В выполнении задач, поставленных перед подразделением и военнослужащим, важное место занимает процесс их обеспечения и, в частности, психологического обеспечения. Психологическое обеспечение как вид деятельности характеризуется комплексом мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять боевую (учебно-боевую) задачу в любых условиях обстановки. Основной целью психологического обеспечения является достижение устойчивого и эффективного функционирования психики военнослужащих в процессе выполнения задач воинской деятельности.
Необходимость такого вида обеспечения обусловлена в первую очередь тем, что одним из существенных компонентов общей мобилизационной и боевой готовности подразделения является морально-психологическое состояние личного состава. Оно выступает показателем степени усвоения и принятия военнослужащими военно-профессиональных, политических и нравственных ценностей общества и государства, ценностей и норм конкретного воинского коллектива.
Морально-психологическое состояние выражает степень мобилизованности военнослужащих на образцовое выполнение поставленных задач, выражающаяся в их понимании и принятии. Применительно к рассматриваемой проблеме психологической составляющей МПС является психологическая готовность и психологическая устойчивость личного состава. Психологическая готовность (потенциальная и реальная) характеризует функциональный настрой психики военнослужащего на выполнение поставленной задачи, а психологическая устойчивость — функциональную надежность психики, способность военнослужащего противостоять негативным факторам, сопровождающим воинскую деятельность.
Психологическая готовность и устойчивость во многом определяют потенциальную возможность и уровень реализации профессиональной подготовленности военнослужащего в конкретных условиях. Другими словами, имеющийся уровень профессиональной подготовленности военнослужащего может и не проявиться в полной мере в реальной боевой обстановке вследствие угнетающего воздействия на психику военнослужащего различного рода негативных факторов. Психологическую готовность иногда сравнивают со «шлюзом», который «пропускает» достигнутый уровень воинского мастерства (либо создает препятствия для него).
Психологическая устойчивость и готовность личного состава пронизывают все составные компоненты не только психологического обеспечения, но и в целом морально-психологического обеспечения. В структуре индивидуальной и коллективной психологической готовности и устойчивости выделяют следующие компоненты:
– мотивационный – отражающий наличие адекватных поставленной задаче и боевой деятельности в целом побудителей у личного состава, их единство и согласованность у различных военнослужащих;
– познавательный — характеризующий степень понимания и осознания военнослужащими поставленной боевой (учебно-боевой) задачи, способов ее выполнения, уровень функционирования и степень развития психических познавательных процессов, необходимых для самостоятельной ориентировки в сложных условиях складывающейся обстановки и творческого применения имеющихся знаний;
– волевой – выражающий способность военнослужащих к самоконтролю, самообладанию и саморегуляции в сложных ситуациях, стойкость, самоотверженность, нацеленность на решительные действия;
– операциональный — определяющий способность личного состава реализовывать необходимый для данной ситуации уровень профессиональных навыков и умений, осуществлять согласованные действия, обеспечивая высокую работоспособность.
Мероприятия психологического обеспечения по достижению и поддержанию требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности воинской части, подразделения, задач боевой и учебно-боевой деятельности проводятся в тесном единстве со всеми организационными формами и методами боевой, физической, морально-политической и правовой, медицинской подготовки.
Содержание психологического обеспечения определяется спецификой конкретной задачи. Боевое дежурство и караульная служба являются наиболее важными задачами, которые повседневно и повсеместно решают войска. В связи с этим, психологическое обеспечение данных задач является важной предпосылкой и условием повышения их качества и предупреждения негативных явлений и процессов. К факторам, определяющим особенности несения боевого дежурства и караульной службы, можно отнести следующие:
- · В настоящее время во многих частях состав боевых смен, караулов превратился в относительно устойчивые микрогруппы, в составе которых военнослужащие с постоянной цикличностью взаимодействия выполняют боевую задачу. С другой стороны, военнослужащий на длительное время «включается» в систему отношений, обусловленную не его личными интересами, симпатиями и т.п., а необходимостью выполнения строго регламентированных совместных действий с другими субъектами воинской деятельности;
- · Частота и фиксированная временная цикличность несения службы вызывает одновременно действие противоречивых тенденций в сознании и поступках военнослужащих: с одной стороны отрабатываются и закрепляются необходимые психологические образования (знания, навыки, умения), формируется опыт, с другой — возникают негативные психические состояния, ведущие к притуплению бдительности;
- · Осознание особой значимости выполняемых задач, объективно мобилизующая возможности военнослужащих, со временем сменяется снижением функционального настроя психики вследствие «включения» ее защитных механизмов, из-за чего у военнослужащего формируется «привычка» выполнять задачи боевого дежурства и караульной службы на пониженном уровне психической активности;
- · Условия относительной изоляции, монотония, ограничения в комфортности рабочего места (места несения службы на посту), регламентированный режим труда и отдыха обусловливают относительно длительную депривацию обычных потребностей и привычек военнослужащего. А сочетаясь с такими факторами, как повышенная ответственность задачи, потенциальная опасность, внезапность, новизна, повышенная интеллектуальная сложность эти условия могут вызывать, вследствие значительной нагрузки на психику, различного рода негативные психические реакции и состояния.