Военные страницы Статьи военной тематики

При проведении миротворческой операции в Абхазии основу группировки составляли части и подразделения Вооруженных Сил. За деятельностью войск наблюдали представители  ОНН (43 чел.).

Управление обеспечивалось по арендованным радиорелейным линиям связи, а также по линиям прямой радио и космической связи. Связь проводными средствами из-за больших расстояний между ПУ и тяжелых условий охраны и обороны кабельных линий, своими силами не организовывалась. Аренда каналов у МС была ограничена, т.к. в республике была исправна только кабельная магистраль Сухуми – Сочи, остальные подземные кабельные магистрали были разрушены.

Из-за частых перебоев в электроснабжении стационарных УС МС  арендованные радиорелейные каналы работали неустойчиво. Основная нагрузка легла на каналы, образованные радио и космическими средствами.

Радиосвязь от ОШК МС (объединенный штаб командования миротворческих сил) с ГШ была организована на р/ст Р-161 в режиме ТЛФ ЗАС по сеансам, а также в случае пропадания каналов связи, образованных проводными и космическими средствами.

Радиосвязь со штабом миссии наблюдателей ОНН осуществлялась в р/направлении на р/ст МОТОРОЛА.

Радиосвязь с частями и подразделениями была организована:

–  на р/ст средней мощности Р-16А2М – с мсб 27 мсд по сеансам;

–  на р/ст малой мощности Р-130, Р-111 – с остальными подразделениями в р/сети;

Связь космическими средствами была организована от УС ОШК МС и УС ОГ Юг с УС ГШ. Путем цифрового транзита на УС ГШ был образован прямой канал между УС ОШК МС и УС ОГ Юг.

В интересах группировки первоначально было развернуто 67 узлов связи пунктов управления, к  концу операции — 88 УС, из них:

–  узлов связи МО РФ – 62,

–  узлов связи МВД РФ – 13,

–  узлов связи ГУИН – 3,

–  узлов связи ФАПСИ – 5,

–  узлов связи ЖДВ – 3,

–  узлов связи МЧС – 2,

Все подсистемы связи базировались на каналы связи, образованные средствами радио, космической, радиорелейной и тропосферной связи и каналы арендуемые у Министерства связи РФ.

В группировке действовало 57 радиосетей и 31 радионаправление ОГВ(с), 140 радиосетей тактического звена управления с использованием 356 радиостанций средней и малой мощности, 1560 радиостанций тактического звена управления.

Радиосвязь от штаба ОГВ с КП группировок войск и подчиненными им войсками организовывалась в р/с командующего войсками СКВО на радиостанциях средней и малой мощности. Для каждой войсковой группировки были разработаны дополнительные радиоданные радиосетей на р/ст малой мощности.

Радиосвязь в УКВ диапазоне была организована с использованием воздушных и наземных ретрансляторов.

При ведении боевых действий в городе аппаратные связи и радиостанции первоначально были оставлены за пределами городской черты. В боевых порядках с командирами вместе находились радиосредства на бронебазе (Р-165КБ, Р-161Б, Р-145БМ).

Засекреченная радиотелефонная связь из КШМ с подразделениями, ведущими боевые действия в пешем строю в звене полк – батальон, использовались р/ст УКВ диапазона Р-159М с аппаратурой ЗАС Т-240С, а в звене батальон-рота-взвод-отделение – р/ст Р-163-01 с «маскираторами» Р-023-1, Р-023-2.

Засекреченная телефонная связь была организована от УС ПУ ОГВ с ПУ группировок войск, ПУ отдельных соединений и частей родов войск, с комендантскими постами.

Засекреченная телеграфная связь обеспечивалась только по направлениям с ПУ группировок войск, отдельных соединений и частей.

Широкое применение нашли средства космической связи. Всего было задействовано 32 станции Р-440 из состава ЕССС-1 (единая система спутниковой связи).

