» Инструкции Военные страницы Статьи военной тематики

Банно-прачечное обслуживание личного состава воинских частей включает:

  • организацию регулярной еженедельной помывки в бане солдат, матросов, сержантов и старшин по призыву, курсантов военных и военно-морских институтов, суворовцев и нахимовцев, а также военнообязанных запаса во время прохождения ими сборов, с обязательной сменой нательного, постельного белья и портянок;
  • стирку нательного, постельного, столово-кухонного белья, хлопчатобумажного обмундирования, портянок и спецодежды;
  • химическую чистку и подкраску обмундирования, одеял и спецодежды;
  • дезинфекцию и дезинсекцию обмундирования и постельных принадлежностей;
  • ремонт нательного и постельного белья в прачечных;
  • снабжение мылом, стиральными порошками, кальцинированной содой и другими моющими материалами для банно-прачечных, санитарно-гигиенических и туалетных надобностей, а также денежными средствами на оплату расходов по банно-прачечному обслуживанию;
  • снабжение банно-прачечным оборудованием, запасными частями к нему, инвентарем и другими эксплуатационными материалами;
  • руководство производственно-хозяйственной  деятельностью банно-прачечных предприятий, контроль за их содержанием и работой.

Правом на бесплатное банно-прачечное обслуживание пользуются:

  • солдаты, матросы, сержанты и старшины по призыву, курсанты военных и военно-морских институтов, суворовцы, нахимовцы, воспитанники военно-музыкальной школы и воинских частей;
  • военнообязанные запаса (в том числе офицеры, прапорщики и мичманы) во время прохождения ими сборов и лица из гражданской молодежи, сдающие экзамены для поступления в военно-учебные заведения;
  • генералы, адмиралы, офицеры, прапорщики, мичманы, военнослужащие по контракту и члены их семей в период  нахождения их на излечении и обследовании в лечебных учреждениях Министерства обороны

1. Психическое здоровье  военнослужащих и факторы, влияющие на его состояние.
Психически здоровым считается военнослужащий умственно развитый, достаточно внутренне уравновешенный, способный овладеть воинской специальностью, находиться в организованном воинском коллективе и переносить повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья.

Состояние психического здоровья непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социально-экономических, экологических, физических, психотравмирующих, токсических и др. Не существует людей, абсолютно невосприимчивых к стрессу. У каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма приводит к срыву психической деятельности. У лиц с гармоничным складом характера и высоким уровнем здоровья психическое или личностное расстройство может развиться только при чрезвычайно интенсивном или весьма продолжительном неблагоприятном внешнем воздействии. Большую роль  играет также субъективная значимость события для конкретной личности, эмоционально-смысловой контекст переживаний, способность находить конструктивный способ преодоления стрессовой ситуации. Не менее важное значение имеет общее состояние организма, степень истощения его функциональных систем.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность, определенные бытовые не-удобства, непривычные климато-географические условия, различные профессиональные вредности, сопровождающие тот или иной вид военного труда (ограниченное пространство, шум, вибрация, температурные нагрузки, электромагнитное излучение, компоненты ракетного топлива, операторская деятельность, аварийные ситуации и т.п.)  –  все  это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих.

Еще большие мощные предпосылки для формирования психической патологии у военнослужащих возникают в условиях ведения боевых действий. Необходимость выжить в обстановке смертей и разрушений, отрицательные впечатления, морально-психологическая неподготовленность, боязнь не справиться с обязанностями, чувство вины перед погибшими, неопределенность и дефицит информации, нарушение режимов сна, отдыха и питания, болезни, травмы и ранения, отсутствие в прежнем опыте запаса возможных ответных реакций — являются основными факторами воздействия на психику военнослужащих в современной войне. При ведении боевых действий у 75 % военнослужащих могут развиваются кратковременные психологические стрессовые реакции, сопровождаемые частичной или полной утратой боеспособности. На уровень психического здоровья  личного состава также оказывают влияние военно-политическая ситуация, смысл войны и противоречивость ее политических оценок в обществе, социальная поддержка, информационная и материальная обеспеченность, уверенность в оружии, в руководстве и в получении своевременной медицинской помощи. В связи с этим первостепенное значение приобретают:

