Военные страницы Статьи военной тематики

Довожу слушателям основные компоненты системы методической подготовки руководителей групп ОГП.
Система методической подготовки руководителей групп ОГП включает в себя следующие элементы: планирование подготовки; методы подготовки; формы подготовки; средства подготовки; методы контроля, анализа и корректирования процесса подготовки и обучения

Планирование методической подготовки осуществляется на основании: приказа МО РФ 1993 г. № 250, методических рекомендаций по организации ОГП личного состава на соответствующий период обучения, задач, стоящих перед соединением, частью.

Ее непосредственными организаторами являются заместитель командира по воспитательной работе и офицер по ОГП и информированию.
Теоретическая и методическая подготовка руководителей групп осуществляется в организованных формах обучения и самостоятельно.

К организованным формам подготовки руководителей групп ОГП относятся: – 2-х дневные учебно-методические сборы перед началом каждого периода обучения;

– ежемесячные 2 — 3-х часовые инструктивно-методические занятия.

Двухдневные учебно-методические сборы с руководителями групп ОГП планируются и проводятся в соединениях (частях) или гарнизонах перед началом каждого периода обучения. План проведения сборов утверждается командиром соединения (части) или начальником гарнизона по представлению заместителя  по воспитательной работе. (Приложение №2).

В ходе проведения сборов предусматриваются:

  • подведение итогов ОГП за прошедший период обучения и постановка задач на очередной период обучения;
  • выступление вышестоящих командиров (начальников), представителей местных органов государственной власти, ученых-обществоведов, деятелей культуры и искусства по актуальным теоретическим и практическим вопросам жизнедеятельности государства и общества, Вооруженных Сил и т.п.;
  • обмен опытом лучших методистов;
  • показные занятия;
  • обзорные и инструктивно-методические лекции, доклады по тематике ОГП на предстоящий период обучения и другие мероприятия.

Инструктивно-методические занятия (ИМЗ) проводятся в воинских частях не реже одного раза в месяц по 2-3 часа под руководством заместителей командиров частей по воспитательной работе.
Главная задача ИМЗ — оказать практическую помощь руководителям групп ОГП в их самостоятельной подготовке к очередным занятиям. Основу плана ИМЗ составляют инструктивно-методические лекции по тематике ОГП на следующий месяц, обсуждение их содержания и методики проведения, подготовки и использования ТСВ и наглядных пособий, обзор рекомендуемой к темам учебно-методической, художественной и мемуарной литературы, информация о положительном опыте и недостатках в организации ОГП в истекшем месяце.

Разбиваю обучаемых на две группы и ставлю задачу в течение 20-30 минут первой группе разработать примерный план проведения учебно-методических сборов с руководителями групп ОГП, второй группе разработать план проведения инструктивно-методического занятия с руководителями групп ОГП. Для облегчения задачи в каждую группу в качестве примера выдаю образцы соответствующих планов. После выполнения курсантами задания, проверяю разработанные ими планы, указываю на недостатки и ошибки.

ЗАДАЧИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 68547 НА 1998 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Морально-психологическое обеспечение по выполнению задач 1998 учебного года организовать в строгом соответствии с требованиями приказов и директив МО РФ, ГК РВСН, КА, Организационно-методических указаний ГК РВСН по подготовке войск в 1998 году, Указаний Начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ и Заместителя ГК РВСН по воспитательной работе. По каждому пункту УКАЗАНИЙ принять решение, спланировать исполнение, установить жесткую систему контроля и эффективной помощи командованию частей и подразделений. При этом: I. По морально-психологическому обеспечению приведения войск в ВСБГ и выполнения задач боевого дежурства: 1. Отработать и с 1.01.1998 года ввести планы морально-психологического обеспечения приведения войск в ВСБГ и ведения боевых действий, уточнить и направить в полки (части) распоряжения по организации МПО в ВСБГ в соответствии с требованиями приказа МО РФ 1996 года № 023. 2. До 1.04.1998 года в ходе ТУ, ТЗ, КШТ отработать и внедрить методику изучения, оценки и поддержания морально-психологического состояния личного состава при несении бевого дежурства в ВСБГ, при этом обеспечить работу офицеров ОВР рд по оказанию помощи командованию полка непосредственно в ПР. 3. До 1.06.1998 года отработать методику работы должностных лиц органов воспитательной работы по морально-психологическому обеспечению боевой готовности.( Приложение №1.) 4. До 1.01.98г. внедрить систему МПО боевого дежурства в соответствии с директивой ГК РВСН 1997 года № Др 12. В отделении ВР рд, полках на каждую смену назначать офицера,ответственного за МПО боевого дежурства. В каждом подразделении иметь журнал морально-психологического сопровождения , где заместители по воспитательной работе (психологи) делают запись о допуске к несению боевого дежуртства,караульной и внутренней службы . II. По информационно-воспитательной работе: 1. Обеспечить эффективность системы информационо-воспитательной работы, качественное и безусловное проведение занятий по ОГП, информирования, вечерних мероприятий с полным охватом всех без исключения военнослужащих и участием должностных лиц рд, рп. Добиться глубокого понимания и поддержки, прежде всего офицерами, проводимой реформы ВС РФ. 2. До 25.11.97г. принять решение командира рд на организацию воспитательной работы в частях и подразделениях в 1998 учебном году. Конкретизировать задачи командирам, их заместителям по воспитательной работе, начальникам отделений и служб. Офицерам управления определить обязанности по организации и проведению воспитательной работы, подразделения и части за которые должностные лица управления несут персональную ответственность. 3. Добиться повышения эффективности ОГП, ее влияния на укрепление правопорядка и воинской дисциплины. Исключить срывы занятий . Обеспечить регулярное участие командования рд, начальников отделений и служб в проведении занятий по ОГП непосредственно в частях и подразделениях, при этом: — командир рд не менее 1 занятия в каждом полку в течении года — заместители командира рд не менее 1 занятия в каждой непосредственно подчиненной части (подразделении) в течении периода обучения — начальники отделений и служб не менее 1 занятия в каждой подчиненной (закрепленной) части (подразделении) — дополнительно к предлагаемым нормам руководящему составу рд, рп, частей провести занятие по изучению Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ — учет участия руководящего состава в проведении занятий по ОГП вести: = в ОВР РА за командиров рд, его заместителей, начальников отделений и служб рд = в ОВР рд за командиров частей их заместителей, начальников служб — в ОВР рд ежемесячно составлять графики участия должностных лиц рд в проведении и контроле за качеством проведения занятий по ОГП. Доклады о проведенных занятиях и планируемом участии руководящего состава представлять ежемесячно к 5 числу. 4. До 1.02.1998 года оформить помещения, определить состав, спланировать и организовать работу учебно-методических центров (кабинетов) ОГП, обеспечить разработку информационно-справочных и методических материалов по темам ОГП, при этом направить в ОВР РА материал по темам ОГП согласно Приложения № 2. 5. С учетом практического опыта организовать разработку методического пособия заместителю командира подразделения по воспитательной работе по темам и срокам согласно Приложения № 3. III. По психологической работе: 1. До 1.06.1998 года внедрить в практическую работу единую систему изучения психологических особенностей и морально-деловых качеств военнослужащих несущих боевое дежурство и караульную службу. 2. До 1.05.1998 года привести в соответствие с требования материальную базу психологической работы . 3. С учетом практического опыта психологической работы подготовить методические пособия и разработки согласно Приложения № 4 . 