Опыт боевого применения войск в совместных специальных операциях по локализации вооруженных конфликтов, выявил ряд обстоятельств, отличающих операции такого рода от «классических» аналогов, основными из которых являются:

1. Отсутствие явно выраженной линии боевого соприкосновения войск.

2. Ведение боевых действий войсковыми формированиями на разобщенных направлениях, в отрыве от основных сил.

3. Значительный пространственный размах боевых действий для группировок тактического масштаба.

4. Усиление роли взаимодействия между войсковыми формированиями различной ведомственной принадлежности.

5. Широкое распространение диверсионных действий со стороны противника.

На организацию управления и связи, помимо вышеперечисленных факторов, оказывают влияние и такие обстоятельства, как:

  1. Стремление командования осуществлять управление войсками, опираясь на традиционную (академическую) систему пунктов управления. Анализ оперативного обмена при проведении антитеррористической операции в Чечне показал, что практически весь обмен сообщениями осуществлялся по линии командных пунктов, при этом роль и значение ЗКП были ничтожны.
  2. Отсутствие постоянства оперативного (боевого) состава и единого для всех силовых ведомств порядка взаимодействия, разнородность объединённой группировки войск. Для проведения операции по локализации вооруженных конфликтов привлекаются силы и средства от различных видов ВС, родов войск и других силовых министерств и ведомств. Для проведения операции в Чечне применялись соединения и части от  ВВС, ВДВ, ВМФ, ФПС, МЧС, ФАПСИ, МВД РФ, ВВ МВД РФ, ЖДВ. Система связи объединенной группировки войск (сил) состояла из  нескольких подсистем:

–  ОГВ (с)

–  Западной группировки

–  Восточной группировки

–  Северной группировки

–  зоны безопасности

–  ВВС

–  МВД РФ

–  ВВ МВД РФ

–  ФАПСИ

–  ФПС.

  1. 3.                 Разнородность средств и комплексов связи федеральных войск и сил в ОГВ. Сложность и зачастую отсутствие сопряжения систем связи различных министерств и ведомств в ходе проведения совместной специальной операции.

Так, к примеру, станции космической связи нового и старого поколения не обеспечивают работу между собой, КШМ (Р-149, Р-142 НМР и Р-142Н) оснащаются тремя видами аппаратуры засекречивания (Т-230-1А, Т-240С и Д, Т-219), также не обеспечивающих работу между собой.

Кроме этого, на сегодняшний день на вооружении находятся средства связи, которым требуются различные источники электропитания. Так, к примеру, для одних требуется напряжение 30 вольт, для других 220 вольт, для третьих 380. Основная часть источников питания выработала большие сроки, израсходовав весь запас моторесурса, и подвержена частым выходам из строя.

Разнородность средств и комплексов связи федеральных войск и сил в ОГВ обуславливает необходимость обмена оперативными группами и офицерами связи, направления на ПУ взаимодействующих соединений и частей сил и средств связи ВС РФ.

4. Наличие  на вооружении морально устаревшей техники связи, выработавшей предназначенный ресурс, и недостаток в новых, качественных образцах техники связи.

В войсках применяются устаревшие средства связи, например, тропосферные станции (Р-410, Р-412), аппаратные ЗАС (П-240, П-238Т), КШМ (Р-145БМ, Р-142Н) и другие.

Имеющиеся средства связи имеют ряд существенных недостатков, основными из которых являются большие габариты, вес. Все они в ходе эксплуатации часто выходят из строя, аппаратура засекречивания чувствительна к влаге, ее подключение к радиосредствам вдвое, а в горной местности втрое снижает дальность радиосвязи. Громоздкость и габариты антенных устройств являются демаскирующим признаком, по которому радисты, как правило, в первую очередь подвергаются уничтожению снайперами.

Ряд средств связи, включая и недавно поступившие на вооружение, не находят широкого применения в войсках и практически не используются ( П-227, Р-149БМРГ, Р-163-10В). Маскираторы  Р-168МЦ реально не используются по причине неустойчивой работы и значительного снижения дальности связи.

