» Психология Военные страницы Статьи военной тематики

Добавил admin

Исследования показывают, что не все офицеры способны вести работу в многонациональных коллективах. Наибольшую озабоченность вызывают недавние выпускники военных вузов, которые, изучив общие вопросы работы в многонациональных коллективах, испытывают серьезные трудности в работе с конкретными людьми. Особенно бросается в глаза незнание ими национальных традиций, национальной психологии.

         Попробуем сформулировать и кратко раскрыть содержание тех особенностей, что отличают сегодняшние многонациональные воинские коллективы.

         1. Недостаточность у молодых воинов  опыта межнационального общения. Значительное число воинов, особенно призванных из сельских районов в подразделении впервые в своей жизни вливаются в многонациональную среду и вступают в постоянное общение с представителями других национальностей. По существу, только здесь они начинают вырабатывать у себя навыки межнациональных отношений, осваивать на практике духовные ценности других народов нашей страны.

         Для современной молодежи, независимо от ее национальной принадлежности, также свойственны развитое чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности, склонность к преувеличению своих возможностей, недооценка трудностей. Накладываясь на межнациональные связи воинов, эти качества иногда создают определенные трудности в установлении взаимопонимания, укрепления внутриколлективного единства личного состава.

         2. Недостаточная освоенность языка межнационального общения. Особенностью общения в воинских подразделениях является использование единого языка — русского. На русском языке идет обучение воинов. На нем пишутся приказы, уставы, инструкции и наставления, подаются команды. Сложность техники и оружия, высокие темпы и напряженность служебно-боевой деятельности подчас требуют от солдата молниеносной реакции на поданную команду, незамедлительного и ясного доклада. Прочное знание русского языка позволяет военнослужащим не только быстро овладевать специальностью, правилами эксплуатации техники, осваивать свои уставные обязанности, но и духовно сближает представителей различных наций и народностей России, создает предпосылки для развития между ними отношений подлинной дружбы, взаимного доверия и коллективизма.

         Однако, как показывает практика, слабое знание русского языка для многих воинов становится значительным препятствием в учебе и службе. Командирам и начальникам приходиться серьезно дорабатывать за тех, кто занимается подготовкой призывников к службе.

         3. Негативное влияние элементов национальной духовной культуры. Наряду с общечеловеческими ценностями, установками, взглядами существуют и элементы национальной духовной культуры. Их носителями в воинской среде являются воины нерусской национальности. Поэтому здесь порой трудно бывает достигнуть единства мнений личного состава при оценке действий и поступков сослуживцев. В большинстве своем национально-специфические традиции, привычки, вкусы и потребности не противоречат принципам общей морали и интересам воинской службы. Вместе с тем они требуют самого пристального внимания и тщательного учета со стороны командиров и начальников.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

Социально-психологические особенности военнослужащих контрактной службы, призванных через военкомат. Среди этой категории встречаются как воины, проходившие службу по призыву в соответствующих родах или видах войск (а потому не нуждающиеся в продолжительной адаптации к службе в подразделении, легко усваивающие специфику своей штатной должности), так и те, кто впервые столкнулся с жизнью данного вида вооруженных сил. Последним особенно необходима помощь в период становления их как военнослужащих. В целом это уже сложившиеся личности с устоявшимися жизненными взглядами, имеющие свое мнение, свою позицию. Офицеру подразделения нужно быть готовым к тому, что с появлением в воинском коллективе «контрактников» возникают конфликтные ситуации, с которыми ему ранее не приходилось иметь дело.

         Между офицерами, прапорщиками и военнослужащими контрактной службы чаще всего конфликты происходят:

– по поводу привлечения «контрактников» к выполнению хозяйственных работ;

– из-за нерешенности семейно-бытовых проблем;

– из-за отсутствия возможности организовать досуг «контрактников», особенно холостяков и т.д.

         “Болевыми точками» могут стать и столкновения между военнослужащими контрактной службы и сержантами по вопросам подчиненности и исполнительности. Следствием конфликтов подобного рода является то, что сержант «стесняется» отдавать распоряжения, а «контрактник» не считает необходимым выполнять указания младшего командира.

