Целенаправленная воспитательная работа, проводимая в войсках (силах) способствовала практическому осуществлению государственной политики в области реформирования армии и флота, формированию у военнослужащих ответственности за выполнение воинского долга, верности Отечеству, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, соблюдению требований воинской дисциплины и правопорядка. Существенное влияние на повышение ее эффективности оказала начавшаяся реализация Концепции воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и Концепции военно-патриотического воспитания молодежи, обновление материальной и учебно-методической базы воспитательной работы.
В то же время не везде еще центром воспитательной работы стала рота (батарея), без должной настойчивости создаются условия, способствующие преодолению социальной и психологической напряженности, предотвращению негативных явлений в воинских коллективах.
В целях устранения имеющихся недостатков и повышения действенности воспитательной работы в войсках (силах)
П Р Е Д Л А Г А Ю:
Воспитательную работу в Вооруженных Силах Российской Федерации в 1999 году организовывать и проводить в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации на новый 1999 учебный год, приказов Министра обороны РФ 1995 года №№ 226 и 235, настоящих организационно-методических указаний и других документов, регламентирующих воспитательную работу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Основные усилия в воспитательной работе в 1999 году сосредоточить на разъяснении и претворении в жизнь требований Президента Российской Федерации к Вооруженным Силам, определенных в «Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года», безусловном выполнении задач, изложенных в приказе министра обороны РФ на новый учебный год, формировании у военнослужащих готовности и способности гарантированно выполнить задачи по обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации, высокого профессионализма, моральной зрелости и психологической устойчивости, поддержании дисциплины и правопорядка, изучении и внедрении в практику передового опыта реформирования армии и флота.
При этом руководствоваться следующим:
1. Начальникам управлений воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов и флотов, начальникам отделов воспитательной работы Главного управления Сухопутных Войск и ВДВ, помощникам начальников главных и центральных управлений МО РФ по воспитательной работе обеспечить внедрение в повседневную деятельность войск (сил) Концепции воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и Концепции военно-патриотического воспитания молодежи, Концепции правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Продолжить изучение их положений в системе оперативной, командирской подготовки и выработку на их основе практических рекомендаций войскам (силам) с учетом специфики решаемых ими задач.
2. В интересах воспитания личного состава полнее использовать общественно-государственную подготовку и информирование войск (сил).
В основу их содержания положить разъяснение военнослужащим государственной политики в области обороны страны и военной реформы, формирование у военнослужащих и гражданского персонала чувства личной ответственности за настоящее и будущее Вооруженных Сил, укрепление правопорядка и воинской дисциплины, поддержание высокой боевой готовности соединений, воинских частей и кораблей.
Занятия по общественно-государственной подготовке рассматривать как основную форму воспитания личного состава. В ходе занятий давать персональные оценки отношению военнослужащих к выполнению воинского долга, своих служебных обязанностей.
Обеспечить личное участие в подготовке и проведении занятий командиров (начальников) всех степеней. Руководителями групп ОГП назначать, как правило, тех должностных лиц, которым они подчинены по службе, способных обеспечить высокую организованность и качество занятий.
Для подготовки к занятиям предоставлять руководителями групп не менее 4-х часов служебного времени в неделю. Перед началом каждого периода обучения планировать и проводить с ними двухдневные учебно-методические сборы, а в конце месяца — 2-3 часовые инструктивно-методические занятия.
Занятия по ОГП с офицерами центральных органов военного управления Министерства обороны, органов военного управления Главных командований видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов) и объединений планировать и проводить в объеме 40 часов в год, из них 22 часа в системе командирской подготовки, остальные 18 часов — в дни, установленные соответствующим приказом (приказанием) по органу военного управления.
Занятия по ОГП офицеров соединений и воинских частей (кораблей) планировать и проводить из расчета 6 учебных часов в месяц, в том числе не менее 4-х часов в дни командирской подготовки.
Занятия с прапорщиками, мичманами, проводить еженедельно не менее 3 часов в утреннее время в дни, установленные приказом по части.
