Как мы уже видели, в осуществлении задач психологической работы участвуют различные субъекты, каждый из которых выполняет свои специфические функции. Вместе с тем, успех этой работы может быть обеспечен лишь совместными, хорошо скоординированными усилиями всех ее участников, предполагающих сочетание двух уровней организации и проведения ее мероприятий:
а) уровень применения методов и процедур специального психологического изучения и воздействия, осуществляемых квалифицированным специалистом — психологом воинской части;
б) уровень мероприятий, реализуемых должностными лицами в рамках традиционной организаторской, воспитательной деятельности и обучения военнослужащих на основе учета информации, полученной от психолога воинской части.
Таким образом, особую значимость приобретает вопрос взаимодействия психолога, как основного специалиста в воинской части, с другими субъектами психологической работы, непосредственно осуществляющими воспитание и обучение подчиненного личного состава. Изучение войсковой практики показывает, что основными ситуациями, обусловливающими обращение офицера к психологу являются следующие:
– получение офицером необходимой информации для принятия управленческого решения;
– обращение за советом, предложением и информацией, касающихся построения наиболее оптимальной модели взаимодействия (общения) с другими должностными лицами и военнослужащими;
– привлечение в качестве эксперта, консультанта по оценке условий жизнедеятельности личного состава, факторов, влияющих на уровень морально-психологического состояния личного состава;
– для получения психологической помощи лично (включая методическую помощь и обучение проведению мероприятий психологической работы).
Как видим, взаимодействие командира и психолога во многом опосредовано «движением» между ними информации психологического содержания. Успех психологической работы в этой связи будет определяться умением и желанием командира использовать в интересах дела эту информацию.
По форме она может быть представлена в виде:
– аналитической справки (например, с оценкой морально-психологического состояния л/с части, подразделений, наиболее острых проблем, об изучении молодого пополнения, проведенных мероприятиях и т.п.);
– консультации по интересующему вопросу;
– рекомендации и предложения (они должны быть конкретными, иметь адресата, взвешены и корректны, документированы).
Представляя данную информацию психолог по отношению к командиру:
– в первом случае выполняет информационную функцию (сообщение, ориентировка в обстановке, существе вопроса);
– во втором — консультативную (т.е. разрабатывает и оценивает возможные варианты решения той или иной практической задачи, но не дает строгой рекомендации о выборе одного из них),
– в третьем – экспертную (в этом случае заключение и рекомендации психолога служат веским основанием для выбора варианта действий).