4. Добиться действенности системы ПФО личного состава, анализа его результатов с ежеквартальной выработкой конкретных мер по улучшению внутриколлективных взаимоотношений между военнослужащими, профилактике самоубийств и неуставных взаимоотношений. 5. Практической работой командиров, штабов, служб, органов воспитательной работы добиться исключения случаев самоубийств, предпосылок к ним, травм на почве неуставных взаимоотношений. (Директивы МО РФ 1995г. № Д 010, 1996г. № Д 18, приказ ГК 1997г. № 07, директива ГК РВСН Др 03). 6. Обеспечить качественную подготовку и проведение занятий по обучению офицеров, прапорщиков, сержантов психолого-педагогическим навыкам работы с подчиненными и предупреждению самоубийств в ходе ОГП и ИМЗ. IV.По военно-социальной работе и профилактике правонарушений. 1. Обеспечить изучение и прогнозирование социальной обстановки в воинских коллективах . До 15.02.1998 года создать банк данных о нуждах и запросах военнослужащих и членов их семей, ежеквартально уточнять его. Ежемесячно анализировать результаты работы по разрешению предложений, жалоб и заявлений, реализации прав, льгот и законных интересов военнослужащих. Обобщать и принимать конкретные меры по обращениям военнослужащих и членов их семей в ходе вечеров вопросов и ответов, единых дней информирования. Практиковать приемы по личным вопросам с участием главы администации ЗАТО, помощника ЗКВР по работе с семьями военнослужащих, председаталей женских советов. 2. Ежемесячно проверять условия жизни и быта в офицерских общежитиях, оказывать помощь советам общежитий в организации работы по утверждению обстановки высокой культуры и нравственности. До 1.04 1998 года привести общежитие в образцовое состояние. 3. Организовать оказание помощи ветеранам Вооруженных Сил, труда, пожилым людям. В сентябре провести Месячник пожилого человека. 4. До 1.03.98г. разработать и практически внедрить систему работы командиров, штабов, воспитательных органов и общественных институтов с офицерами, прапорщиками, военнослужащими по контракту по предупреждению пьянства. 5. До 1.02.98г. отработать порядок работы комплексных групп по оказанию помощи в укреплении воинской дисциплины и правопорядка в отстающих частях и подразделениях. Разработать систему отчетности должностных лиц комплексных групп об эффективности проводимой работы. 6. Продолжить внедрение системы закрепления офицеров и прапорщиков за военнослужащими по призыву для оказания помощи в адаптации к военной службе.До 1.02.98г. реализовать систему ежемесячного заслушивания и оценки проводимой ими индивидуальной работы. Для оказания помощи в становлении и адаптации к военной службе молодых офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов по контракту закрепить за ними опытных офицеров. 7. До 1.01.98г. определить приказами по рд, рп, части объекты и места наиболее вероятного проявления неуставных взаимоотношений и суицидальных действий, а также должностных лиц и систему их работы по предупреждению данных правонарушений, контроля, анализа результатов работы и порядок ее оценки. До 1.02.98г. внедрить систему работы должностных лиц по предупреждению самоубийств и неуставных взаимоотношений на определенных приказами по рд, рп, части объектах и в местах их наиболее вероятного проявления. 8. Организовать изучение и обобщение опыта работы командиров, начальников отделений и служб, заместителей по воспитательной работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, обеспечению безопасных условий военной службы.(Приложение № 5) V. По культурно-досуговой работе: 1. До 1.02.1998 года разработать Программу культурного развития, семейного и индивидуального отдыха военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала. Продолжить практику смотров художественной самодеятельности частей, возродить ротную художественную самодеятельность. 2. Отработать систему организации и проведения культурно-досуговой работы с военнослужщими, сменившимися с боевого дежурства, молодыми офицерами, ежеквартально проводить вечера чествования офицерских династий, отличников боевого дежурства, лучших специалистов. 3. К 1.05.1998 года привести в образцовое состояние культурно-досуговые учреждения и комнаты досуга, обеспечить жесткий контроль за выполнением мероприятий программы развития материальной базы воспитательной работы (Приложение № 6). 4. До 1.04.1998 года организовать работу нештатной мастерской по ремонту теле и радиоаппаратуры. За счет качественного ремонта обеспечить продление сроков эксплуатации технических средств воспитания. 5. Разработать сценарии культурно-досуговых мероприятий и методики проведения дней воинской славы России согласно Приложения № 6. VI. По работе с государственными и общественными организациями. 1. Обеспечить взаимодействие командования, органов местной власти, ФСБ, МВД по анализу криминногенной обстановки, выработке и реализации мер в укреплении законности и правопорядка на территории военных городков. Не реже 1 раза в полугодие проводить совместные совещания командования, советов офицерских собраний, советов прапорщиков, женских советов по разрешению социально-бытовых вопросов.