Занятия по ОГП с солдатами, матросами, сержантами и старшинами проводить в течение всего учебного года два раза в неделю по 2 часа в утреннее время; на кораблях, в береговых базах корабельных соединений Военно-Морского Флота — один раз в неделю по 3 часа.
Занятия по ОГП с военнослужащими — женщинами, по возможности, организовывать в составе учебных групп, соответствующих их воинским должностям, или в отдельных группах. С гражданским персоналом занятия проводить не менее 2 часов в месяц по планам командиров воинских частей путем информирования и изучения социально-политических, экономических и правовых вопросов.
В ходе учений, полевых (морских) выходов (походов), с личным составом соединений и частей, действующих в составе миротворческих сил, а также выполняющих другие задачи в отрыве от пунктов постоянной дислокации, ОГП организовывать и проводить в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее одного часа в неделю по учебным планам, общим для соответствующих категорий личного состава, или специальным учебным планам, разрабатываемым органами воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), объединений или соединений (частей), выполняющих указанные задачи.
При проведении занятий в группах ОГП солдат, матросов, сержантов и старшин целесообразно использовать учебные видеофильмы по ОГП, рекомендованные Главным управлением воспитательной работы ВС РФ, а также подготовленные самостоятельно.
Каждого солдата (матроса), сержанта (старшину) обеспечить книгой для чтения (учебником) по ОГП “На службе Отечеству”, тетрадью для конспектов по ОГП и письменными принадлежностями, а каждую учебную группу — географическими картами России и мира.
Вопросы планирования, организации и состояния ОГП в подчиненных соединениях и воинских частях, эффективности ее влияния на решение учебно-воспитательных задач регулярно изучать и анализировать соответствующими должностными лицами, отражать в материалах подведения итогов, обзорах, приказах и директивах главнокомандующих. командующих, командиров (начальников).
Степень усвоения учебной программы военнослужащими оценивать по четырехбальной системе: на инспекторских проверках — по изученным с начала учебного года темам; на итоговых проверках — в конце учебного года; в ходе контрольных проверок — по решению соответствующих командиров и начальников, но не реже 2-х раз в период обучения в каждой учебной группе, о чем делаются записи в журналах. Индивидуальные оценки обучаемым, оценки учебным группам, подразделениям, воинским частям и соединениям по общественно-государственной подготовке, а также руководителям групп определяются в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации 1993 года № 250. Информирование личного состава проводить: солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву — 2 раза в неделю по 30 минут; солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по контракту, прапорщиков и мичманов, курсантов (слушателей) военно-учебных заведений — один раз в неделю по одному часу; офицеров — 2 раза в месяц по одному часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих — не менее одного раза в месяц. Ежемесячно проводить единые дни информирования военнослужащих с обязательным участием руководящего состава органов военного управления всех уровней.
Планировать и осуществлять мероприятия по защите войск от негативного информационно-психологического воздействия. С этой целью обеспечить проведение информационно-пропагандистских мероприятий (акций) с комплексным использованием всех сил и средств воспитания, информации, государственных и иных средств массовой информации, учреждений культуры, искусства и науки.
3. Рассматривать воспитание у личного состава российского государственного патриотизма как одну из приоритетных задач воспитательной работы. В основу патриотического воспитания положить формирование у военнослужащих чувств любви к Отечеству, ответственности за его защиту, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, приобщение к лучшим традициям российского воинства. При проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам, дням воинской славы, дням соединений и воинских частей организовывать участие в них представителей органов государственной власти, ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, локальных войн и военных конфликтов, религиозных объединений.
Оказывать помощь органам государственной власти, учебным заведениям, молодежным и детским военно-патриотическим объединениям в работе по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи и подготовке ее к военной службе.
Особое внимание уделить работе с организациями родительской общественности, использовании их актива в работе по улучшению морально-психологической обстановки в воинских коллективах.
Взаимодействие с государственными органами, общественными и религиозными объединениями направлять на решение задач патриотического и нравственного воспитания военнослужащих, реализации их конституционных прав и свобод.
