Донецкому заводу игрушек (ДЗИ) в 2023 году могло исполниться пятьдесят лет. Это предприятие являлось крупнейшим производителем в своей отрасли не только в СССР, но и Европе. Наш корреспондент Богдан Борман – коллекционер советских солдатиков и автор популярной серии альманахов «Кто производит отечественных солдатиков?», рассказал о судьбе ДЗИ и неугасающем интересе к его продукции.
На фоне СВО наблюдается всплеск интереса к солдатикам донецкого производства. В этом месяце количество упоминаний в «Яндексе» словосочетания «Солдатики ДЗИ» подошло к 350 000. Пластмассовые пираты, ковбои и викинги стали желанным подарком для современных мальчишек. Всё чаще эти фигурки видны в детских руках вместо американских супергероев. Даже во время праздника Дня защиты детей в Мариуполе, были замечены старые донецкие солдатики.
«Золотая эпоха» донецких солдатиков пришлась на конец 70-х – середину 80-х годов. Те, кто в детстве собирали эти пластиковые фигурки, часто проносят это увлечение сквозь всю свою жизнь. А иногда любовь к солдатикам передается и по наследству – дети коллекционеров продолжают семейную традицию. Если для молодёжи это просто увлечение, то для «старичков» – возможность хотя бы ненадолго окунуться в счастливое детство.
Донецких солдатиков можно найти на «блошиных рынках», но их очень быстро разбирают перекупщики. В интернет-магазинах цена целого набора высока и составляет более десяти тысяч рублей за редкие фигурки. Те, у кого солдатики остались с детства, обычно их не продают. Это настоящая память и семейная реликвия.
Завод игрушек известен коллекционерам и просто любопытствующим историей своего создания. Решение о строительстве предприятия в Донецке было принято на XXIV съезде КПСС в 1971 году. Проект откладывать не стали – через два года фабрика, позднее переименованная в «Донецкий завод игрушек», начала свою работу.
ДЗИ без необходимого оборудования работать не мог. Перед советским руководством стал сложный выбор: создавать всё «с нуля», на что ушли бы годы, или приобрести нужное оборудование в других странах. Его можно было использовать, попутно изучая устройство, чтобы произвести свои аналоги. Был выбран второй вариант, и зарубежные производители игрушек получили предложение продать оборудование СССР.
Несколько компаний откликнулись. Их представители приехали в Москву с образцами своего товара. Советская сторона обратила внимание на солдатиков уже разорившейся тогда американской компании «Louis Marx». Образцы привезли представители дочерних фирм этой, когда-то крупнейшей компании, располагавшихся в Гонконге и Тайване.
Богдан Борман прекрасно знает историю деятельности этого производителя игрушек. Он рассказал, что несмотря на всемирную известность основателя, его «игрушечный» бизнес не удержался на плаву.
«Основателя компании «Marx» Луи Маркса известный американский журнал «Time», назвал «Королем игрушек» и поместил его фото на обложку в 1955 году. В 1972 году компания была продана сначала одному из американских предпринимателей, а затем перепродана уже в Великобританию. Из-за неэффективного управления детище Маркса вскоре стало банкротом»
Зарубежные гости хотели получить деньги за свой товар, но после переговоров согласились взять оплату игрушками, которые будут произведены на этом оборудовании. Такое решение устроило обе стороны.
Из привезённых образцов советские специалисты выбрали такие наборы солдатиков:
- Большие, высотой 15 см – «Викинги», «Трапперы», «Пещерные люди», «Советская армия».
- Маленькие, высотой 5 см – «Викинги», «Пираты», «Ковбои», «Индейцы», «Римские легионеры», «Рыцари», «Египтяне». Последний набор был отправлен на другой советский завод игрушек – в Днепропетровск.
ДЗИ отказался от солдатиков, изображавших американских и японских пехотинцев Второй Мировой войны, а также от солдат Вермахта – такие игрушки советским детям были не нужны.
«С советскими солдатиками сложилась любопытная ситуация. Для них не было противников – их просто-напросто не выпускали. Крестоносцы, монголо-татары, солдаты Наполеона были, а представителей Белой армии и наших противников в Великой Отечественной войне не было. Так что в наших детских играх солдатикам, изображавшим советских солдат, приходилось «воевать» друг с другом» – вспоминает Богдан.
Перед руководством ДЗИ была поставлена задача: выпускать солдатиков в большом количестве и по доступной стоимости. 50 копеек за набор маленьких солдатиков и 25 копеек за одного большого – такой ценник был доступен любому покупателю. За время существования завода выпустили более 200 млн единиц солдатиков.
«Цифра, конечно, впечатляющая, но не нужно думать, что все эти солдатики попали на прилавки наших магазинов игрушек. Первые годы значительная часть тиражей уходила в уплату за оборудование. Также солдатики отправлялись в страны социалистического лагеря», – уточнил коллекционер.
Заводские специалисты постоянно экспериментировали с материалом – к примеру, одна из партий солдатиков была произведена из бракованных резиновых кукол. Такие фигурки сейчас очень ценятся у коллекционеров, так как тираж был относительно невелик.
До сих пор неизвестна причина, почему из набора «Индейцы» была убрана фигурка «Индеец, раненный стрелой». Одни источники говорят, что фигурка была признана жестокой, и по этой причине её удалили из комплекта. Другие же коллекционеры уверены, что дело в банальной поломке оборудования, и жестокость тут не причем.
ДЗИ производил солдатиков с 1977 по 1994 год. В 1994 предприятие стало банкротом – в «лихие девяностые» игрушки перестали пользоваться спросом.
О столяре из Красноярска, который создаёт деревянных солдатиков на тему СВО, мы писали ранее
Фото: ИА «Военные страницы» / Богдан Борман