Добавил admin
Любой вид воинской деятельности в своей основе имеет одновременно материальную и духовную стороны Вооруженное противостояние – это столкновение не только физических, но духовных, моральных сил противоборствующих сторон. И тот кто имеет моральное преимущество, тот в большей степени, при прочих равных обстоятельствах, вправе рассчитывать на победу.
С развитием средств, форм и методов борьбы роль морально-психологического фактора постоянно возрастает. Современная действительность вносит немало нового присущего сегодняшнему периоду развития России, ее Вооруженных Сил.
Внесение в сознание личного состава таких основополагающих моральных качеств, как патриотизм, любовь к своему народу, Отечеству, готовность защищать его с оружием в руках и пожертвовать собой во имя и свободы и независимости, верность конституционному и воинскому долгу, военной присяге, Боевому Знамени и боевым традициям своих предков должно осуществляться всеми воспитательными структурами, образовательными и информационными институтами.
Только на основе такой идеологии и такого отношения к Вооруженным Силам, к самой идее защиты Родины можно сплотить весь народ и армию, воспитать горячих патриотов России, готовых в любой момент встать на защиту Родины и самоотверженно отстаивать ее интересы. Поэтому общественно-государственная подготовка и информирование, выполняя эту задачу, являясь одной из сторон морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил становится одним из важнейших условий успешного решения задач, стоящих перед ее соединениями, частями, подразделениями.
Published under Воспитательная работа | send this post
Добавил admin
В ходе ОГП могут быть использованы различные методики для определения МПС личного состава.
МЕТОД АНКЕТНОГО ОПРОСА.
Данный метод является наиболее перспективным с точки зрения надежности и соответствия оценки реальному уровню МПС. Он дает возможность получить субъективные оценки всех критериев МПС по реальным данным самих военнослужащих, чье состояния как раз и является предметом этой оценки. То есть, по принципу обратной связи.
Отмеченные выше интегрированные показатели МПС отражены в пяти вопросах анкеты, на каждый из которых предлагается пять вариантов ответов (см. бланк анкеты).
БЛАНК АНКЕТЫ:
Отвечая на вопросы анкеты, выберите один из предлагаемых вариантов ответов на каждый из них в соответствии с Вашим реальным мнением и отметьте свой выбор любым значком в напротив выбранного. Вами варианта ответа (с правой стороны). Фамилию указывать не обязательно. Укажите лишь свое воинское звание, дату призыва и срок пребывания в районе выполнения подразделением (воинской частью) служебно-боевой задачи.
в/звание_________________________ дата призыва________________
срок пребывания в регионе_________________________________________
Оцените степень Вашей информированности об обстановке в данном регионе и предстоящем характере действий вашего подразделения (в/части) – имею полную информацию – информирован в достаточной степени – хотелось бы знать больше – информирован недостаточно
– информацией почти не владею
В какой степени Вы уверены в необходимости пребывания в данном регионе вашего подразделения (части): – пребывание просто необходимо – пребывание здесь достаточно обоснованно – наверное, необходимость имеет место – такой необходимости почти нет
– необходимость в этом полностью отсутствует
Оцените степень готовности вашего подразделения (части) к выполнения боевых задач высокая степень готовности -готовность достаточная – затрудняюсь дать оценку -готовность низкая -явно недостаточная степень готовности Оцените степень реального риска для Вашей жизни -допустимая в данных условиях степень риска – ощущается повышенная степень риска – риск бывает достаточно высок – постоянно высокая степень риска
– риск крайне высок и неизбежен
Оцените степень вашей удовлетворенности тыловым и материально-техническим обеспечением, исходя из сложившейся обстановки – удовлетворен почти полностью – обеспечение достаточное – оставляет желать лучшего – обеспечение недостаточное – почти полностью неудовлетворен
Инструкция по проведению опроса личного состава и вывода оценки МПС.