а) проведение профессионального психологического отбора и медицинского обследования военнослужащих в целях недопущения призыва в боевые части лиц с факторами риска возникновения расстройств психического здоровья;

б) организация своевременного выявления пострадавших с реакциями боевого стресса и незамедлительного оказания им вблизи передовых позиций войск психокоррекционной помощи в целях профилактики развития тяжелых, хронических психических расстройств.

На состояние психического здоровья военнослужащих деморализующее влияние оказывает антиармейская пропаганда, плохие условия быта и питания личного состава, задержки в обеспечении денежным и вещевым довольствием. Бездуховность, жестокость, культ силы и насилия, ориентация на достижение личных корыстных целей в ущерб общественным интересам, отсутствие веры в высоконравственные идеалы и что-либо более ценное, нежели удовлетворение сиюминутных потребностей и инстинктов, характерные для многих современных молодежных групп, нередко переносятся в армейскую среду и в относительно изолированных воинских коллективах зачастую приобретают особенно уродливые формы, за которыми закрепились названия «неуставные взаимоотношения» и «дедовщина».

Таким образом, главными факторами, влияющими на психическое здоровье военнослужащих, являются политическая стабильность, экономическое благосостояние и нравственное здоровье общества. В современных условиях  командиры всех степеней должны и обязаны активизировать работу по сохранению психического здоровья личного состава, рассматривать ее как основу укрепления дисциплины и правопорядка в подчиненных подразделениях. Командиры любого ранга должны помнить, что человек способен перенести самые тяжелые страдания и лишения лишь в том случае, если он способен придать им смысл, если он ощущает свою нужность и защищенность, находит внимание и уважение со стороны окружающих, их понимание и моральную поддержку.

2. Методы определения состояния психического здоровья военнослужащих.
Чтобы всесторонне  знать деловые и морально-психологические качества подчиненных, как этого требуют общевоинские Уставы, командир подразделения должен располагать необходимыми сведениями о жизни каждого военнослужащего до его призыва на военную службу, постоянно быть в курсе его проблем, проявлять наблюдательность и деликатность. Важной задачей является установление спокойно-доброжелательного контакта и атмосферы доверия со своим подчиненным.

Одним из основных методов изучения психического здоровья подчиненных является проведение с ними бесед, в которых не рекомендуется использовать  заранее заготовленные схемы или список вопросов. Задавая вопросы, необходимо плавно и непринужденно переходить от одной сферы проблем к другой, и уже затем сосредоточиться на деталях. Следует избегать моральных оценок и нравоучений, а также записей во время беседы. Если при обсуждении каких-либо проблем военнослужащий раздражается или становится подавленным, нужно тактично прокомментировать это («Я заметил, что это Вас расстраивает») и снять эмоциональное напряжение.

В ходе беседы в обязательном порядке должны быть затронуты  следующие темы.

1. Семья — ее состав, жилищные условия, материальное положение, возраст родителей, братьев и сестер (если умерли — какова была причина смерти), их профессии, черты характера, кто из членов семьи занимался воспитанием и с кем наиболее близок, конфликтные отношения внутри семьи, их причины и отношение к ним. В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, сколько было лет  подчиненному, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживает ли контакт с родителем, ушедшим из семьи. Как относится он сам и его родители к его призыву в армию и как, по его мнению, отразится прохождение военной службы на положении дел в семье?

