Главные усилия сосредотачиваются на углубленном изучении микроклимата во всех без исключения воинских коллективах и повседневном формировании прочных и устойчивых уставных взаимоотношений между военнослужащими. При анализе дисциплины командир взвода дает оценку уставным взаимоотношениям в коллективе.
О наличии элементов неуставных взаимоотношений чаще всего свидетельствуют такие, например, признаки:
- неряшливый внешний вид солдат первого периода службы (грязное рабочее обмундирование, сношенная обувь, старое нательное белье, отсутствие отдельных предметов военной одежды);
- пассивность общения, замкнутость, уединение молодых солдат в свободное время, в праздничные и выходные дни;
- выполнение молодыми воинами наиболее тяжелых и трудоемких хозяйственных работ, в том числе и в свободное от службы время, стирка, чистка и глажение чужих предметов формы одежды, когда все заняты в культурно-массовых и спортивных мероприятиях;
- «добровольное» размещение на неудобных местах при просмотре кинофильмов и телепередач (или просмотр их стоя);
- общественная пассивность, нежелание выступать на собраниях с критикой в адрес солдат более ранних призывов, отсутствие желания идти в увольнение или культпоход;
- попытка сокрытия различного рода травм, в том числе и при медицинском осмотре, и др.
Очень важно своевременно выявить также «лидеров» в подразделении, их направленность. Для «лидеров» с отрицательной направленностью наиболее характерны жестокость, эгоизм, бездуховность, стремление подчинить себе людей, получить незаслуженные привилегии. В целях обеспечения своего влияния он чаще всего использует насилие или угрозу применения его. Обычно «лидер» обладает ложным авторитетом «бывалого парня», «спортсмена», «знатока современной западной музыки», «связанного с преступным миром» и т.п. В его поведении ярко проявляются развязность, заносчивость, грубость, высокомерие, самоуверенность. Уже с первых дней службы такие люди склонны к недисциплинированности, неисполнительности, пререканиям. В выявлении подобных «лидеров» используются индивидуальные и групповые беседы с военнослужащими различных периодов службы и национальностей, постоянное наблюдение за поведением воинов, анализ их взаимоотношений.
После выявления лиц, склонных к насаждению неуставных взаимоотношений, необходимо предупредить их в личной беседе. Если это не поможет, развенчать в глазах общественности. Если требует обстановка, привлечь военных юристов.
В сплочении воинских коллективов офицеры подразделений опираются на опытных и безупречно дисциплинированных воинов последних периодов службы, дают им поручения, которые требуют проявления самостоятельности, творчества, ответственности и их служебного опыта. Вместе с тем необходимо не допускать послаблений для воинов второго года службы. Предъявлять одинаковые требования во всем — в большом и малом. Развенчивать мнения, будто бы распорядок дня, соблюдение формы одежды, порядок несения службы, построения становятся для увольняемых в запас необязательными. Следует особо усилить контроль за солдатами четвертого периода службы, назначаемыми в различные команды, группы, связанные с выполнением хозяйственных работ. Крайне нежелательно в психологическом плане, чтобы воины последних периодов службы отвлекались от боевой учебы на различного рода хозяйственные работы.
Особое внимание командиры взводов обращают на активизацию дея¬тельности сержантов в борьбе с неуставными взаимоотношениями, обеспечение их личной примерности. Обращается внимание на состояние взаимоотношений между военнослужащими.
Сержантам даются советы, как поступить в конкретной ситуации, какие воспитательные меры принять к тому или иному солдату. Каждый случай неправильных действий младшего командира должен подвергаться кри¬тической оценке и детальному разбору на совещании сержантского состава. При этом необходимо постоянно держать в поле зрения становление младших командиров второго периода службы, оказывать им помощь в освоении служебных обязанностей. Действия солдат третьего и четвертого периодов службы, направленные на подрыв авторитета сержантов, должны в любом случае решительно пресекаться. Подобные факты подвергаются всес¬тороннему оперативному анализу. Они служат пищей для размышлений и сигналом для незамедлительного принятия мер. При этом следует помнить, что неуставные взаимоотношения основываются на круговой поруке. Глумления и издевательства замалчиваются не только их исполнителями, но и потерпевшими. Вот почему каждый случай антиуставных взаимоотношений должен быть расследован до конца. Установить истинное положение и правильно отреагировать на него — значит не допустить преступления или грубого нарушения дисциплины.
Индивидуальная профилактическая работа с каждым воином дополняется комплексом мероприятий воспитательного характера. Могут проводиться общие собрания личного состава с повесткой дня «Служебная карточка страница твоей биографии». В ходе собраний дается анализ и оценка служебной деятельности воинов третьего и четвертого периодов службы. В решении собрания дается характеристика каждому из воинов, подчеркивается, с кого нужно брать пример, а также отмечаются те, кто проявляет недисциплинированность, халатность в службе. Обеспечивается активное участие в этих собраниях воинов первого и второго периодов службы, обязательно предусматриваются их выступления.
Командиры обращают внимание на тщательное изучение обстановки и контроль за поведением личного состава за 100 дней до приказа Министра обороны РФ об увольнении в запас воинов, выслуживших установленные сроки службы, а также в день его опубликования. В эти дни обычно усиливается вероятность проявления негативных ритуалов и традиций в воинских коллективах. Воспитательная работа в подразделении нацеливается на предупреждение подобных фактов. В этих целях активно используются занятия по ОГП, проводятся специальные информации. Усиливается акцент на воинском и нравственном воспитании личного состава. В этот период в ротах проводятся информации «О достоинстве воина», тематические вечера «Наш взвод — единая боевая семья», дни боевых традиций, организуется обмен опытом передовых воинов и т.д.
В целях правовой профилактики неуставных взаимоотношений активно используются командиром взвода:
ЕЖЕДНЕВНО:
1. Заслушивает командиров отделений о всех замечаниях, принятых мерах и состоянии дисциплины; 2. Подводит итоги соревнования за день; 3. Готовит сержантов к занятиям (работам) и инструктирует их; 4. Не менее одного раза контролирует выполнение распорядка дня и выполнение обязанностей сержантами; 5. Совместно с активистами организует воспитательную работу и индивидуальную работу с личным составом; 6. Заслушивает сержантов об их дисциплинарной практике, учит их и докладывает командиру роту; 7. Анализирует отношения между военнослужащими разных призывов;
8. Проверяет хранение оружия и имущества.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО:
- Подводит итоги работы с сержантами, оценивает их работу и ставит задачи на следующую неделю;
- Обеспечивает внутренний порядок во взводе;
- Планирует работу сержантам и всему личному составу на парково-хозяйственный день и воскресенье;
- При построении на разводе проверяет личный состав взвода, внешний вид, соответствие формы одежды;
- Проводит беседы по просьбам командиров отделений и по своему плану с отдельными военнослужащими;
- Контролирует проведение занятий, обращает внимание на молодых воинов;
- Подводит итоги с сержантами, ставит задачи на время своего отсутствия и определяет задачи на следующую неделю.
ЕЖЕМЕСЯЧНО:
- Подводит итоги работы сержантов, оценивает деятельность каждого и планирует работу на месяц;
- Проверяет наличие и правильность заполнения военных билетов, соответствие закрепленного оружия и техники;
- Выставляет оценку каждому солдату, сержанту. Подводит итоги выполнения обязательств и ставит конкретные задачи каждому воину на месяц;
- Представляет взвод на строевой осмотр, организует устранение недостатков;
- Беседует с каждым воином не менее одного раза;
- Докладывает командиру роты о проделанной работе за месяц, о состоянии дисциплины во взводе, сообщает оценку работы сержантов.