С использованием предлагаемой анкеты оценивается МПС при выполнении служебно-боевых задач и психологическая готовность к их выполнению как отдельных военнослужащих, так и в целом подразделения (воинской части). Для получения оценки за подразделение или воинскую часть нет необходимости опрашивать все 100 процентов личного состава. Достаточно иметь не менее 30 процентов опрошенных, причем в это число должны попасть в равных долях представители всех входящих в его (ее) состав подразделений и всех категорий военнослужащих. Оценка за военнослужащего производится путем подсчета баллов, набранных им по сумме ответов на все вопросы анкеты. Каждому варианту ответа присвоен определенный балл. Все ответы, стоящие в анкете на первом месте (сверху) имеют значение в 5 баллов. Остальным ответам по убывающей присваиваются значения от 4 до 1 балла (сверху вниз). В зависимости от выбора опрашиваемым вариантов ответов их значения суммируются. Максимально сумма может составить 25 баллов, минимально — 5, что при делении на 5 (число вопросов в анкете) дает возможность получить оценку реального уровня МПС по 5-ти балльной оценке.
Выделяются следующие уровни МПС: – от 4 до 5 баллов — высокое МПС, способствующее качественному решению всех поставленных задач с высокой степенью надежности; – от 3 до 4 баллов — удовлетворительное МПС, способствующее выполнению служебно-боевых задач; – от 2,5 до 3 баллов — низкое МПС, снижающее надежность выполнения служебно-боевых задач;
– от 1 до 2,5 баллов — неудовлетворительное МПС, не позволяющее выполнять служебно-боевые задачи.
За подразделение в целом оценка МПС выводится путем подсчета среднеарифметического балла от суммы, набранной по всем обработанным анкетам. Подсчет среднеарифметических значений по каждому из вопросов анкеты за подразделение (воинскую часть) позволяет выделить наиболее слабые звенья в общей цепи составляющих элементов понятия «морально-психологическое состояние», что и будет являться основным направлением работы по морально-психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности, ее приоритетной задачей. Посредством данной анкеты возможна оценка МПС личного состава как на этапе подготовки к выполнению полученных служебно-боевых задач, таки в ходе их выполнения. Сам бланк анкеты для предъявления респондентам должен быть выполнен по возможности на одном листе небольшого формата, таким образом, чтобы вопросы анкеты не разрывались вместе с вариантами ответов на них по разным страницам. То есть, прочитав вопрос, респондент должен видеть сразу все предлагаемые варианты ответа.
Published under Воспитательная работа | send this post
Добавил admin
Морально-психологическое обеспечение боевых операции планируется и осуществляется на всех ее этапах, с учетом их характера и содержания.
Главной целью морально-психологического обеспечения боевых действий и операции является формирование у личного состава высокого боевого настроя и морально-психологической готовности к выполнению поставленных задач, так называемый перевод сознания военнослужащих с мирного на военное время.
Что же необходимо было сделать для достижения этой цели в подготовительный период? Во-первых, следует развернуть информационную работу по разъяснению личному составу причин возникновения конфликта, политику российского руководства в отношении режима. Необходимо было донести до сознания людей, что армия привлекается к локализации конфликта в соответствии с Законом.
Во-вторых, крайне важно было то, чтобы личный состав каждого подразделения, части знал конкретные задачи, особенности предстоящей операции, понимал требования к подготовке войск, соблюдению мер безопасности.
В-третьих, следует настроить и мобилизовать военнослужащих на тщательную подготовительную работу в преддверии боевой операции, повысить бдительность и боеготовность, добиться полной самоотдачи и самопожертвования людей в бою.
В-четвертых, сформировать у личного состава твердую морально-психологическую устойчивость, уверенность в боевых возможностях современной боевой техники и оружия, в своих силах и способностях, в знаниях и умениях командиров и начальников организовать бой.
В-пятых, необходимо пресечь или нейтрализовать попытки противника деморализовать войска. Как командирам их заместителям по воспитательной работе решать эти задачи морально-психологического обеспечения в чрезвычайно сложной обстановке подготовительного этапа операции?
Если говорить в целом, то в этот ответственный период за короткое время необходимо наладить систему информирования личного состава. Информации (по 15-20 минут) проводить ежедневно, при необходимости два и даже три раза в день. Ту же цель должны преследовать и занятия по общественно-государственной подготовке (в течение часа). С личным составом выполняющим боевые задачи ,в отрыве от мест постоянной дислокации ,ОГП организуется и проводится и зависимости от обстановки и характера решаемых задач в соответствии с требованиями документов регламентирующих деятельность войск в особый период. При выполнении боевой задачи, например в Чеченской Республике, они проводились методом групповой беседы, нередко непосредственно в отделении, экипаже, в расчете, в том числе ходе выполнения задач боевой подготовки. На занятиях по общественно-государственной подготовке были изучены такие темы, как:
-»Чеченская Республика – территория России и составная часть ее конституционного пространства»; -»Место и роль Вооруженных Сил РФ в локализации вооруженного конфликта на территории Чечни»; -»Обычаи и традиции чеченского народа и задачи военнослужащих по установлению национального согласия в Северокавказском регионе».