2. Учеба  и  трудовой путь — успеваемость,  отношения со школьными товарищами и учителями, участие в общественной работе, интерес к неформальной социальной активности, имевшиеся нарушения дисциплины, прогулы или страх перед школой, чем они были вызваны. Сколько окончил классов, с какими оценками, где и как продолжал образование? В каком возрасте начал работать, имеет ли специальность, какие были отношения с товарищами по работе и администрацией; если рабочих мест было много, каковы причины смены мест работы? Планы на будущее в отношении приобретения профессии, способность учитывать возможные трудности, соотносить желаемое и возможное? Как настроен на освоение воинской специальности, нравится ли вид или род войск, в которые попал служить.

3. Отношения со сверстниками — предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей (лидер, преследуемый изгой, независимый одиночка и т.п.), причины выбора приятелей — по общности увлечений, для компании в увеселениях и т.п. Являлся ли членом какой-нибудь подростковой или молодежной группы, какая в ней была ориентация, иерархия власти? Каковы от-ношения с противоположным полом, есть ли девушка (жена, дети), как переносит разлуку? Как складываются отношения с сослуживцами, с другими командирами? Не приходилось ли подвергаться насмешкам или физическому оскорблению?

4. Увлечения в настоящем и прошлом — занятия, требующие кропотливой аккуратности, силовые виды спорта, азартные игры и поверхностное общение со сверстниками, религия, философия, особые пищевые привычки и т.п. Под чьим влиянием был сделан выбор, препятствовали или поощряли то или иное увлечение родители, каковы были достигнутые результаты, почему были оставлены, нет ли к ним необычного, сверхценного интереса?

5. Нарушения поведения в прошлом — прогулы, мелкое хулиганство, курение, выпивки и знакомство с другими дурманящими веществами (в каком количестве, как часто, на протяжении какого времени, с какими последствиями, имеется ли зависимость), побеги из дома; задерживался ли милицией (за что и когда), состоял ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и почему. Если на этот счет имеется дополнительная информация, следует предложить объяснить ее, опровергнуть, прокомментировать.

6. Наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них. Наличие мыслей о самоубийстве и обстоятельства, при которых они возникали, совершались ли суицидные попытки, когда, каким способом, кому они были адресованы? При затруднениях ответить на вопрос о наиболее тяжких событиях в жизни следует прибегнуть к наводящим вопросам: с кем пришлось расстаться, о ком потом скучал, как переносит разлуку с теми, к кому привязан, когда и кто несправедливо наказал, где, в каком обществе, при контактах с кем почувствовал себя невыносимо тяжело, в чем или в ком разочаровался? Как переносит и ищет выход из подобных ситуаций? Не находится ли в настоящее время в какой-то психотравмирующей ситуации?

7. Перенесенные заболевания и травмы — как они сказались на самочувствии, на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем и прошлом жалоб на здоровье, нарушений сна, аппетита, настроения. Даже если при затрагивании этой темы складывается впечатление о том, что данный военнослужащий симулирует, стремится изображать наличие у себя несуществующей болезни, необходимо помнить о том, что такое поведение нередко наблюдается у лиц, имеющих те или иные психические отклонения и в этом случае следует направить его на консультацию к врачу.

8. Особенности характера. Можно начать с вопроса: «Я хотел бы узнать, каким Вы видите самого себя. Расскажите мне, какой Вы человек». Дальнейшие вопросы должны коснуться социальных навыков и отношений: открытость или сдержанность, количество друзей, самокритичность, уровень самооценки. Легко или с трудом устанавливает контакты? Справляется ли с одиночеством без особых проблем? Находится ли в сильной зависимости от других лиц? Является ли застенчивым, замкнутым, бойким, жизнерадостным, способен без труда выразить себя? Настроение: быстрые перепады или незначительные колебания? Озабоченный или веселый? Обидчивый или уравновешенный? Злопамятный или отходчивый? Является педантичным или беспечным, импульсивным, имеет живую фантазию, раздражителен, агрессивен, склонен ли к насилию? Как реагирует на неприятности и на перемены в жизни? Полученные в ходе беседы сведения от военнослужащего нужно дополнить и сопоставить с собственными наблюдениями и с данными из других источников информации о нем.

