» Некорректные формы общения в коллективе Военные страницы Статьи военной тематики

Большого внимания к себе требует и такая  категория военнослужащих как  люди, дистанцирующиеся от коллектива. Существенно, что внешних проявлений относительной межличностной позиции самоизоляции может и не быть. А внутреннее созревающее неприятие данным человеком коллектива, как известно, не выставляется на показ. Это сфера, в которую посторонние не допускаются. Это внутренний мир, сохранение которого имеет очень важное значение для самого существования воина как самобытной личности.

         Такие психологические установки возникают нередко под воздействием некорректных форм общения в коллективе подразделения. Провоцируют такого рода установки многочисленные факторы. Это и завышаемые начальниками требования к подчиненным без обеспечения их необходимыми средствами и временем, это и грубость. Иногда — бездушие, которое порой трудно квалифицировать как должностной проступок, но его последствия лишают шансов на доверительные контакты в будущем.

         Мощным разъединяющим воздействием на коллектив характеризуется культ силовых (жестких, «мужских») отношений. Во многом это связано с объективными условиями преодоления трудностей и лишений воинской службы. Как известно, жизнь в подразделении немыслима без каждодневного испытания на прочность. Однако, нередко, конструктив этих обстоятельств, положительного свойства остается актуально незадействованным. Тогда на первый план выступает суррогат «мужества» в форме физических демонстраций «суперменства», морального нигилизма, изощренных подтруниваний, целенаправленно бьющих по самолюбию, оскорбительных кличках и т.д. Под воздействием всего этого воину трудно сохранить психологический комфорт и вполне естественно происходит «замыкание себя на замок».

         Психологическая установка «держать душу на замке» у некоторых военнослужащих сказывается задолго до призыва в армейские ряды. И в подразделении этот настрой к самоизоляции только приобретает своеобразие. Существенно, что корыстная мотивация в службе, тайные противоправные намерения, у такого человека приобрели особую значимость как средство обеспечивающее достижение своих целей. Этот «человек с двойным дном», но внешне выглядит вполне благопристойно. Именно эти люди по образному выражению А.С.Макаренко составляют «болото» коллектива. С равнодушного позволения этой категории военнослужащих и происходят все нарушения воинской дисциплины. Более того, демоническая личина «изолянтов» проявляется в инициировании и провоцировании противоправных актов. При этом действия свои они обставляют таким образом, чтобы не «засветиться».

         Понятно, что найти ключ к такого рода проблемам чрезвычайно трудно, но есть подходы к их решению. Обращаясь к кладезю народной мудрости, сформулируем эти подходы: «Доверяй, но проверяй», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Сколько веревочка не вьется — конец найдется». Применительно к решению нашей проблемы, начальнику важно: получая информацию о том или ином поступке, выслушивая сказанное (даже доверенным лицам), наблюдая казалось бы очевидный факт — проявлять осмотрительность, терпение и спокойствие. Это даст возможность не поддаться первому чувству и выработать более продуманное решение. Для преодоления разброда во мнениях важно формулировать кратко консолидирующие коллектив мысли. Сказанные командиром слова отзываются в душе каждого воина. И если эти фразы не бездушные, шаблонно-начальнические, а выстраданные и адресно сориентированы на интересы коллектива, гармонично включающие интересы каждого, то неоспоримо формируется желаемое единодушие во взглядах.

         Важно понимать, что ни один командир не может располагать всеобъемлющей информацией по такому сложному предмету, которым является внутренний мир каждого подчиненного. Действительно, нельзя объять необъятное. Поэтому, знающий жизнь начальник всегда готов к этой ситуации, что подчиненные его не поняли, что у некоторых есть и другие точки зрения, заслуживающие внимания и учета. И тогда, когда есть время для размышления, долг начальника разъяснять свой замысел, детализировать задачи с учетом индивидуальных особенностей каждого подчиненного.

         Для организации единодушного взаимодействия с дистанцирующимися военнослужащими командиру важно избавиться от двух мифов: «Я как начальник всегда прав», «подчиненные не должны рассуждать». И при этом целесообразно опираться на следующую модель: «командир сообщает (выдает) информацию дозировано (а не всю, которой располагает); у подчиненного же всегда должно быть убеждение, что начальнику доподлинно все известно».