Немаловажно отметить то, что к работе по информированию личного состава привлекались командиры подразделений офицеры штабов и воспитательных структур, иногда наиболее подготовленные военнослужащие рядового и сержантского состава по контракту и по призыву, из числа которых назначался боевой актив. Материалы для бесед готовили в основном офицеры воспитательных структур. Хорошим подспорьем в этом деле стали информационные материалы, накопленные ГУВРом МО РФ по вопросам социальной защиты, опыта боевых действий в ходе Кавказской войны, о социально-политической, экономической и религиозной обстановке в Чечне, о тактике действий незаконных вооруженных формирований Дудаева.
Личный состав мог почерпнуть информацию из листовок, листков-молний, боевых листков, различных памяток. На что делается главный упор в информационной работе в подготовительный период?
Основные усилия в информационной работе сосредотачиваются на:
1. разьяснении федерального законодательства, Указов Верховного Главнокомандующего-Президента РФ; 2. складывающейся в регионе обстановке и стоящих перед личным составом задачах; 3. ознакомлении личного состава с традициями и обычаями жителей региона; 4. доведении требований безопасности; 5. пресечении слухов, сплетен, вымыслов; противодействии дезинформации;
6. доведении информации о противнике, своих войсках и силах и т.д.
Следует подчеркнуть, что на моральный дух войск существенное влияние оказывает полнота и достоверность информации о противнике. Чем лучше известен противник, тем успешнее будут действия против него. Неопределенность данных о противнике лишает военнослужащих такой уверенности, вызывает сомнения в верности принимаемых решений и в целом ослабляет моральный настрой личного состава. Следует отметить также, что в процессе информационно-воспитательной работы в подготовительный период активно пропагандировались боевые традиции российской армии, демонстрировать видеофильмы о боевом пути полка, дивизии с хроникальными кадрами из истории Великой Отечественной войны, с пожеланиями фронтовиков сегодняшним солдатам.
С целью поддержания высокого боевого духа практиковать также выступления воинов-афганцев перед личным составом, которые делились боевым опытом, рассказывали о тактике действий и характерных приемах, используемых боевиками в различных ситуациях и т. д.
Опыт войны показывает: в бою смелее тот, у кого больше уверенности в своих силах, в возможностях боевой техники. Эти важные качества воинов формировались в процессе боевого слаживания подразделений, сколачивания экипажей, практических занятий по обучению вождению машин в колонне и подготовке к маршу. Активно участвуя в этой работе, офицеры-воспитатели должны организовать наставничество более опытных солдат и сержантов над «новоиспеченными» специалистами, недавно окончившими учебные подразделения, оказывать помощь командирам в проведении занятия по изучению особенностей ведения боевых действий.
На подготовительном этапе немаловажным фактором является целенаправленная работа по формированию у личного состава ненависти к противнику. С этой целью в беседах приводились примеры бесчинств, совершенных чеченскими боевиками за годы правления Дудаева против русскоязычного населения. Были организованы встречи с очевидцами этих преступлений, готовились и распространялись соответствующие материалы в виде листовок, газетных обзоров и т. п. Сильное эмоциональное воздействие оказывала на личный состав демонстрация фильмов, в которых отражались факты преступной деятельности боевиков на чеченской земле. Такими приемами пользовались политработники Красной Армии в годы Великой Отечественной Войны.
Серьезное внимание уделяется правовому информированию личного состава. С этой целью организовываются правовые информации, встречи военнослужащих с военными юристами, работниками прокуратуры, разъясняются положения Уголовного кодекса РФ об ответственности за воинские преступления.
Особое внимание следует обратить на проблемы обустройства войск, организации их быта и отдыха в полевых условиях. Понимая, что от решения этих проблем в определенной степени зависит результативность работы по формированию морального духа войск, стремится доходить до каждой мелочи в обеспечении людей необходимыми видами довольствия, оказывать влияние на работников соответствующих служб в целях своевременного удовлетворения запросов военнослужащих. Осуществлять действенный контроль за выдачей табачных изделий и других видов довольствия.