         Серьезные затруднения в работе с подчиненными у офицеров, прапорщиков могут возникнуть из-за взаимоотношений «контрактников» и воинов, проходящих службу по призыву. В этом плане характерны две крайности. К первой следует отнести поведение тех «контрактников», которые, идя на поводу у воинов, служащих по призыву, и, используя имеющиеся у них возможности, наносят вред воинской дисциплине (по просьбам сослуживцев приносят в подразделение спиртное, покрывают совершенные ими нарушения воинской дисциплины и т.д.).

         В противовес им другая часть военнослужащих контрактной службы выступает ярыми поборниками уставного порядка, но для его наведения использует неуставные методы. И в том и в другом случае такое поведение данной категории воинов требует самого пристального внимания со стороны командиров всех степеней с целью обеспечения их становления в качестве надежных помощников командиров в поддержании уставного порядка в подразделении.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

Так называемые «контрактники» стали не только неотъемлемым элементом каждого воинского коллектива, но и во многих случаях составляют костяк подразделения, его фундамент. Несмотря на то, что эти люди могут довольно сильно различаться по возрасту, образованию, жизненному опыту и т.д., всех их можно отнести к той или иной типологической группе. Например, к военнослужащим до 30 лет или после 30 лет, холостым или женатым, имеющим жилье или бесквартирным и т.п.

         Классификаций может быть предложено множество, однако выделение «контрактников» в определенные группы не есть для офицера самоцель. Это первый, но обязательный шаг для того, чтобы в сложившейся ситуации принять взвешенное, эффективное, а порой и единственно верное решение. Зная, к какой группе принадлежит тот или иной военнослужащий, можно с большой долей вероятности прогнозировать, чего от него следует ожидать, с помощью каких аргументов на него можно воздействовать и каков сам механизм этого влияния. Таким образом, руководитель любого уровня в работе с подчиненными сначала должен определить, в какую типологическую группу входит военнослужащий, уже только уже потом, принимая во внимание индивидуально-психологические качества воина, выбирать направления, основные способы и формы, непосредственную технику воздействия на него.

         Для того чтобы правильно строить работу с «контрактниками», очень важно установить, что побудило каждого из них определиться на службу. Причем важна не столько конкретная причина такого шага, сколько мотивы данного поступка.

         В этом плане выделяются три основные категории. К первой относятся воины, считающие службу в войсках своим призванием, лучшей возможностью для самореализации. Их отличает усердие, стремление как можно лучше овладеть своей воинской специальностью. В подразделении они являются опорой офицеров и прапорщиков.

         Во вторую следует включить ту часть «контрактников», которые видят в службе твердый и достаточно стабильный источник средств  существования. Обычно эти военнослужащие вполне добросовестно выполняют свои обязанности, и в перспективе у них может возникнуть чувство профессионального патриотизма.

         Принадлежащие к третьей категории военнослужащие подписали контракт для того, чтобы извлечь из этого какую-то личную выгоду (переждать неблагоприятные времена, получить «халявные» деньги и т.д.). Более того, имеют место случаи, когда такого рода «контрактники», особенно из числа местных жителей, внедряются (или «вербуются») криминальными структурами в целях хищения оружия, предметов военного имущества, ГСМ, распространение наркотиков и т.п. Военнослужащие, которые руководствуются подобными мотивами, случайные люди в армии. И, как правило, не представляют собой никакой ценности, как специалисты.

         Выявление мотивации, которая трансформируется в отношение к выполнению служебных обязанностей, очень важная задача. Определив, что же привело человека в войска, офицер будет знать, на кого в коллективе можно с уверенностью опереться, сможет правильно строить свою работу по преломлению, локализации негативных моментов и созданию позитивной мотивации на службу.

         Относительно роли и места в коллективе воины, проходящие службу на контрактной основе, распределяются между двумя полюсами:

         а) «коммуникаторы» — воины, поддерживающие в подразделении контакты практически со всеми военнослужащими, стремящиеся постоянно находиться в центре внимания, оказать помощь сослуживцам, поделиться с ними своим жизненным опытом. Как правило, они становятся лидерами коллектива (предпочитают служить на должности, предполагающей постоянное общение);

         б) «обособляющиеся» — военнослужащие, сторонящиеся коллектива, замыкающиеся в себе люди, в лучшем случае поддерживающие отношения с одним или двумя воинами из числа «контрактников», участвующие в делах коллектива только через призму собственного интереса (стремятся получить должности, не требующие постоянных контактов с сослуживцами или выполнять задачи в отрыве от других военнослужащих).