Оказывать профсоюзным организациям рабочих и служащих Вооруженных Сил содействие в решении социальных вопросов, формировании у гражданского персонала ответственности за соблюдение трудовой дисциплины.
В соответствии с действующим законодательством обеспечить создание условий для свободного волеизъявления военнослужащих в ходе проведения выборов в федеральные и местные органы государственной власти.
4. Начальникам органов воспитательной работы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов (флотов), главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации организовать регулярное изучение, анализ и оценку морально-психологического состояния личного состава в подчиненных войсках (силах) в соответствии с методиками, утвержденными Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. Донесения о морально-психологическом состоянии личного состава в Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации представлять: – устные доклады об изменениях в морально-психологическом состоянии личного состава и проделанной работе по его укреплению для принятия оперативных мер — еженедельно; – письменные донесения с выводами из оценки уровня морально-психологического состояния личного состава — ежеквартально;
– итоговое донесение о морально-психологическом состоянии личного состава с предложениями по его улучшению к 1 ноября 1999 года.
5. Главные усилия в работе по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины сосредоточить на обеспечении личной примерности офицеров в воинской дисциплине, предупреждении гибели личного состава, самоубийств, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Планирование воспитательной работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, ее анализ и подведение итогов осуществлять в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации 1993 года № 0100. Добиться полного внедрения Системы работы должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины и выполнения предусмотренных на 1999 год мероприятий Целевой программы правового воспитания личного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации на 1998-2001 годы. Основным видом деятельности органов воспитательной работы считать оказание практической помощи должностным лицам непосредственно в подразделениях. В ходе практической работы особое внимание уделить: – в ротах и им равных подразделениях — организации систематической индивидуальной воспитательной работы по изучению личности каждого военнослужащего; – в батальонах (дивизионах) — обучению сержантов и старшин практике поддержания уставного порядка и воинской дисциплины; – в воинских частях (на кораблях), соединениях — повышению роли командиров как органов дознания, обучению офицеров и прапорщиков (мичманов) психолого-педагогическим основам сплочения воинских коллективов, поддержанию в них правопорядка и воинской дисциплины. Готовить к подведению итогов работы органов военного управления и должностных лиц по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины предложения командующим (командирам) для уточнения задач по профилактике правонарушений, после их утверждения организовывать доведение и контроль исполнения.
Совместно с командующими (командирами) ежемесячно оценивать эффективность работы начальников управлений, отделов (отделений) и служб, практиковать их заслушивание на служебных совещаниях и заседаниях постоянно действующих аттестационных комиссий, комиссий по предупреждению гибели и травматизма личного состава о причинах преступлений и происшествий, принятых мерах по их предупреждению.
Главным критерием эффективности работы считать отсутствие гибели подчиненных военнослужащих по вине воинских должностных лиц.
По каждому факту гибели военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, преступлений на почве нарушений уставных правил взаимоотношений готовить проекты приказов соответствующих командиров. Предусматривать в них меры по профилактике причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Обеспечить ежедневное изучение морально-психологической обстановки в подразделениях. Еженедельно анализировать ее в воинских частях и соединениях, вырабатывать меры по пресечению преступных посягательств на жизнь и достоинство военнослужащих. Особое внимание обращать на углубленное изучение морально-психологической обстановки в подразделениях несущих боевое дежурство, караульную службу, эксплуатирующих радиационно-, химически- и биологически- опасные вооружения и военную технику, а также выполняющих задачи в отрыве от воинской части.
Ежеквартально с участием органов военной прокуратуры, военных судов проводить занятия с руководящими должностными лицами воинских частей и подразделений по практическим вопросам правового воспитания, выявления и искоренения нарушений уставных правил взаимоотношений.
Совместно с офицерами медицинской службы обеспечить эффективность проведения телесных осмотров военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. По всем фактам травм с признаками последствий нарушений уставных правил взаимоотношений обеспечить проведение административных расследований и принятие соответствующих решений.
