Писательница Марина Семёнова впервые приехала в Мариуполь на фестиваль «Звезды над Донбассом»

В этом году российский фестиваль фантастики «Звезды над Донбассом» впервые прошел в Мариуполе. Нашему корреспонденту удалось пообщаться с известной отечественной писательницей Мариной Семёновой, создавшей такие романы как «Волкодав», «Валькирия», «Викинги».

Марина Семёнова впервые посетила Мариуполь и поделилась своими впечатлениями от города, который начинает возвращаться к жизни.

«Мы приехали глубокой ночью и с радостью увидели светящиеся окна города. Сегодня мы ехали теми же местами при свете дня, и многие здания, в которых мы видели электричество, оказались наполовину обгорелыми и разрушенными. Какой-то подъезд обитаем, а другой представляет из себя развалины. Мой коллега ранее сказал, что Мариуполь – это великая боль, я же ответила, что это боль выздоровления. Мы видим, насколько быстро и хорошо работают строители. И сейчас мы находимся в новенькой спортивной арене, а вокруг кипит работа – какие-то здания реставрируют, другие строят заново. Город не брошен, он не в унылой депрессии – город растет и восстанавливается».

Фантастика – это очень специфический литературный жанр. Особенно, если это отечественная фантастика. Произведения на тему будущего и покорения космоса были очень популярны в Советском Союзе. Сейчас часто можно услышать мнение, что фантастическая литература в наши дни, интересна только тем, кто её читал «в прошлом веке», а более молодые любители фантастики предпочитают зрелищное кино. Писательница рассказала, так ли это на самом деле.

«Часто молодые любители фантастики, сами становятся писателями-фантастами. Хотелось бы упомянуть литературную мастерскую Сергея Лукьяненко, большого друга фестиваля «Звезды над Донбассом». Он организовал эту мастерскую по нескольким направлениям фантастики. Это мероприятие прошло в январе в городе Королёве, под Москвой. Грядет продолжение даже в пределах этого года».

Наш корреспондент уточнил, много ли было участников и сколько работ представили в литературной мастерской известного российского фантаста Сергея Лукьяненко.

«Молодые ребята, пишущие фантастику (причем по условиям конкурса это должна быть именно патриотическая фантастика) в большом количестве прислали свои работы. Специальные люди отобрали по двенадцать произведений каждого жанра, и мы очень плодотворно провели целую неделю в обсуждении. Это была очень напряженная работа – тридцать шесть произведений, а было прислано более двухсот. Если бы молодые люди не интересовались фантастикой, то такого большого количества работ на конкурсе не было», – поделилась впечатлениями Марина.

Среди читателей часто бытует мнение, что отечественные писатели-фантасты – это некое закрытое общество, в которое новичкам попасть невозможно. Марина Семёнова поделилась своим опытом завоевания «литературного Олимпа»:

«Это совершенно «бессмертное убеждение». Так как я начинала свое творчество давно, когда половины присутствующих на фестивале еще на свете не было, то могу сказать, что у каждой эпохи есть свои нюансы. Тогда это должно было быть идеологическое соответствие. По надуманному поводу можно было вполне вылететь из планов редакции. Я свою первую книгу ждала девять лет – от момента подачи рукописи в редакцию до печати. Представьте, что современному человеку сказали, что ему придется ждать девять лет! Я не рыдала в подушку, так как меня могли выкинуть из планов редакции, но никто у меня не мог отобрать тетрадку и ручку».

Возможно, что в 2023 году всё совсем по-другому и мало только одного упорства и терпения – как оказалось, запросы у современных начинающих писателей сегодня несколько другие:

«Сейчас все изменилось – проблема в том, что любой литературный семинар, на котором собираются люди, желающие улучшить свое появившееся читательское мастерство, очень часто вырождается в разговоры о том, как понравиться литературному продюсеру и редактору. Что надо сделать чтобы тебя заметили на интернетовских площадках. Я этого просто не понимаю. С моей точки зрения, задача писателя – не продумывать стратегию выкладывания продолжений, а учиться лучше писать».

Последние пять лет нетрудно заметить, что у отечественного читателя проявляется заметный интерес к родной культуре, языку и истории. Наш корреспондент поинтересовался, действительно ли начался процесс отхода от западной фантастики.

«Этот процесс начался намного раньше. Собственно, славянское фэнтэзи возникло на фоне того, что хлынул поток западного фэнтэзи, которое читателю довольно быстро приелось. Некоторые авторы, в том числе и я, начитавшись и напереводившись этого барахла, вдруг задумались: почему наши русскоязычные авторы берут иностранные псевдонимы, выдают свои труды за переводы и пишут свои книги про тех же эльфов и гоблинов. Под нами же огромные пласты нашей национальной культуры. Стоит копнуть – и вот «алмазные россыпи». Так и появилось славянское фэнтэзи, первая волна которого поднялась и тут же опала».

Марина Семёнова рассказала, в чем же отличие написания славянского фэнтэзи, от очередного «перепева» Толкиена и Говарда отечественными авторами: «Оказалось, что для написания толковой книги в этом жанре, нужно много всего знать. Пока мы пишем про эльфов, рыцарей и орков, то можно нести что угодно – читатель это проглотит. Потому что это не наше – про это можно врать что угодно, лишь бы красиво было. Когда начинаются отсылки к нашему материалу, у читателей включается генетическая память и они лажу видят мгновенно. По этой причине первая волна и упала».

Писательница отметила, что за последние несколько лет жанр снова набирает оборот, и она этому бесконечно рада: «Возможно этому способствует и наш фестиваль. Потому что наши сборники пишутся, люди на волне патриотизма пишут про сейчас, про нашу Россию, про героизм наших людей в некоем фантастическом преломлении. И это всё пойдет дальше».

Пропаганда – это оружие современного мира. Марина рассказала, насколько глубоко, по её мнению, проникла вражеская пропаганда в наше общество, и почему так получилось.

«Какой бы это ни был западный фильм, они обязательно скажут, что Америка сильная и справедливая. Я больше люблю научно-популярные фильмы, и вот пример фильма про Аляску – раньше были русские, которые не очень хорошо ладили с местными жителями. Но русские ушли, американцы пришли и всё стало замечательно. И наши это переводят и показывают. Если это передача про космос, то в ней только Армстронг и американские космонавты. Гагарина не было вообще, всё что было сделано для космоса – было сделано в США. Вот такая она современная пропаганда».

О том, как прошло открытие литературного фестиваля «Звезды над Донбассом», мы писали ранее.

Фото: ИА «Военные страницы» / Богдан Борман