         Всех военнослужащих, проходящих службу на контрактной основе, как правило, разделяют на две категории. К одной относят «контрактников», призванных военкоматом (то есть пришедших с «гражданки»). Во вторую обособляют тех, которые были набраны из числа воинов, проходящих службу по призыву. Эти различия очень часто носят принципиальный, сущностной характер при выборе мероприятий воспитательной работы и порядка их проведения. Исходя из них, офицер решает, как и посредством чего оказывать воздействие на подчиненных.

         Социально-психологические особенности «контрактников», набранных из числа воинов, проходивших службу по призыву. Как показывает войсковая практика, в работе с данной категорией у офицеров возникает гораздо меньше трудностей и хлопот, чем с какими-либо другими. Эти люди обычно подбираются непосредственно из числа личного состава подразделения в соответствии с морально-деловыми качествами, проявленными в период службы по призыву.

         Однако для руководства подразделения и части не должен остаться без внимания тот факт, что во время самоутверждения в новой для них роли «контрактника» у военнослужащих не исключены различного рода «срывы», порой связанные с нарушениями воинской дисциплины. Причина таких отклонений кроется в том, что воины неадекватно воспринимают сложившуюся ситуацию. С одной стороны они осваивают и стремятся полностью реализовать предоставленные им права и привилегии, с другой — не вполне осознают возросшую степень ответственности и увеличение объема требований по отношению к ним.

         В этот период также закономерны конфликты «новоиспеченных контрактников» с военнослужащими вместе с ними проходившими службу по призыву. В поведении военнослужащих контрактной службы могут встречаться две крайности: либо стремление резко возвыситься и помыкать теми, с кем еще вчера был в дружеских отношениях, либо наоборот — периодические попытки, используя свой новый статус, оказать «призывникам» различного рода услуги, противоречащие требованиям устава (давление на сержантов, доставка спиртного в подразделение, предоставление «гражданки» на период самовольной отлучки и т.д.).

         Поэтому, если офицер хочет иметь в своем подчинении «настоящего профессионала» в лице военнослужащего контрактной службы, то просто обязан помочь ему в сложный период становления найти себя в коллективе. Перефразируя пословицу, можно сказать: «Контрактниками не рождаются, ими становятся» и становятся в руках внимательного, заботливого начальника.

Published under Психологияsend this post

Добавил admin

Рассмотрим типы внутриличностных конфликтов.

         1 тип. Низвержение завышенных притязаний. Суть: ранее курсант был лучшим в чем-то: в учебе, во внимании или в чем-то другом. В новых же условиях достаточных подкреплений в признании почему-то не получает.

         Здесь привычное лидерское чувство — быть непременно впереди — вступает в противоречие с невозможностью реализации. Неспособность в новой обстановке сохранить прежнее положение передовика порождает неуверенность в себе, растерянность. Курсант не может сосредоточиться на поставленной задаче, у него ухудшается память, нарушается сон, накапливается напряженность, появляется раздражительность.

         Самозащита состоит в том, чтобы овладеть пониманием данной ситуации. Такая победа над собой обеспечивает повышение внутреннего потенциала к перенесению тягот и лишений службы.

         2 тип. Непосильная ноша. Суть: учеба и служба не идут, наступает разочарование, сомнения. Начинается борьба мотивов. С одной стороны: «Не по силам», «Не то». С другой стороны: «А что я скажу дома, одноклассникам, девушке? Что я, неспособен, хуже других? Позор!» Такие результаты и переживания естественны.

         Самозащита состоит в том, чтобы учиться самоорганизации, перейти, как говорится, на второе дыхание, не терять даром времени, обращаться за помощью к другим, не стесняясь своих затруднений.