Вместе с тем другие образцы средств связи, поступающие на вооружение нашли широкое применение в войсках, например средства космической связи нового поколения «Барьер», «Ливень», «Легенда», «Легенда-П», радиосредства «Арбалет-500» и другие, однако штатом не предусмотрены, содержатся за штатом, эксплуатируются нештатными экипажами и поступают в войска в малых количествах.

Рассмотрим примеры организации связи в ходе проведения операций по локализации вооруженных конфликтов. Знание особенностей организации связи в совместной операции позволит сделать правильные выводы о роли и месте войск связи при ведении боевых действий современного характера.

Этап острых психических реакций выхода по своему функциональному значению в какой то мере аналогичен этапу реакций входа, так как любые изменения условий жизни, деятельности, окружающей среды предполагают перестройку психических реакций и всей психической деятельности. Под выходом имеется в виду выход из условий, в которых военнослужащий находился значительное время в которых он  существовал  до призыва на венную службу. Во многом это связано с  изменениями в структуре личности, произошедшие за время службы. Этот этап характеризуется  поведенческими реакциями, в которых находит выражение эйфория, чувство ломки многих социальных ограничений, почти “полной” свободы и “неограниченных” возможностей в удовлетворении потребностей. Так или иначе наступает реадаптация к привычным условиям жизни, хотя это понятие весьма относительно. В данном случае имеется в виду то, что среда, в которой оказывается юноша после увольнения со службы, для него привычна по его допризывному жизненному опыту.

Содержание и характеристики трех последних этапов необходимы для уяснения всей картины адаптационного процесса и его закономерностей. То есть поведение военнослужащих  с теми или иными вариациями на этих этапах есть определенная норма  ( если оно не выходит за социальные и служебные рамки ) и не является случайным и непредсказуемым.

Личность каждого военнослужащего наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих  ее индивидуальность. Этапы психической адаптации общие для всех военнослужащих будут зависеть в смысле успешности их протекания от личностных качеств каждого из них. И на этапе переадаптации успех также будет обусловлен набором определенных качеств и свойств личности, которые являются главным условием, определяющим развитие процесса адаптации по одному из двух возможных путей. То есть индивидуальные возможности каждого человека к успешной переадаптации различны, от весьма высокой способности  до полной невозможности адаптироваться к данной среде (потенциальная склонность к дезадаптивным состояниям). Исходя из этого, основным звеном и начальным этапом по психологическому  обеспечению адаптации военнослужащих по призыву  должна стать диагностика  или оценка адаптивной способности личности. Она основана на изучении индивидуальных  особенностей каждого военнослужащего, уровня его мотивации к военной службе, биографических данных, социального окружения  до службы и т.д.

Особое и наиболее перспективное направление в работе по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих срочной службы имеет снижение уровня влияния психогенных факторов войсковой среды и профилактика дезадаптивных состояний. Это направление может быть в значительной степени реализовано следующими путями:

1. Переориентация системы правовой работы с личным составом на разъяснение военнослужащим их прав, льгот, социальных гарантий, предусмотренных законами государства в связи с особым характером их деятельности. До настоящего времени в войсках практиковалось в большинстве своем с первых дней обучения молодых солдат настойчивое стремление в самый короткий срок добиться полнейшего усвоения ими всех их обязанностей по службе, причем права и социальные гарантии в лучшем случае оставались на втором плане. Чувство личной безопасности, защищенности личного достоинства, возможность защитить свои права есть необходимые условия успешной адаптации к войсковой среде. Как известно, прав без обязанностей не бывает, но не бывает  обратного, то есть обязанностей без прав. На основе уяснения и усвоения  гарантий социальных

