим, обратившимися за помощью. Основные отличия консультирования от психотерапии и психокоррекции сводятся к тому, что:
– субъектами обращения являются здоровые люди, не имеющие признаков отклонений от социальной или психической нормы и неблагоприятных психологических образований;
– основная цель консультирования — не преодоление психотравмирущих факторов, а их предупреждение;
– основная роль в преодолении сложной ситуации принадлежит самому военнослужащему, его внутренним резервам, а задача психолога состоит в психологическом просвещении клиента, мобилизации посредством специальных приемов, создающих необходимый эмоциональный и мотивационный настрой, усилий военнослужащего на осуществление определенной линии поведения, выработанной совместно с психологом;
– консультирование охватывает более широкий круг проблем: это и проблемы адаптации, построения наиболее оптимальной системы взаимоотношений с другими военнослужащими, разрешением межличностных конфликтов, проблемы личностного, профессионального роста, воспитания и обучения и т.п.
Групповое консультирование проводится в целях сплочения воинских коллективов, снижения в них общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации морально-психологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных состояний или их последствий, повышения эффективности выполнения учебно-боевых задач.
Задача психолога состоит в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для решения этой задачи психолог должен располагать предварительными данными о коллективе (о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, авторитетности лидеров и руководителей коллектива и т.п.).
Психотерапия и психокоррекция предполагают организованное психологическое воздействие на военнослужащих, имеющих отклонения от социальной или психической нормы с целью устранения неблагоприятных психических образований и формирования у них качеств, необходимых для военной службы. Программа психокоррекции включает собственно психологическую часть (проводит психолог) и педагогическую (проводят и осуществляют командиры и начальники) и может осуществляться с применением индивидуальных и групповых форм работы.
Психологическая реабилитация предусматривает проведение специальных мероприятий по восстановлению личностного статуса и психологических функций военнослужащего, нарушенных вследствие действия психотравмирующих факторов. В ходе психореабилитации применяются те же приемы и методы, которые используются при проведении психотерапии и психокоррекции.
К числу основных методов психотерапии относятся:
– рациональная терапия (направлена на коррекцию мышления военнослужащего, путем показа ему логических ошибок в его рассуждениях);
– логотерапия (направлена на преобразование внутреннего мира клиента за счет особого эмоционального климата в общении, признания ценности личности клиента);
– гештальтерапия (направлена на более четкое осознание клиентом своих потребностей, доведение их до целостного образа (гештальта) и его завершение);
– поведенческая терапия (отработка в моделируемых ситуациях групповой работы в сочетании с релаксационными процедурами необходимого компонента поведения);
– нейролингвистическое программирование (НЛП) — система методических приемов, позволяющих человеку посредством слова программировать себя и затем изменять эти программы;
– психоанализ (метод разрешения невротического конфликта посредством осознания психотравмирующего фактора через анализ сопротивления и ассоциаций клиента).
Кроме названных методов психологом части могут применяться и другие. Например, музыкотерапия (воздействие на психику клиента при помощи специально подобранной музыки), арттерапия (воздействие произведениями искусства и самостоятельного творчества), спортивная терапия и т.п. В процессе работы психолог активно использует методы психической саморегуляции, рассмотренные нами в предыдущем параграфе.
Эффективным методом работы является групповой социально-психологический тренинг (СПТ). Проводимые в ходе СПТ ролевые и ситуационные игры, групповые дискуссии позволяют, вследствие быстрого перехода из игрового плана в реальный, высокой интенсивности общения и участия в этом каждого члена группы существенно повысить социально-психологическую компетентность его участников: формировать и развивать умения и навыки в сфере общения, развивать способность адекватного и полного восприятия и понимания себя и окружающих, способность к правильной ориентировке в сложных межличностных ситуациях и т.п.
Условием эффективности оказания психологической помощи военнослужащим является сочетание методов и процедур специального психологического воздействия с повседневной организаторской и воспитательной деятельностью всех субъектов военного управления. При этом результатом психологической помощи является разрешение личностью своих психологических проблем. Объективными признаками позитивного эффекта являются многочисленные проявления поведенческого и эмоционального характера, свидетельствующие о качественно ином уровне восприятия военнослужащим ситуаций жизнедеятельности, высокие результаты в учебно-боевой и служебной деятельности, хорошие отношения с сослуживцами, позитивный настрой на службу, оптимизм, удовлетворенность условиями воинской деятельности и т.п.