         3 тип. Физическое несоответствие. Суть в недостатке, по мнению курсанта, силы, ловкости, выносливости, роста, красоты. Самозащита состоит в том, чтобы поверить в возможность изменений и компенсации недостатков, в понимании того, что объективно имеются временные явления, связанные с изменением физиологии организма.

         Конфликт легче предупредить, чем устранить. Профилактика возникновения напряженных ситуации между начальниками и подчиненными и между самими сослуживцами предполагает глубокое знание психологических механизмов возникновения конфликтов и способов их предупреждения и разрешения. Так, например, постоянная нацеленность отрицательных микрогрупп на утверждение особого (обособленного) положения в воинском коллективе превращает эти группы в основные источники межличностных и межгрупповых конфликтов.

         Для профилактики конфликтных ситуаций важно знать причины межличностных коллизий. Первая причина — недопонимание; далеко не всегда легко оценить личность человека, понять мотивы, цели его поведения. Многим присущ максимализм (в своем глазу бревна не видит, а в другом соринку увидел), уверенность в своей непогрешимости. Например, из двух спорщиков может не оказаться правым никто, если каждый видит свою цель только в одном: во что бы то ни стало утвердить свою правоту!

         В числе наиболее значимых предпосылок конфликтов:

– отсутствие навыков общения, грубость, обращение по кличкам;

– несовпадение взглядов на происходящие события;

– ложные направления завоевания авторитета, стремление главенствовать;

– демонстрация эгоизма, самоуверенности, зазнайства;

– нечестность, паразитирование;

– применение «грубой силы»;

– занудливость, назойливость;

– бесхарактерность;

– вздорность, эмоциональная несдержанность.

         Жизнь показывает, что естественной реакцией командира (начальника) на любое отклонение от нормальных взаимоотношений должны быть оперативные меры, направленные на прекращение любого, даже мелкого конфликта в воинском коллективе. Что касается предупреждения конфликтов, то здесь требуются и время, и глубокое познание не только главной причины изъянов во взаимоотношениях, имеющихся между малыми неформальными группами, но и причин конфликтов межличностного порядка. Напряженные межличностные взаимоотношения — своеобразный айсберг, верхушка которого легко различима. Основные же причины трений, конфликтов, как говорится, скрыта в подводной части этого айсберга. Необходимо найти их, проанализировать, сделать надлежащие выводы и предпринять соответствующие меры для изжития ненормальных явлений.

         На стадии возникновения, когда противоречия выражаются в плохом настроении, подавленности, недовольстве, командиру целесообразно использовать, например, такие приемы: неофициальный разговор наедине, предупреждение или рекомендации не затевать ссоры, уйти от конфликтов, положительный отзыв или юмор — разрядка. Предупредить конфликт — это значит предупредить противоречия во взаимоотношениях воинов, тактично подсказать мирную стратегию разрешения спора.

         Главное — разграничить эгоистические устремления и деловые конфликты, сугубо личные и коллективные. В конфликте могут преследоваться свои личные цели, либо служебные интересы. Если конфликт, несмотря на принятые меры, не утихает, тогда целесообразно предложить конфликтующим сторонам открыто на собрании высказывать претензии друг к другу. Командир взвода на основе выступлений воинов принимает решение, и оно доводится обоим недовольным как мнение коллектива, не подлежащее дальнейшему обсуждению.

         Рассмотренные типичные ситуации не исчерпывают имеющегося многообразия. Чтобы выработать творческий подход и научиться выражать себя в роли руководителя продуктивны учебные занятия методом ситуационно-ролевой игры. Цели занятий: 1. Углубить представления курсантов о способах  действия в конфликтной ситуации. 2. Развить навыки слушания. 3. Провести тренировку курсантов в исполнении роли офицера. 4. Получить информацию об индивидуальных особенностях курсантов на основе анализа занимаемых ими в игре межличностных позиций.

         В интересах повышения эффективности занятий целесообразно применить запись действий курсантов в роли на видеомагнитофон. Просмотр записей позволит обучаемым скорее выявить свои ошибки и принять меры к их устранению. Данные занятия составляют блок, который завершает раздел. Активное участие в занятиях позволит каждому курсанту целенаправленно развивать навыки, необходимые «человеку-руководителю».

Published under Психологияsend this post