Обеспечивать личную примерность офицеров в воинской дисциплине. Особое внимание обратить на предупреждение корыстных преступлений, пьянства, осуществление заботы о быте, досуге, состоянии здоровья офицеров и членов их семей. Ежемесячно анализировать применение дисциплинарной практики в отношении офицеров.
6. Целью военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации считать реализацию установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей и создание на этой основе социальных условий для более эффективного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами.
Мероприятия военно-социальной работы организовывать и проводить с учетом реальной социальной обстановки в соединениях и воинских частях, регионах дислокации войск (сил) и направить на решение следующих задач:
– изучение и прогнозирование социальной обстановки в воинских коллективах и регионах дислокации воинских частей, выработка предложений командованию по ее оздоровлению; – реализация предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, оказание им помощи в восстановлении нарушенных прав; – организация и проведение правового воспитания военнослужащих; – обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по реализации прав, льгот и законных интересов военнослужащих; – координация деятельности общественных объединений, созданных в воинских частях, по решению социальных проблем военнослужащих и членов их семей;
– установление тесного взаимодействия и партнерства с органами государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов обустройства войск, реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Обеспечить первоочередную адресную социальную поддержку военнослужащих, принимающих (принимавших) участие в боевых действиях; проходящих службу в отдаленных гарнизонах, подразделениях особого риска; многодетных; не имеющих жилья; имеющих в составе семей больных, инвалидов и т.п.
7. Психологическую работу организовывать и проводить в соответствии с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации 1995 года № 226 и 235, 1994 года №202, 1996 года №023, 1998 года №440, директив Министра обороны РФ 1995 года №010, 1996 года №Д-18, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 года №315К/2/750, Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 года №1, №2 и №3, проекта Руководства по психологической работе в Вооруженных Силах, Рекомендаций по организации психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации на 1999 год. Главной целью психологической работы считать поддержание психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач в любых условиях обстановки.
При планировании, организации и проведении психологической работы учитывать: характер и специфику решаемых войсками задач, влияние на военнослужащих и воинские коллективы социально-экономической и психологической обстановки в районах дислокации войск (сил); реальные настроения и состояния военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала; информационно-психологическое воздействие из вне.
Осуществлять комплексный подход в организации психологической работы, ее эффективность достигать единством действий и согласованностью мероприятий, проводимых командирами (начальниками), штабами, органами воспитательной работы, медицинской службой, юристами и другими специалистами.
В соответствии с требованиями Приказа Министра обороны 1998 года № 440 совместно со специалистами медицинской службы и должностными лицами органов службы войск и безопасности военной службы обеспечить повышение эффективности мероприятий по предупреждению самоубийств, выявлению суицидальных намерений среди военнослужащих. В интересах этого активно использовать опыт проводимого на базе 3 мсд МВО и 138 омсбр ЛенВО эксперимента по созданию перспективной организации психологической службы в рамках органов воспитательной работы.
8. Культурно-досуговую работу направлять на воспитание у личного состава высокой духовной культуры и нравственных качеств. Обеспечить целенаправленное участие домов офицеров, солдатских клубов, библиотек. Ансамблей, других творческих коллективов в организации культурно-досуговой работы непосредственно в подразделениях, на кораблях, в отдаленных гарнизонах, в местах боевой учебы и службы.
Принять действенные меры по сохранению и развитию материально-технической базы воспитательной работы. Особое внимание обратить на рациональное распределение технических средств, изыскание резервов по наиболее полному удовлетворению информационных и культурных потребностей личного состава в условиях сокращения поставок технических средств воспитания.
Денежные средства, выделяемые на проведение воспитательной работы, направлять в первую очередь на обеспечение воинских частей (кораблей) и войсковых библиотек периодическими изданиями в строгом соответствии с установленными нормами, поддержание на должном уровне учебно-методической базы ОГП и воспитательной работы, организацию полноценного отдыха и культурного досуга военнослужащих.