2. До 1.02.98г. создать военкоровский актив и организовать его работу по подготовке публикаций и передач в местных средствах массовой информации и в окружной газете.

Оценка топогеодезической обеспеченности местности включает: оценку обеспеченности топографическими картами, специальными картами и другими топодокументами и оценку их содержания; оценку геодезической обеспеченности местности; оценку контуристости местности. а) Оценка обеспеченности топокартами. При оценке обеспеченности топографическими картами прежде всего уясняется обеспеченность штабов и подразделений картами геодезических данных и топокартами крупного масштаба, которые могут быть использованы для топопривязки. По году составления (съемки) или обновления топокарт устанавливается их свежесть и новизна. Чем старее карта, тем больше ее несоответствие реальной местности. б) Оценка геодезической обеспеченности. Оценка геодезической обеспеченности заключается в определении количества, состояния и реальной плотности пунктов геодезической сети, которые могут быть использованы для топогеодезической привязки (и ее контроля) позиций, пунктов и постов элементов боевого порядка РВ и А. Производится она с целью определения возможности привязки (контроля привязки) на геодезической основе для всех районов топоработ и  возможных способов их выполнения (ход и засечка). Для удобства планирования топопривязки геодезическая обеспеченность оценивается количеством пунктов NИМ, которые могут быть использованы для топопривязки (или ее контроля), их средней плотностью Q, а также средним  расстоянием между пунктами Lср. При этом в общее число пунктов включаются пункты, расположенные как внутри боевого порядка, так я за его границами, если удаление местоположениея последних не накладывает существенных ограничений на их использование для топопривязки.

При оценке геодезической обеспеченности используется круп-номасштабные карты (1:50000 или 1:100000), а также специальные карты (карты геодезических данных) и каталоги или списки координат этих пунктов геодезической сети. На указанные карты наносятся все пункты геодезической сети, созданные заблаговременно. Кроме того, артиллерийские штабы при согласовании вопросов ТГО с топослужбой должны получить: данные по сохранности пунктов геодезической сети; данные по обследовании и восстановлению этих пунктов; данные по результатам работ, связанных с созданием СГС в период подготовки и в ходе боевых действий.

Накануне лекции преподаватель доводит до начальника курса или его заместителя, что необходимо слушателям иметь на занятии, какой учебный материал следует повторить для более успешного усвоения материала лекции, какие руководящие документы изучить самостоятельно, а также на какие вопросы быть в готовности ответить. Совместно с начальником лаборатории преподаватель готовит аудиторию к занятию: проверяет исправность ЛЭТИ (мультимедийного проектора)  и пульта управления, подбирает диафильм (слайды), оценивает освещенность аудитории, при необходимости ставит задачи офицерам лаборатории на устранение недостатков. Преподаватель изучает материал лекции, делает пометки, добавления, составляет план проведения занятия. В начале лекции преподаватель принимает доклад, проверяет наличие личного состава и готовность слушателей к занятию. С целью оценки уровня подготовки аудитории предложить слушателям ответить на следующий вопрос Задачи и содержание топогеодезического обеспечения РВиА. После контрольного опроса преподаватель делает краткие выводы по ответам слушателей и доводит тему лекции, учебные вопросы и цели, рекомендует литературу для более глубокого самостоятельного изучения материала лекции В ходе лекции преподаватель следит за дисциплиной в аудитории, за работой слушателей, при необходимости задает контрольные вопросы по материалу лекции. При изложении отдельных положений лектором может допускаться дискуссия с аудиторией. Основные положения учебного материала даются под запись. Изложение материала сопровождается записями, схемами и рисунками на доске, показом слайдов или кадров диафильма.

В конце занятия преподаватель отвечает на возникшие вопросы, подводит итоги лекции и дает задание на самостоятельную работу.