9. Отношение к военной службе — относится ли к призыву в армию положительно, с желанием, с инфантильно-романтическими представлениями, безразлично или с негативизмом; подобные установки сложились еще до призыва или уже в период службы; как воспринимает условия и характер службы, быта, питания, взаимоотношений, как адаптируется к новой обстановке, какие испытывает проблемы, к чему труднее всего привыкнуть. Если военнослужащий высказывает негативные установки на прохождение службы, недовольство теми или иными ее условиями или по каким-то причинам считает себя несостоятельным к службе, не следует открыто осуждать его за это мнение либо оценивать с позиции «чем он лучше (хуже) других».  Нужно,  установив причины, постараться отыскать конструктивный способ решения проблемы или изменить его отношение к этой проблеме. Необходимо также иметь в виду, что затрудненная адаптация к военной службе чаще всего наблюдается у военнослужащих с низким уровнем психического здоровья и поэтому может потребоваться вмешательство военного психолога или консультация психиатра.

С момента первой беседы с военнослужащим начинается его всестороннее изучение. Уже здесь достаточно отчетливо могут выступить общительность или замкнутость, живой веселый нрав или склонность к унынию, тревожная озабоченность или нарочитая бравада, подчеркнутая деликатность или быстро утрачиваемое чувство дистанции, неторопливая обстоятельность или суетливость и поспешность в мыслях и действиях, болтливость или осторожная осмотрительность в ответах, сдержанность в проявлении чувств или эмоциональная неуравновешенность.

Значительный объем информации может быть получен от сослуживцев военнослужащих, которым он нередко раскрывает стороны своей личности, остающиеся незаметными, пока он находится в присутствии своих командиров, к кому он тянется, с кем группируется, к кому обнаруживает неприязнь. Анализируя информацию можно увидеть, кто в подразделении  неформальный лидер, кто в положении изгоя, кто стремится доминировать над остальными, кто стал объектом эмоционального отвержения, кто постоянно уединяется.

При ближайшей помывке личного состава в бане и во время медицинского обследования (осмотра) необходимо, соблюдая деликатность, обратить внимание на особенности строения тела и внешнего вида военнослужащих. Например, небольшой рост чаще может порождать «комплекс неполноценности» или реже — желание властвовать над другими.

Предметом насмешек сослуживцев и тягостных переживаний может служить избыточная полнота или чрезмерная худоба, а также мелкие физические недостатки (большой нос, кривые ноги, небольшой по размеру половой член и т.п.). Татуировки на теле могут отражать символику приобщения к криминальной среде, к «свободной жизни», примитивное стремление к самоутверждению, к неподчинению или же инфантильную влюбленность. Следы порезов (чаще на левом предплечье) могут быть следами суицидных попыток, следами «разрядок» внутреннего напряжения («чтобы успокоиться, увидев собственную кровь») или следами «обряда братания» в полукриминальной подростковой среде. Следы инъекций на предплечьях, между пальцев, в подмышечных впадинах, на половом члене, бедрах, особенно по ходу вен, часто указывают на использование внутривенных вливаний наркотических веществ. Признаком злоупотребления наркотиками могут также быть бледность или желтушность кожных покровов, покраснение лица, характерные алые губы на бледном лице («маска клоуна»), широкие или узкие зрачки, дрожание кистей, потливость, слюнотечение, коричневый налет на языке, шаткость походки. Следы повреждений (кровоподтеки, ссадины) должны привлечь внимание к фактам нарушения правил уставных взаимоотношений между военнослужащими в подразделении.

Все вышеперечисленное дает немало сведений для оценки психического состояния военнослужащего. Их следует дополнять сведениями из других источников информации. Необходимо постоянно интересоваться мнением сослуживцев и других командиров, результатами обследований (осмотров) у военного психолога и медицинских специалистов. Командир обязан лично представлять подчиненных военнослужащих на  медицинское обследование и привлекать для этого всех офицеров и прапорщиков подразделения. Изучается имеющаяся на военнослужащего документация: военный билет, карточка учета взысканий и поощрений, карта профессионального психологического отбора,  прочие документы. На  военнослужащих с подозрением на наличие психического или личностного расстройства  запрашиваются дополнительные характеризующие сведения: личное дело призывника из военного комиссариата, характеристики с мест учебы, работы, сведения от родителей, из правоохранительных органов (если имел приводы в милицию или состоял в ней на учете), учреждений здравоохранения и т.п.