прав льгот военнослужащего могут быть успешнее, без излишнего напряжения и определенного неприятия могут быть усвоены все обязанности, определяемые законом и требованиями военной службы. Занятия по правовой подготовке должны быть нацелены на формирование у воинов умения пользоваться правами, защищать их и особенно свое личное достоинство  на практике в рамках правовых норм. Как вариантом занятия может быть решение практических задач с конкретной ситуацией и выбором одного из предложенных вариантов решения, который является правильным с точки зрения права и законности

2. Изучение комплекса потребностей, связанных с духовной сферой личности. Ими являются музыкальные интересы, кино, литература и др. Культурно-досуговую работу в части необходимо строить на основе реальных интересов и запросов военнослужащих  с целью их максимального удовлетворения. Инициатива от самих военнослужащих по созданию фонотек, составлению музыкальных программ должна всячески поощряться  и поддерживаться. Музыка является одним из эффективных средств регуляции эмоциональных переживаний, снятия нервно-психического напряжения. Однако эффект достигается лиш при совпадении эстетических вкусов с предлагаемыми в данных условиях репертуаров программ.

3. Умелое использование методов и техник психорегуляции (аутотренинг, релаксация и др.). Данная работа требует достаточной профессиональной подготовки психолога и практического владения одной или несколькими методами психорегуляции, что позволяет снимать излишнее нервно-психическое напряжение, корректировать негативнее психические состояния, осуществлять поддержку психической деятельности по переадаптации, мобилизацию необходимых психических ресурсов. Овладение этими методами — профессиональная обязанность военного психолога, которая обеспечивает успешное решение большого круга задач психологической работы с личным составом.

4. Особо необходимо выделить деятельность, направленную на устранение субъективных факторов условий службы, усугубляющих психологическое влияние войсковой среды. Ими могут быть негативные явления (к сожалению, встречающиеся все чаще, чем должны бы). Связанные с взаимоотношениями начальников и подчиненных. Зачастую неподготовленность юношей к военной службе рассматривается как их личная вина. Хотя причин тому гораздо больше, чем непосредственно сам молодой солдат, начиная от социально-экономических условий, издержек воспитания, атмосферы в семье, заканчивая физической слабостью и неразвитостью волевых качеств. Это беда юноши и его трагедия, которую он даже если и не осознает, то в полной мере чувствует, столкнувшись с трудностями военной службы. Поэтому метод шоковой терапии, который достаточно прочно укоренился в некоторых учебных пунктах и подразделениях молодого пополнения, где с первых дней принципы, “чем жестче, тем лучше” и  “чтобы служба медом не казалась” никоим образом успешности  адаптации не способствует, а в большинстве случаев при неблагоприятном  сочетании  личностных  качеств это верный путь к дезадаптации  и нервно-психическим срывам. Точно так же характерные насмешки, грубые окрики, умышленное принижение социального статуса абсолютно не способствуют успешному вхождению молодых солдат в режим эффективной  и устойчивой служебной деятельности. С точки зрения теории естественного отбора эти методы, может быть, себя и оправдают, то есть выживает сильнейший. Но вот как быть с тем, кто отбора не прошел не выдержал ? Оставить их с психическими нарушениями как — ни будь дослуживать? А не в этом ли одна из причин страшных происшествий с гибелью людей от рук их же сослуживцев? Необходимо направить работу по психолого педагогической подготовке командиров, в том числе и сержантов по призыву на правильное осмысление своих обязанностей по оказанию помощи и психологической поддержки военнослужащим  на начальных этапах их службы.

5. Процесс адаптации, разумеется, происходит в условиях реальной, конкретной части, где влияние описанных выше факторов имеет свой оттенок, свои особенности. Глубокий и всесторонний анализ реального характера психогенного воздействия конкретной среды позволяет разработать систему мер и методов работы по снижению уровня этого воздействия на психику военнослужащих в сочетании с анализом и изучением их наиболее остро переживаемых неудовлетворенных потребностей и изысканию возможностей для их в той или иной мере адекватного удовлетворения или же оказанию помощи в конструктивной переоценке ситуации.