9. Развивать материально-техническую базу воспитательной работы. За счет перераспределения технических средств воспитания внутри военных округов и флотов, а также адресного обеспечения соединений и частей постоянной боевой готовности довести коэффициент технической готовности до 0,9 и их укомплектованность до 100 %.
Обеспечить сохранность технических средств воспитания в ходе реформирования Вооруженных Сил РФ, их учет, исключение случаев хищений и утрат. Продолжить работу по оптимизации системы снабжения ВС РФ техническими средствами воспитания, реформированию складов технических средств, ремонтных мастерских, киновидеообъединений военных округов (флотов) в центры технических средств. Направить усилия на создание телерадиоцентров в отдаленных гарнизонах, где осуществляется неуверенный прием телерадиосигналов.
10. Принять меры к повышению эффективности методической подготовки военных кадров к проведению воспитательной работы и профессиональной подготовки должностных лиц воспитательных структур. Занятия по методике и организации воспитательной работы проводить на основе тематического плана ГУВР ВС РФ: с командирами отделений, расчетов, экипажей и взводов — ежемесячно; с командирами рот и им равными — 2-3 раза за период обучения; с командирами батальонов и им равными — не реже 2-3 раз за период обучения; с командирами полков, с командованием соединений, объединений, начальниками учреждений, организаций и предприятий Министерства обороны РФ — не реже одного раза в год, а также в системе командирской подготовки, командирских сборов и занятий. Занятия по профессиональной подготовке должностных лиц органов воспитательной работы проводить: с заместителями командиров рот (им равными) по воспитательной работе — ежемесячно; с заместителями командиров батальонов (им равными) по воспитательной работе — 2-3 раза за период обучения; с заместителями командиров полков (им равными) по воспитательной работе — 2 раза за период обучения; с должностными лицами органов воспитательной работы — в ходе сборов перед началом учебного года. Учебу заместителей командующих (командиров) объединений (соединений) по воспитательной работе проводить в системе профессиональной подготовки и на учебно-методических сборах. Начальникам управлений воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов и флотов, начальникам отделов воспитательной работы Главного управления Сухопутных Войск и ВДВ, помощникам начальников главных и центральных управлений МО РФ по воспитательной работе обеспечить своевременную и качественную подготовку методических материалов в соответствии с рекомендованным планом-графиком ГУВР ВС РФ.
Оперативную подготовку с органами воспитательной работы проводить в соответствии с планом подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации в 1999 году и организационно-методическими указаниями Министра обороны РФ.
11. Начальникам управлений воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов и флотов, начальникам отделов воспитательной работы Главного управления Сухопутных Войск и ВДВ, помощникам начальников главных и центральных управлений МО РФ по воспитательной работе взять под личный контроль состояние укомплектованности органов воспитательной работы, особенно в звене “рота” (батарея), принимать своевременные и действенные меры по восполнению некомплекта офицеров воспитательных структур в подчиненных войсках (силах). Особое внимание обратить на укомплектованность и всестороннее обеспечение частей и подразделений постоянной боевой готовности.
12. При проверке состояния воспитательной работы в объединениях, соединениях, частях (на кораблях) изучать и учитывать: способность органов военного управления и должностных лиц организовывать и руководить воспитательной работой в интересах полного выполнения требований приказа Министра обороны РФ на 1999 учебный год; сложившуюся систему воспитательной работы, прежде всего в звене рота-батальон-полк (корабль); состояние общественно-государственной подготовки и информирования личного состава, военно-социальной, психологической и культурно-досуговой работы; уровень и результативность работы по профилактике правонарушений и укреплению воинской дисциплины; динамику общественного мнения и настроений различных категорий личного состава; эффективность использования технических средств воспитания.
Об основных выводах из анализа состояния воспитательной работы и предложениях по ее совершенствованию информировать вышестоящие органы военного управления установленным порядком. Доклады о проводимой воспитательной работе и морально-психологическом состоянии личного состава представлять в Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации за период обучения. Итоговый доклад за учебный год представить к 1 ноября 1999 года.