3. Методика работы с военнослужащими, имеющими отклонения в психическом здоровье.
При установлении в ходе первичной беседы, повседневного наблюдения в период прохождения военной службы или по данным имеющейся документации подозрения о наличии у военнослужащего каких-либо психических отклонений, командир установленным порядком направляет его к врачу части, который после всестороннего обследования организует консультацию врача-психиатра (психоневролога) для определения диагноза, назначения лечения и, при необходимости, освидетельствования на предмет годности к военной службе.

Обязательному направлению на медицинское освидетельствование к врачу-психиатру подлежат военнослужащие с 3-4 категорией профессиональной пригодности или по решению военного психолога при наличии других показаний.

Только врач-психиатр способен установить диагноз психического заболевания.

Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар являются наличие у военнослужащего психического расстройства и заключение врача-психиатра о проведении обследования или лечения в стационарных условиях, либо постановление прокурора или определение суда. Недопустимо угрожать военнослужащим отправкой в психиатрический стационар за какой-либо дисциплинарный проступок.

При направлении военнослужащего на консультацию к психиатру представляется служебная характеристика, в которой должны быть подробно, причем в виде фактов, а не рассуждений, изложены результаты изучения командиром подразделения его деловых и морально-психологических качеств, особенностей характера, поведения, взаимоотношений, нарушений дисциплины, конфликтов, их причины, принимавшиеся меры, наблюдавшиеся отклонения в психическом состоянии, мнение командира об их влиянии на исполнение служебных обязанностей и о целесообразности продолжения военной службы.

В случае отсутствия у военнослужащего психического заболевания, но при предрасположенности к личностным расстройствам дальнейшую работу с военнослужащим осуществляет психолог или психоневролог совместно с врачом воинской части.  На него составляется программа психологической коррекции, назначаются индивидуальные воспитательные меры.  При отсутствии положительных результатов военнослужащий направляется на повторное обследование к врачу-психиатру, который может рекомендовать обследование в условиях психиатрического стационара с последующим решением вопроса о годности к военной службе. В случае положительных результатов психологической коррекции военнослужащий продолжает выполнение своих служебных обязанностей. При выявлении в подразделении военнослужащих с подозрением на употребление алкоголя или наркотиков они направляются установленным порядком в медицинский пункт (роту) воинской части для подтверждения факта наличия алкоголя и наркотических веществ в биологических жидкостях военнослужащего.

Решающее значение в сохранении психического здоровья военнослужащих, в предупреждении психических расстройств и чрезвычайных происшествий имеют высокая морально-психологическая подготовка, четкая организация службы, твердая воинская дисциплина и уставные взаимоотношения в коллективе. Успех этой работы обеспечит тесное взаимодействие командиров, воспитателей, военных психологов, психофизиологов, психиатров,  войсковых врачей и юристов.

1.    Общие положения.

1.1    Нештатный центр (пункт) психологической помощи и реаби-литации  (далее — центр)  создается в  органах военного управления на основании данного Положения, по решению главнокомандующего видом Вооруженных Сил,  командующего, командира (начальника)  в  интересах  объединения усилий должностных лиц органов воспитательной работы, медицинской службы, тыловых служб и военных комиссариатов, а также всех заинтересованных, общественных организаций и специализированных учреждений по оказанию  психологической и медико-психологической помощи военнослужащим и членам их семей.

