Военные страницы Статьи военной тематики

Сегодня армия и флот продолжают оставаться школой патриотизма для десятков тысяч юношей, школой мужества, жизненной закалки, социальной зрелости и профессионального мастерства.

В Российской армии верность присяге и воинскому долгу всегда была устойчивой традицией. Это и является конкретным проявлением патриотизма наших воинов.

Патриотическое чувство, основанное на высокой гражданской ответственности, формируется с ранней юности. В пору, когда начинают появляться вопросы: что есть долг перед Родиной? В чем смысл человеческих ценностей? Как сохранить достоинство свое и граждан своей страны?

Истинный патриот доказывает свою преданность Родине реальным вкладом в дело защиты своей страны. Исключительно важна при этом роль личного примера. В истории нашего Отечества множество примеров преданности Родине и самоотверженного выполнения воинского долга.

Труд солдата всегда был самым сложным в ратной службе. Подвиги солдат лежат в основе славы полководцев. Об этом ярко написала в своих стихах Фазу Алиева;

О сколько было подвигов на свете, Они уже в преданья отошли, Из уст в уста их повторяют дети На всех материках большой земли. Но из всего того, о чем мы слышим, И из того, что мы вершим пока, Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

Этот подвиг начинается с малого: с усердия в овладении своей профессией, с уважения к своему командиру, традициям своей части, вида и рода войск.
А славных традиций в Российской армии немало.

История Отечества богата примерами защиты команди¬ра в бою. Приведем один из них. В расцвете славы российского оружия, во время войны  Поль¬шей (1769-1771 гг.) вахмистр (старший сержант) 13-го ордена Св. Георгия Победоносца Кира-сирского полка В. Сычков в бою у деревни Тиница спас жизнь А. В. Суворову. Во время боя вражеский офицер прорвался к генералу и выстрелил в него, но промахнулся. Увидев это, вахмистр бросился к Суворову, закрыл его своей грудью и выстрелом из пистолета наповал уложил противника.

Святыней воинской части испокон веков является ее Бое¬вое Знамя. Известен уникальный подвиг солдата Могилевского пехотного полка И. Петрова. В ходе войны со шведами в Пулкинском сражении 1808 года он отбил захваченное неприятелем полковое знамя, но, окруженный шведами и раненный, был взят в плен. В течение 2 лет (!) он тайно хранил его. А после побега отдал знамя командиру полка. Оценив этот героический поступок, Государь император Александр I повелел: за личное мужество и патриотизм, достойный подражания, произвести рядового И. Петрова в унтер-офицеры и выплачивать ему особенное жалование.

Отвага всегда была боевой спутницей российского воина. К примеру, в годы первой мировой войны по всем фронтам России гремело имя рядового казака Кузьмы Крючкова, чей портрет был основой многих патриотических плакатов. Первый Георги-евский крест он получил за то, что с тремя своими товарищами атаковал германский разведотряд численностью 27 человек. Почти весь отряд был уничтожен (только трое спаслись бегством). Крючков лично зарубил шашкой 11 человек, получив при этом 16 ран. В следующей схватке, где он участвовал, 10 казаков атаковали 20 германцев. Герой получил 3 раны, но опять взял верх. В итоге — второй «Георгий». Закончил войну отважный боец в Ставке Верховного Главнокомандующего полным Георгиевским кавалером.

Традиции массового героизма российских солдат подтвердили свою прочность в годы Великой Отечественной войны. В историю нашей страны навсегда вошли подвиги А. Матросова, 28 героев-панфиловцев, защитников Брестской крепости…

Что движет миллионами российских граждан в лихие для страны годы? В чем проявляется российский патриотизм? Его отличает целый ряд особенностей. К основным из них относятся:

1. Народный характер, сознательное, бескорыстное стремление к защите национальных интересов, готовность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины.

2. Интернациональность проявления, основанная на многонациональном составе нашего государства. Татарин и бурят, калмык и русский по праву называют себя россиянами, подчеркивая этим свою общую принадлежность к Российскому государству и готовность защищать его интересы с оружием в руках.

3. Державность, основанная на чувстве национальной гордости за принадлежность к великой стране, представители которой внесли значительный вклад в развитие культуры, науки и прогрессивное развитие человечества; стране, простирающейся на огромном пространстве от Баренцева до Японского моря.