В подготовительный период и во время ведения боевых действий необходимо делать все возможное для того, чтобы пресечь попытки дезинформировать личный состав. Проводить целый комплекс мероприятий по предотвращению проникновения в воинские коллективы лиц, имевших цель склонить личный состав к неповиновению и самовольному оставлению части.
Учитывая опыт чеченской войны сегодня уже ясно, что войска оказались не готовы к мощному негативному воздействию средств массовой информации. Целый ряд выступлений на телевидение, в газетах провоцировали военнослужащих и их родителей на противоправные действия, пытались вносить раскол в воинские коллективы, дезинформировали их. А привело это к тому, что у некоторой части офицерского состава, особенно руководящего звена, появилось чувство растерянности, неуверенности в себе.
К сожалению, офицеры воспитательных структур не сумели нейтрализовать информационное давление, сделать средства информации союзниками как в центре, так регионах. Известны попытки установить контакты с редакциями региональных газет с целью объективного показа событий в Чечне. Недостаточно активно работали и окружные газеты.
Следует отметить, что в ряде регионов открыто велась антиармейская пропаганда, раздавались призывы к противозаконным действиям. В таких нелегких условиях приходилось выполнять задачи Московскому, Ленинградскому, Приволжскому военным округам.
Из этого следует, что воспитательные структуры не смогли должным образом организовать взаимодействие с общественными организациями, нейтрализовать их негативное воздействие на сознание солдат и офицеров.
Конечным результатом информационно-воспитательной работы в боевых условиях является формирование и поддержание такого морально-психологического состояния, которое характеризуется понятиями «боевой настрой», «боевое возбуждение», «самоотверженность»,чтобы каждый осознавал свое участие в боевых действиях как долг перед Родиной, как то, что соответствует его личным убеждениям, гордился тем, что защищает Отечество с оружием в руках, как это делали в свое время старшие поколения.
Published under Воспитательная работа | send this post
Добавил admin
Сложный и противоречивый процесс преобразований в обществе, динамичность многих политических событий ,реформирование Вооруженных Сил России предъявляют сегодня требования к командирам и начальникам, офицерам воспитательных структур всех уровней по актуализации вопросов общественно-государственной подготовки и информирования. От знания ими духовных и информационных потребностей личного состава, методической вооруженности и умения целенаправленно и творчески применять на практике широкий диапазон традиционных и новых методов занятий ОГП и информирования во многом зависит эффективность воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.
Передовой опыт войсковой практики, проведение военно-социологических опросов и психолого-педагогических исследований показывают необходимость тщательного анализа познавательных интересов военнослужащих, создания нового стиля взаимоотношений и учебно-воспитательном процессе, качественного отбора форм и средств , позволяющих перенести центр тяжести с пассивных и шаблонных приемов обучения и воспитания на активную , творческую работу. Методическое мастерство всегда было показателем профессиональной подготовленности офицерского состава.
Общественно-государственная подготовка и информирование является неотъемлемой составной частью боевой подготовки войск (сил), средством поддержания высокого морально-психологического состояния личного состава, важнейшей формой воспитания военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Целью ее служит разъяснение в войсках (силах) государственной политики в области обороны страны, формирование у личного состава готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам, своему виду (роду) войск, соединению, части (кораблю), а также совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний военных.
Морально-психологическое состояние человека во многом зависит от того ,насколько удовлетворяет его потребность в информации. Длительное отсутствие информации может повлечь даже психические расстройства. Информация может как сплачивать, так и дезорганизовывать личный состав. Многое зависит от ее содержания, формы подачи ,возможностей по использованию разъяснению. При этом очень важно субъекту информационно-воспитательного воздействия выработать свою позицию, отношение к ней, предусмотреть ответы на возможные вопросы. Особенно важно это на современном этапе развития ВС РФ. Сложность задач, динамизм действий, воздействие реального противника, моральные и психологические нагрузки воинов требуют крайнего напряжения всех физических и духовных сил. Для качественного выполнения задач роль информационного воздействия общественно-государственной подготовки на военнослужащих должна быть увеличена. Это требует от офицеров в любых условиях умело и правдиво доводить до военнослужащих правдивую информацию об обстановке в целом ,целях противника и своих войсках . Конечным результатом информационно-воспитательной работы в специфических условиях явится формирование и поддержание такого морально-психологического состояния которое характеризуется понятиями «боевой энтузиазм» , «боевое настроение» , «боевое возбуждение» , «самоотверженность» и другими
Published under Воспитательная работа | send this post