Этап острых психических реакций выхода по своему функциональному значению в какой то мере аналогичен этапу реакций входа, так как любые изменения условий жизни, деятельности, окружающей среды предполагают перестройку психических реакций и всей психической деятельности. Под выходом имеется в виду выход из условий, в которых военнослужащий находился значительное время в которых он существовал до призыва на венную службу. Во многом это связано с изменениями в структуре личности, произошедшие за время службы. Этот этап характеризуется поведенческими реакциями, в которых находит выражение эйфория, чувство ломки многих социальных ограничений, почти “полной” свободы и “неограниченных” возможностей в удовлетворении потребностей. Так или иначе наступает реадаптация к привычным условиям жизни, хотя это понятие весьма относительно. В данном случае имеется в виду то, что среда, в которой оказывается юноша после увольнения со службы, для него привычна по его допризывному жизненному опыту.
Содержание и характеристики трех последних этапов необходимы для уяснения всей картины адаптационного процесса и его закономерностей. То есть поведение военнослужащих с теми или иными вариациями на этих этапах есть определенная норма ( если оно не выходит за социальные и служебные рамки ) и не является случайным и непредсказуемым.
Личность каждого военнослужащего наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Этапы психической адаптации общие для всех военнослужащих будут зависеть в смысле успешности их протекания от личностных качеств каждого из них. И на этапе переадаптации успех также будет обусловлен набором определенных качеств и свойств личности, которые являются главным условием, определяющим развитие процесса адаптации по одному из двух возможных путей. То есть индивидуальные возможности каждого человека к успешной переадаптации различны, от весьма высокой способности до полной невозможности адаптироваться к данной среде (потенциальная склонность к дезадаптивным состояниям). Исходя из этого, основным звеном и начальным этапом по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих по призыву должна стать диагностика или оценка адаптивной способности личности. Она основана на изучении индивидуальных особенностей каждого военнослужащего, уровня его мотивации к военной службе, биографических данных, социального окружения до службы и т.д.
Особое и наиболее перспективное направление в работе по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих срочной службы имеет снижение уровня влияния психогенных факторов войсковой среды и профилактика дезадаптивных состояний. Это направление может быть в значительной степени реализовано следующими путями:
1. Переориентация системы правовой работы с личным составом на разъяснение военнослужащим их прав, льгот, социальных гарантий, предусмотренных законами государства в связи с особым характером их деятельности. До настоящего времени в войсках практиковалось в большинстве своем с первых дней обучения молодых солдат настойчивое стремление в самый короткий срок добиться полнейшего усвоения ими всех их обязанностей по службе, причем права и социальные гарантии в лучшем случае оставались на втором плане. Чувство личной безопасности, защищенности личного достоинства, возможность защитить свои права есть необходимые условия успешной адаптации к войсковой среде. Как известно, прав без обязанностей не бывает, но не бывает обратного, то есть обязанностей без прав. На основе уяснения и усвоения гарантий социальных
прав льгот военнослужащего могут быть успешнее, без излишнего напряжения и определенного неприятия могут быть усвоены все обязанности, определяемые законом и требованиями военной службы. Занятия по правовой подготовке должны быть нацелены на формирование у воинов умения пользоваться правами, защищать их и особенно свое личное достоинство на практике в рамках правовых норм. Как вариантом занятия может быть решение практических задач с конкретной ситуацией и выбором одного из предложенных вариантов решения, который является правильным с точки зрения права и законности
2. Изучение комплекса потребностей, связанных с духовной сферой личности. Ими являются музыкальные интересы, кино, литература и др. Культурно-досуговую работу в части необходимо строить на основе реальных интересов и запросов военнослужащих с целью их максимального удовлетворения. Инициатива от самих военнослужащих по созданию фонотек, составлению музыкальных программ должна всячески поощряться и поддерживаться. Музыка является одним из эффективных средств регуляции эмоциональных переживаний, снятия нервно-психического напряжения. Однако эффект достигается лиш при совпадении эстетических вкусов с предлагаемыми в данных условиях репертуаров программ.
3. Умелое использование методов и техник психорегуляции (аутотренинг, релаксация и др.). Данная работа требует достаточной профессиональной подготовки психолога и практического владения одной или несколькими методами психорегуляции, что позволяет снимать излишнее нервно-психическое напряжение, корректировать негативнее психические состояния, осуществлять поддержку психической деятельности по переадаптации, мобилизацию необходимых психических ресурсов. Овладение этими методами — профессиональная обязанность военного психолога, которая обеспечивает успешное решение большого круга задач психологической работы с личным составом.
4. Особо необходимо выделить деятельность, направленную на устранение субъективных факторов условий службы, усугубляющих психологическое влияние войсковой среды. Ими могут быть негативные явления (к сожалению, встречающиеся все чаще, чем должны бы). Связанные с взаимоотношениями начальников и подчиненных. Зачастую неподготовленность юношей к военной службе рассматривается как их личная вина. Хотя причин тому гораздо больше, чем непосредственно сам молодой солдат, начиная от социально-экономических условий, издержек воспитания, атмосферы в семье, заканчивая физической слабостью и неразвитостью волевых качеств. Это беда юноши и его трагедия, которую он даже если и не осознает, то в полной мере чувствует, столкнувшись с трудностями военной службы. Поэтому метод шоковой терапии, который достаточно прочно укоренился в некоторых учебных пунктах и подразделениях молодого пополнения, где с первых дней принципы, “чем жестче, тем лучше” и “чтобы служба медом не казалась” никоим образом успешности адаптации не способствует, а в большинстве случаев при неблагоприятном сочетании личностных качеств это верный путь к дезадаптации и нервно-психическим срывам. Точно так же характерные насмешки, грубые окрики, умышленное принижение социального статуса абсолютно не способствуют успешному вхождению молодых солдат в режим эффективной и устойчивой служебной деятельности. С точки зрения теории естественного отбора эти методы, может быть, себя и оправдают, то есть выживает сильнейший. Но вот как быть с тем, кто отбора не прошел не выдержал ? Оставить их с психическими нарушениями как — ни будь дослуживать? А не в этом ли одна из причин страшных происшествий с гибелью людей от рук их же сослуживцев? Необходимо направить работу по психолого педагогической подготовке командиров, в том числе и сержантов по призыву на правильное осмысление своих обязанностей по оказанию помощи и психологической поддержки военнослужащим на начальных этапах их службы.
5. Процесс адаптации, разумеется, происходит в условиях реальной, конкретной части, где влияние описанных выше факторов имеет свой оттенок, свои особенности. Глубокий и всесторонний анализ реального характера психогенного воздействия конкретной среды позволяет разработать систему мер и методов работы по снижению уровня этого воздействия на психику военнослужащих в сочетании с анализом и изучением их наиболее остро переживаемых неудовлетворенных потребностей и изысканию возможностей для их в той или иной мере адекватного удовлетворения или же оказанию помощи в конструктивной переоценке ситуации.