4. Динамизм, активность, практическое участие граждан в делах государства и его защите. П. Я. Чаадаев еще в 1837 году считал, что время «слепой влюбленности» в Отечество прошло. Эту влюбленность надо доказывать конкретными делами, как это делали К. Минин и Д. Пожарский, тысячи наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

5. Высокая гуманистическая основа, вера в то, что богатейший духовно-нравственный потенциал российских народов способен оказать позитивное влияние на ход человеческой истории.

Российские воины всегда отличались исключительным упорством в бою и взаимовыручкой. «Этих людей легче перебить, чем победить», — с досадой отмечал Фридрих II. Он считал свою армию непобедимой. Но после неоднократных поражений от русской армии в Семилетней войне (1756-1763 гг.) был вынужден признать, что «ни один солдат в мире не сравнится с русским гренадером».

На протяжении более чем тысячелетней истории нашего государства русские воины доказывали в бою, что превыше всего для них честь, независимость и достоинство Отечества.

«С чего начинается Родина?..» — эти слова известной и любимой нашим народом песни знакомы каждому из нас с детства. Сегодня они как никогда актуальны, ведь проблема патриотического воспитания приобретает в стране исключительную остроту и значимость.

Патриотизм — одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Происходит это понятие от греческого  — родина, отечество. Под патриотизмом подразумевается любовь человека к своей Родине, его привязанность к местам, где он родился и вырос, готовность приложить необходимые усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.

История России — история проявления патриотизма. Он формировался в течение многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нем — яркий отсвет судьбы Отечества.

Две трети своего существования Россия вела борьбу за сохранение независимости. В летописи нашей Родины немало примеров стойкости и мужества российских воинов, основу которых составлял патриотизм.
Из  «Повести  временных лет». Обращаясь к своей дружине перед началом боя с противником, в десять раз превосходящим по численности русское войско, князь Святослав призывал ратников: «Нам некуда уже деться. Отступить — значит отдать на поругание землю нашу. Хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не имут позора…» Святослав первым бросился в бой, увлекая за собой дружину. Сражение закончилось победой русичей.

Борьба русского народа за свою независимость позволила сбросить и ненавистное монголотатарское иго и обеспечить выход к Балтийскому и Черному морям, упрочить России свое положение великой европейской и мировой державы.

В русской армии патриотическому воспитанию традиционно уделялось большое внимание. В «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.) патриотизм вменялся в обязанность воинов. Воеводам строго предписывалось не только усердно воспитывать их, но и самим подавать пример служения Отечеству. В Уставе внутренней службы в пехотных войсках (1877 г.) было записано: «Каждому воинскому чину надлежит быть: благочестивым, беспредельно преданным государю и Отечеству». И русские воины свято следовали этому требованию устава, не раз доказав на полях многочисленных сражений свою воинскую доблесть и отвагу.

Психологи выделяют признаки нормальной здоровой личности,  к которым относят:

  1. интерес к внешнему миру;
  2. наличие смысла жизни,  определённой жизненной  философии,  которая упорядочивает, систематизирует опыт человека;
  3. существование иерархии ценностей;
  4. целостность личности, адекватность её реакций на изменение обстоятельств;
  5. сбалансированность  основных  нервных процессов (возбудительного и тормозного), адекватная уравновешенность  корковой  и  подкорковой деятельности;
  6. способность к установлению душевных контактов с окружающими;
  7. соответствие поведения человека нормам и традициям,  установленным в обществе;
  8. подчинение общественным целям, выбор законных средств для достижения личных целей и др.

Идеальное психическое здоровье – это не только отсутствие психических заболеваний, но и исключение каких-либо предпосылок к нему. Между идеальным психическим здоровьем и психическими болезнями существует целый ряд промежуточных состояний, характеризующихся различной степенью риска развития психической патологии.

В этом ряду находятся лица с нервно-психической неустойчивостью – это состояние психической дезадаптации, которое характеризуется склонностью к срывам оптимального функционирования и адекватного личностного реагирования в условиях нервного напряжения. Предупреждение и раннее распознавание НПН является главным звеном практической профилактической работы.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, повышенная ответственность, бытовые неудобства, различные профессиональные вредности – все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья.

Военнослужащих с низкой « нервно-психической устойчивостью» (НПУ) выделяют в особую группу,  так как при значительных физических и психических нагрузках у них могут произойти биологически обусловленные срывы нервной системы.

