Что означает слово «конфликт»? В переводе с латинского — столкновение. Но не просто телесное столкновение людей, а столкновение их целей, интересов, позиций, мнений, взглядов, возникающих в ходе общественных (социальных) и межличностных (психологических) отношений.
В воинском коллективе, как и в любом другом, тоже возникают конфликты между людьми. В процессе совместной службы воины постоянно взаимодействуют друг с другом. В ходе коллективного выполнения учебно-боевых задач, в столовой, у телевизора, на спортивной площадке и т.д. между ними могут возникать самые различные противоречия. Они, как показывает практика, неизбежны.
Понятно поэтому, что для успешного руководства подразделением командирам, в том числе сержантам (старшинам), необходимо понимать их суть, причины появления, характер влияния на взаимоотношения военнослужащих, знать способы урегулирования типичных конфликтных ситуаций.
Что же представляет из себя конфликт в подразделении?
Это один из крайних способов разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия как отдельных военнослужащих, так и их групп. Противоречие может быть также разрешено путем взаимного компромисса обеих сторон, посредством односторонних уступок, достигаемых в процессе обсуждения разногласий. Если военнослужащие не высказывают взаимных претензий друг другу, то такое противоречие, будучи не особенно значимым, может разрешиться само собой.
У конфликта две основные особенности. Во-первых, он характеризуется противодействием сторон, т.е.
общением, поведением, деятельностью, одной из целей которых является нанесение морального или материального ущерба сопернику. Во-вторых, конфликт сопровождается выраженными или скрытыми негативными эмоциями по отношению к оппоненту. Если противодействие не сопровождается отрицательными эмоциями, то налицо предконфликт.
В зависимости от носителя противоречия конфликты бывают внуг-рилнчностные, межличностные и межгрупповые.
Внутрилнчностный конфликт проявляется в столкновении примерно равных по силе, но противоположных по направлениям мотивов, интересов, потребностей и т.д. Каждый из нас не раз попадал в такое состояние, для преодоления которого требовалось подчас немало усилий. Наиболее легкий тип этого конфликта связан с ситуацией, когда военнослужащему приходится выбирать из двух весьма привлекательных для него решений одно. Второй тип внутриличностного конфликта возникает тогда, когда для воина одна и та же цель примерно одинаково и привлекательна, и нет. К примеру, молодой солдат знает о случаях неуставных взаимоотношений в подразделении и понимает, что для успешной борьбы с ними необходимо доложить о нарушениях командиру. Однако одновременно он опасается неправильной оценки со стороны сослуживцев. Наконец, третий тип такого конфликта связан с необходимостью выбора одного из двух в равной степени непривлекательных решений.
Конфликт, возникающий между отдельными военнослужащими, называется межличностным. Если он происходит между подчиненным и непосредственным или прямым начальником, то называется конфликтом по вертикали. Если между воинами, не находящимися в отношениях подчиненности, то это конфликт по горизонтали.
Межличностные конфликты, к сожалению, не такое уж редкое явление в воинских коллективах.
В межгрупповых конфликтах в качестве противоборствующих сторон выступают не отдельные военнослужащие, а их группы. Типичным является конфликт между двумя группами военнослужащих различных призывов или возникший на межнациональной почве.
В основе классификации конфликте» может лежать отдельная характеристика, а именно:
– длительность течения (продолжительные, средней длительности и короткие);
– содержание (конфликты, возникающие в общении, деловые, нравственные, бытовые);
– объем (широкие — затрагивающие интересы значительной части коллектива, и локальные — не выходящие за сферу интересов двух или нескольких конфликтующих);
– сила воздействия на участников (сильные — затрагивающие существенные интересы воинов, слабые -не затрагивающие коренных интересов личности).
Анализ реальных конфликтов, имевших место в воинских коллективах, показывает, что типичными среди них являются конфликты, связанные с противоречиями между порядочными военнослужащими и воинами, проявившими в каком-то конкретном случае элементы непорядочности; борьбой за социальный статус в коллективе; противоречиями между новаторами и консерваторами.
Если конфликт оказывает в большей степени отрицательное влияние на жизнь и деятельность оппонентов, коллективов, то он является деструктивным. Если влияние в итоге положительное, то конфликт конструктивен. Какие из этих функций преобладают, зависит от того, как будут вести себя его участники, правильно ли поймет суть конфликта и окажет на него регулирующее влияние воспитатель. Воздействие руководителя не будет эффективным, если он не может выявить основные причины конфликта и не знает, как он развивается.
Известно, что споры не возникают без причин. В том числе и конфликты. Причины их бывают объективные и субъективные (психологические, социально-психологические).
Объективными являются: недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности военнослужащих материальных и духовных благ; бытовая неустроенность военных городков; слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения межличностных противоречий и ряд других.
К психологическим относятся причины, связанные с индивидуально-психологическими особенностями воинов.
Социально-психологические причины: состояние межличностных отношений до конфликта; предвзятая установка на «соперника»; недостатки в принятии управленческих решений; негативные традиции в коллективе; наличие в подразделении микрогрупп с отрицательной направленностью и другие.