1.2  Комната  психологической  разгрузки (далее — комната) создается в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, предприятиях и организациях Министерства обороны Российской Федерации, военном комиссариате субъекта Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения), где имеются штатные психологи,   для проведения мероприятий релаксационного и восстановительного характера.     Работой  комнаты психологической разгрузки руководит штатный психолог.

1.3    В своей практической деятельности должностные лица цен-тра, комнаты  руководствуется решениями Министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации,  указаниями и методическими рекомендациями  Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации и Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации,   настоящим Положением.

1.4    Осуществляя свою работу, должностные лица центра, комна-ты исходят из принципов ориентации на практические задачи,  стандартизации технологий оказания психологической помощи,  строго упорядоченного доступа к получаемой  информации  и  нацеленности на конечный результат.

2.    Задачи.

2.1    Организация и проведение психокоррекционной работы. 2.2    Выявление лиц с психосоматической патологией, нервно-психической неустойчивостью,  другими заболеваниями и предболезнен-ными состояниями, нуждающихся в психологической и медико-психологической помощи, а также лиц, предрасположенных к суицидам, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков. 2.3  Организация  психологического  сопровождения  и контроля за ним. 2.4 Психологическая помощь военнослужащим,  несущим боевое  дежурство, выполнявшим особо опасные работы, связанные с риском для жизни,  участникам боевых действий,  других чрезвычайных ситуаций, членам их  семей. 2.5 Восстановление  психологического статуса участников боевых действий в «горячих точках» страны и мира. 2.6 Психологическая  поддержка пострадавших  в результате раз-личного рода конфликтов и психопрофилактика суицидальных дейст-вий. 2.7    Оказание  психологической  помощи  военнослужащим,  имеющим трудности в прохождении военной службы. 2.8  Повышение психологической устойчивости к неблагоприятным факторам обстановки, снижение нервно-психического напряжения.

2.9  Обучение военнослужащих приемам и методам психической       саморегуляции.

3. Основные формы работы.

3.1 Психопрофилактика и пропаганда здорового образа жизни. 3.2 Психодиагностика военнослужащих и членов их семей. 3.3 Психологическое консультирование,   в том числе и по  телефо-ну доверия. 3.4 Психологическая помощь и психокоррекция (индивидуальная  и групповая).

3.5 Психологическая реабилитация.

         Должностные лица центра, комнаты имеют право:

4.1    Получать и анализировать информацию о нуждающихся в  психологической помощи и реабилитационных мероприятиях военнослужащих, выполняющих (выполнявших) задачи в регионах ведения боевых действий,  миротворческих  акций, несущих боевое дежурство,  выполняющих (выполнявших) особо опасные работы, связанные с риском для жизни. 4.2    Разрабатывать  и осуществлять на практике индивидуальные программы психологической помощи и реабилитации. 4.3    Знакомиться  с опытом психологической помощи и реабили-тационной работы в других государственных, специализированных, научных и общественных организациях. 4.4    Поддерживать научные,  информационные и методические контакты с центрами психологической помощи,  реабилитационными центрами страны, другими службами помощи населению. 4.5    Вносить  предложения  по совершенствованию системы психологической помощи и реабилитации.

5.    Ответственность.

Должностные лица центра, комнаты отвечают за:

5.1    Качественную и своевременную психологическую помощь и реабилитацию военнослужащих и членов их семей. 5.2    Достоверность и обоснованность своих заключений и рекомендаций.

5.3    Сохранность и конфиденциальность информации о лицах, обратившихся за психологической помощью.

Назначенный заместитель командира части по вооружению, как правило, прибывает в отделение кадров дивизии и представляется командованию.

Особое значение для приема дел и должности имеет беседа с заместителем командира дивизии по вооружению. В ходе беседы заместитель командира дивизии по вооружению подробно характеризует состояние дел, условия расквартирования воинской части, парк и парковую службу, организацию эксплуатации и ремонта вооружения и техники, состояние технической подготовки и учебно-материальной базы; обращает внимание на недостатки, которые были допущены прежним заместителем командира части по вооружению в течение года.

