>

» Дисциплина и дисциплинированность подчиненных Военные страницы Статьи военной тематики

У руководителя всегда есть подчиненные. Его главная задача — обеспечить соответствие деятельности подчиненных требованиям норм. Поэтому, для подчиненных основная задача состоит в следовании установленным нормам. Строгое и точное и выполнение подчиненными требований установленных норм деятельности называется дисциплиной. Выделяют различные виды дисциплины: дисциплина строя, дисциплина боевого дежурства, финансовая дисциплина и др. Все они отличаются по форме своего проявления, но имеют общие признаки: правовая оформленность норм и требований, постоянный контроль  за соблюдением этих норм, предусмотренность определенных санкций как за нарушение этих норм (взыскания) так и за строгое следование им (поощрения).

         Поддержание высокой воинской дисциплины всегда было одной из главных задач любого командира, ибо именно в этом во многом выражается его способность к руководству подразделением. Это породило так называемую проблему воинской дисциплины, связанную с поиском наиболее эффективных путей обеспечения соответствия между требованиями норм и реальным поведением военнослужащих. Решение этой проблемы предполагает соблюдение целого ряда условий. Но ключевым в этом вопросе является понимание командиром сути этой проблемы. А она заключается в том, кто и в какой форме предъявляет нормативные требования подчиненному.

         Это связано с тем, что сами “нормы” по своему происхождению носят социальный характер. Все основные “правила” воинской службы придумываются не в подразделении, а в высших структурах военного управления. Поэтому, процесс соотнесения этих общих “норм” и реального поведения воинов данного конкретного подразделения совсем непрост. И именно от его организации во многом зависит качество и эффективность функционирования всей системы руководства в подразделении.

В качестве решения этого вопросы возможны два основных варианта действий. В первом случае основным источником требований выступает сам командир. И в этом случае он владеет инициативой в деле поддержания порядка в подразделении. Но, в этом случае он становится заложником собственной активности. Ибо любое ослабление внимания к тому, что происходит в подразделении чревато возникновение несанкционированных отклонений от требуемых норм.

         В другом случае в качестве основного источника предъявления норм выступают сами военнослужащие. Для того чтобы это стало возможным, с ними проводится большая работа по обучению и правовому воспитанию, направленная на формирование в сознании каждого из них устойчивой системы оценочных критериев. В этом случае, вся дальнейшая служба проходит под знаком самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности. Такой способ реализации нормосообразности получил название “сознательной воинской дисциплины, так как в данном случае основным фактором регуляции деятельности выступает сознание самих военнослужащих.

         Однако и у этого способа есть свои скрытые стороны. В качестве основного можно назвать тот факт, что в этом случае предъявление требований  распространяется воинами не только на себя, но и на свое окружение.  При этом в поле действия этой требовательности попадают и сами командиры подразделений. В этом случае от него требуют организовать, в том числе и всю свою деятельность в строгом соответствии с нормами уставов и приказов. Как правило, это приводит к возникновению определенной напряженности в отношениях между подчиненными и командирами, особенно молодыми. Так как, получив определенные права, они начинают рассматривать требования уставов достаточно односторонне: это то, что нужно требовать с подчиненных, но не обязательно выполнять самому.

         Как видим, проблема воинской дисциплины не только правовая, но и в не меньшей степени психолого-педагогическая. Следование нормам поведения не появляется в подразделении вместе с текстом устава. В любом случае, это всегда достаточно длительный и сложный процесс изменения сознания подчиненных, да и самого командира, в ходе которого достигается реальное согласование механизмов предъявления взаимных требований и взаимных обязательств по основным вопросам службы. Т.е. обсуждаются не сами нормы уставов и приказов, а  те психолого-педагогические механизмы и  процедуры, с помощью которых может быть достигнуто наиболее эффективное доведение норм и их реализация в конкретном подразделении.

         Наибольшее внимание исследователей и практиков привлекают случаи отклонений от требований норм, которые принято называть как нарушения воинской дисциплины. Дисциплинарные проступки можно подразделить на несколько общих групп. Это нарушение правил несения боевого дежурства; отход от требований караульной и внутренней служб; нарушения порядка подчиненности — несоблюдение уставных форм обращения, пререкания с начальниками и старшими, грубость; самовольные уходы из подразделения и опоздания из отпуска без уважительных причин; оскорбительные действия по отношению к другим военнослужащим; нарушения правил отдания воинской чести, установленной формы одежды и дисциплины строя.

         При этом, анализируя причины нарушений дисциплины, выделяют, как правило, две группы: причины, определяемые недостатками в руководстве подразделением и причины, связанные с личностью нарушителя.

         Первую группу составляют: низкая требовательность начальников к подчиненным, неумение младших командиров поддерживать твердый уставной характер в подразделении, упущения в воспитательной работе, ослабление внимания к быту военнослужащих, к их нуждам и запросам, к вопросам соблюдения норм довольствия и сохранения здоровья. Все они связаны, как правило, с недостатками работы военных руководителей разного уровня.

         Вторую группу причин образуют личностные особенности самих военнослужащих. Среди них: слабое знание законов и уставов о порядке и правилах поведения; недостаточный уровень подготовки для выполнения служебных обязанностей; отрицательные черты характера: зазнайство, эгоизм, строптивость, стремление продемонстрировать независимость, низкая сознательность; нервные расстройства и психические заболевания, чрезмерная эмоциональная возбудимость, недостаточное физическое развитие, вредные привычки.