» Коммуникативные навыки офицера-руководителя Военные страницы Статьи военной тематики

Восприятие подчиненного — это только одна сторона общения. Не менее важно — как сам офицер строит свои отношения с подчиненными. Наиболее распространенной формой такого взаимодействия является речевая коммуникация, в ходе которой осуществляется уточнение ситуации, постановка задач, получение обратной связи о ходе выполнения работы. Рассмотрение «технологии» речевого воздействия и практическая тренировка позволяют вооружиться некоторыми навыками общения в различных ситуациях воинской службы. Однако важно не только что и как говорить, но и чем сопроводить свою речь. В этой связи возникает очень сложная задача — обеспечение гармоничного сочетания содержания речи с выражением лица, жестами и телодвижениями.

         В этом комплексе элементов, образующих любой акт общения относительно самостоятельное значение имеет выразительность формы одежды. Некоторым сержантам кажется, что поддержание чистоты одежды, ее подгонка по фигуре, блеск обуви, строгое размещение знаков воинской доблести — дело не очень важное, порой утомительное и нудное. Для преодоления подобных взглядов офицеру-воспитателю потребуется разъяснить сержантам глубокий смысл приведения формы одежды в полное соответствие с уставными нормами. Ведущим мотивом поддержания сержантом образцового внешнего вида должно стать понимание того, что внешняя эстетическая выразительность создает положительное впечатление о человеке, дает ему как бы дополнительное средство для успешности взаимодействия на службе, в процессе учебы, в общественно-политической сфере и на досуге.

         В этой связи уместно привести примеры из жизни А.В.Суворова, в бытность его солдатом Преображенского полка, когда он уделял много времени отработке строевых навыков. Известен такой факт. Находясь на посту в карауле Зимнего дворца, юный Суворов настолько четко и красиво выполнил прием отдания чести с оружием, что императрица Екатерина II решила поощрить солдата. Она протянула Суворову серебряный рубль и сказала: «Возьми за службу!». Однако Александр отказался принять деньги, поскольку это противоречит уставу. И тогда государыня, оценив по достоинству действия караульного, наклонилась, положила рубль к его ногам и сказала: «Сменишься с поста — возьмешь!». Эту награду за личное прилежание Суворов хранил всю жизнь и ценил ее выше многих других наград.

         Заканчивая тему о внешнем виде, правомерно подчеркнуть, что застегнутые пуговицы — не голое требование устава. Гармония формы имеет непреходящее значение в том, что она обеспечивает официальность и четкую представительность человека, взявшего на себя определенные обязательства перед обществом. Непонимание этого особого значения строгости соблюдения правил ношения военной формы может иметь место у офицеров, поэтому важно поднимать уровень их культуры и вырабатывать сознательное стремление к опрятности и подчеркнутой строгости поведения в официальной обстановке.

         Среди признаков, по которым окружающие судят о человеке, большую информационную нагрузку несут изменения выражения глаз, движения губ, бровей, рук, ног, шеи и плечевого пояса. Каждый из этих признаков имеет свой код, расшифровка которого осуществляется нередко на подсознательном уровне. И в случае несоответствия мимической реакции или жеста реальному состоянию человека (а такое явление часто возникает при низкой технике эмоционального самовыражения) может возникать недопонимание или провоцироваться конфликты во взаимоотношениях.

         Особое значение имеет выражение глаз. Недаром они считаются зеркалом души. К.С. Станиславский считал, что «разговор глаз» является наиболее ценным способом общения, поскольку взгляд передает многое из того, что трудно или невозможно передать словами. Он подчеркивал, что «лучеиспускание» позволяет передавать самые сложные ощущения и тонкие чувства. Однако эти явления очень сложные.

         Психологи отмечают наличие многих противоречий в процессе общения. Как правило, отведение взгляда в сторону или вниз от собеседника вызывает у него чувство недоверия. Но и тогда, когда человек испытывает смущение при обращении к другому с просьбой, то чаще всего он непроизвольно опускает глаза вниз. Однако отведенный вниз или в сторону взгляд, прежде всего, вызывает у собеседника настороженность. Поэтому для оптимизации общения важно учитывать эти особенности обоим участникам контакта. С одной стороны, требуется забота о четкой выразительности движений глаз, а с другой стороны — необходимо знать о неоднозначности смысла «косого взгляда», который далеко не всегда выражает злонамеренность.