Кроме того, заместитель командира дивизии по вооружению может дать рекомендации по порядку приема дел и должности. Все советы, пожелания, указания необходимо записать в блокнот и учитывать при исполнении служебных обязанностей. После завершения представления в дивизии назначенному заместителю командира по вооружению вручается предписание для убытия в полк.

По прибытии в часть он представляется командиру воинской части, а в последующем – его заместителям. Командир части знакомит назначенного заместителя командира по вооружению с задачами воинской части, характеризует положительные стороны и недостатки работы предшественника, дает общую характеристику офицерам технических служб и знакомит с состоянием дел в подчиненных подразделениях.
Для приема дел и должности приказом командира части назначается комиссия. Председателем комиссии назначается один из заместителей командира части. Срок приема и сдачи дел и должности заместителю командира части по вооружению – 20 дней (Устав внутренней службы ВС РФ, ст. 87).

Прием дел и должности включает изучение документов мобилизационного плана, планов боевой подготовки, эксплуатации вооружения и техники, состояния дел в подчиненных службах и подразделениях, а также состояния учебно-материальной базы, материальных и денежных средств.

Назначенный заместитель командира части по вооружению совместно с председателем комиссии разрабатывают календарный план работы на период приема дел и должности. В план включаются следующие вопросы:

  • порядок изучения состояния боевой и мобилизационной готовности части;
  • сроки заслушивания докладов должностных лиц, подчиненных служб и подразделений;
  • сроки проверки служб, технического состояния и содержания вооружения и техники;
  • сроки проверки материальных средств по службам и подразделениям;
  • окончательный срок составления итоговых ведомостей наличия и качественного состояния вооружения, техники и материальных средств, а также оформления акта.

Календарный план утверждается командиром воинской части. Во время приема дел и должности необходимо соблюдать высокую принципиальность и требовательность.

При приеме и сдаче должности до утверждения акта командиром части общее руководство службами и подразделениями осуществляется сдающим должность. Материальные средства со складов в этот период выдаются только с ведома лица, принимающего дела и должность и председателя комиссии.

При приеме дел и должности заместитель командира по вооружению особое внимание обращает на:

  • акт последней проверки тщательно изучив указанные в акте положительные моменты и недостатки в работе заместителя командира по вооружению;
  • наличие, качественное состояние, условия хранения, эксплуатации и ремонта вооружения и техники;
  • наличие, качественное состояние и условия хранения материальных средств на складах (на складах неприкосновенного запаса проверяются комплектность, условие хранения и освежение запасов);
  • состояние учета материальных средств и отчетности в подчиненных службах и подразделениях;
    состояние дел в ремонтной роте.

После выполнения работ, указанных в календарном плане, оформляется акт приема дел и должности. Акт подписывается комиссией, сдающим и принимающим должность. В акте, как правило, указываются:

  • количество вооружения, боевой и другой техники и боеприпасов, которые числятся по документам и имеются в наличии;
  • качественное и техническое состояние вооружения, техники и боеприпасов, условия их хранения и содержания;
  • состояние контрольно-ревизионной работы, законность расходования материальных и денежных средств по службам;
  • выявленные излишки и недостачи материальных средств;
  • противопожарные мероприятия и другие необходимые вопросы.

Формулируются общие выводы и предложения.

К акту прилагаются ведомости наличия и качественного состояния материальных средств, с указанием излишков и недостач, а также объяснения сдающего дела и должность о причинах их образования и наличия недостатков и недочетов в работе.

В тех случаях, когда сдающий должность или назначенный офицер имеет по отдельным вопросам возражения, он излагает их в письменном виде в акте при его подписании. Эти возражения рассматриваются командиром части при утверждении акта. При необходимости командир назначает административное расследование, которое должно быть завершено в двухдневный срок.

Результаты приема и сдачи дел и должности объявляются в приказе по воинской части. После вступления в должность заместитель командира части по вооружению разрабатывает план устранения недостатков и представляет его командиру части на утверждение.