Низкая НПУ предполагает наличие у военнослужащего различных предболезненных состояний (крайние варианты психической нормы) со скрытой, невыраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения,  обусловленные  дефектами  функционирования  нервной системы и снижающие приспособленные возможности организма.

Все военнослужащие,  в  соответствии с требованиями ГОМУ ГШ ВС РФ проходят психологическое (психофизиологическое) обследование в военном комиссариате, а  затем  и  в  воинской части группой профессионального психологического отбора,  в ходе которого у них  определяется  уровень нервно-психической устойчивости.

В соответствии с тестовыми методиками,  разработанными в ГВМУ МО РФ,  военнослужащие по уровню нервно-психической устойчивости делятся на 4 группы:

1 группа — лица с высокой нервно-психической устойчивостью, практически здоровые. Нервно-психические срывы маловероятны.

2 группа — лица с достаточной  нервно-психической  устойчивостью.  Нервно-психические срывы вероятны, если военнослужащий длительное время находится в экстремальной ситуации без соответствующей помощи.
Военнослужащих 1  и 2 групп можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ, а также выполнения задач с оружием и боеприпасами.

3 группа — лица с удовлетворительной нервно-психической  устойчивостью. Нервно-психические  срывы  вероятны  даже  если военнослужащие непродолжительное время находятся в экстремальных условиях,  что ограничивает  использование  этих военнослужащих по отдельным специальностям, либо в определённых ситуациях.

Военнослужащие этой  группы не рекомендуются к несению караульной службы, ограничено годны к несению службы в составе суточного  наряда.  Лица 3  группы НПУ требуют индивидуальных психопрофилактических,  коррекционных и воспитательных мер,  после принятия которых,  и только  в персональном порядке,  может рассматриваться вопрос о допуске их к несению службы с оружием.

4 группа  — лица с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью. Вероятность срывов очень высока даже при умеренных психических и физических нагрузках.  Командир по рекомендации психолога обязан направить этих лиц на консультацию к специалистам  медицинской  службы для принятия  мер и решения на предмет годности к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Военнослужащие 3  и  4  групп НПУ должны находится под постоянным динамическим наблюдением войсковых психологов. Один раз в полгода следует дополнительно  проводить  изучение  и  тестирование  лиц с низкой нервно-психической устойчивостью,  делать заключение о их текущем состоянии (снижении или повышении НПУ).

Для выявления группы НПН рекомендуется использование тестовых  методик «Прогноз — 2» и «НПН — А». Все методики, применяемые  для  изучения личного состава,  должны быть предварительно адаптированы,  приведены в соответствие с  законом  нормального распределения и только после этого использоваться на практике.

Выявление лиц с НПН является составной частью работы командиров, из заместителей по воспитательной работе, военных психологов и врачей по изучению индивидуально-психологических особенностей личного состава, сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих.

Мероприятия по выявлению лиц с НПН проводятся на протяжении всего времени пребывания военнослужащих в В\ч. Опыт показывает, что основная часть военнослужащих с НПН и психическими расстройствами (до 80%) выявляется в первые 1-3 месяца после призыва, а остальные (20%) – в процессе дальнейшего прохождения службы. Все выявленные военнослужащие должны быть поставлены на динамическое наблюдение.
Для выявления военнослужащих с низкой НПН может быть использован метод изучения документов. Этот метод даст косвенные признаки НПН: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы головного мозга, наблюдение у психоневролога, воспитание в неблагополучной семье, трудности в обучении, сложные отношения  в коллективе, вспыльчивость, раздражительность, раннее пристрастие к алкоголю, курение, употребление наркотиков.

У военнослужащих с низкой НПУ в повседневной деятельности часто наблюдаются:

  • вялость, пониженная активность, истощаемость нервной системы, плаксивость, пониженное настроение, нарушение сна, частые жалобы на головную боль, робость, пугливость, мнительность;
  • раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, нарушение ритма и глубины дыхания, тремор рук;
  • замедленный темп действий, навязчивые мысли и действия;
  • замкнутость, погруженность в себя, странные, порой необъяснимые поступки;

Данные признаки должны служить для командира своеобразным сигналом для проведения дополнительного обследования с помощью тестовых методик и других методов психодиагностики.
Работа с военнослужащими групп  с НПН требует комплексного подхода и постоянного взаимодействия командиров, врачей, психологов.