         Если же у собеседника недостаточно развита способность к пониманию эмоционального состояния другого человека, то он может последовать взглядом туда, куда смотрит проситель и это тоже нарушит взаимопонимание. Управление устремленностью взгляда является сложным процессом. Знание характерных нюансов позволяет предметно использовать их в общении. Так, например, отведение взгляда на часы служит знаком на прекращение разговора. Заметив это движение, важно сделать соответствующие выводы и не задерживать собеседника сверх того времени, что необходимо для решения вопроса.        Нарушение взаимопонимания вызывает так же оценивающий взгляд, пристальное рассматривание каких-либо деталей лица, одежды, тела. Разрушают контакт как демонстративный, пронзительный, немигающий взгляд, так и отсутствующее выражение лица («пустые глаза»), отражающее безразличие к предмету разговора.

         Самое лучшее впечатление на окружающих производит умиротворенное, спокойное выражение лица. Однако это выражение служит как бы фоном, всякое же изменение в содержании речи должно находить выход в мимике. При выступлении на какую-то тему важно поддерживать постоянный контакт с преподавателем, товарищами, поэтому

нельзя отводить взгляд от аудитории, например, в окно. Менять направление взгляда целесообразно во время перехода к новой мысли. А пока она не завершена целесообразно смотреть в лицо собеседника (преподавателя, командира).

         Улыбка на лице, как правило, является признаком доброжелательности. Писатель В.Солоухин дает такое определение: «Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза — смотреть, находить, рот — поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся тоже. Душа «зябнет и каменеет».

         Соглашаясь со многим из этой фразы, нельзя не заметить существенную неточность по поводу собственной нужды человека в своей улыбке. Она, как установлено учеными, обладает и определенным потенциалом по созданию благоприятных внутренних предпосылок бодрого настроения, препятствует раздражительности. Грустное же выражение лица провоцирует формирование угнетенного, тревожного состояния. Характерная особенность психической саморегуляции в том, что если намеренно создавать радостное выражение лица, то через 10-15 минут возникает эмоция радости, если изобразить печаль, то приходит плохое настроение.

         Приветливое, доброе выражение лица нравится окружающим людям, вызывает по механизмам подражания ответную положительную реакцию, сочувствие, доброжелательное отношение. Однако важно понимать, что не всякая улыбка отражает радушие. Психологи различают около ста оттенков человеческой улыбки. Она может использовать для выражения иронии, снисхождения, пренебрежения, злорадства.

         При недостаточном развитии нравственной культуры молодой человек может усмехаться в тот момент, когда ситуация требует диаметрально противоположной реакции — проявления сострадания или хотя бы участия. Совершенно неуместна улыбка или смех, если сослуживец совершил ошибку при ответе на трудный вопрос или упал во время занятий по физической подготовке. Умение понять состояние человека и выразить ему сочувствие, поддержку можно и нужно развивать. Важнейшим условием при этом является повышение душевной чуткости и привычка смотреть на себя как бы со стороны. Чтобы постоянно следить за выражением лица, необходимо запомнить те мышечные ощущения, которые сопровождают каждое вполне определенное состояние (радость или иронию, благодарность или презрение).

         Наиболее простой прием — тренироваться перед зеркалом. Смысл этих тренировок в том, чтобы научиться поддерживать умиротворенное, благостное выражение лица. Специальные упражнения по произвольному напряжению и расслаблению мышц позволяет выработать умение как бы «бронировать» хорошее настроение и добиваться предельной выразительности мимики в различных ситуациях общения. При этом надо иметь в виду, что при естественной улыбке сокращается нижняя часть круговой мышцы глаза и при этом приподнимается нижнее веко. При вымученной, наигранной улыбке участвуют лишь мышцы губ, и это легко замечают окружающие. Вряд ли они нуждаются и в «дежурной» улыбке, за которой не стоит заинтересованное отношение.