Добавил admin
В современной литературе имеется более двадцати его определений. Наиболее приемлемое звучит так.
Это состояние психики отдельного военнослужащего или психологии воинского коллектива в данное время и в конкретной обстановке, проявляющееся в боевой (служебной) активности военнослужащих, их готовности к боевЫм действиям.
ПОНЯТИЯ ТОЖДЕСТВЕННЫЕ, НО НЕРАВНОЗНАЧНЫЕ
Кроме словосочетания «морально-психологическое состояние» употребляются и другие: моральное состояние, настроение, дух, боевой дух, духовный фактор, психологический климат, духовная атмосфера, моральный дух, боевой энтузиазм, боевое настроение и т.д. Это близкие, но не равнозначные по своему объему категории.
Наиболее широким из перечисленных понятий является духовный фактор, то есть специфическое проявление общественного сознания, выражающее степень готовности масс решать конкретные социальные, экономические, политические и военные задачи
Сердцевину духовного фактора составляет моральный фактор. Это политические и нравственные идеи, взгляды, качества и чувства, в которых проявляется отношение народных масс к войне, их готовность и решимость добиться победы в ней.
Тесную связь духовного и морального факторов отражает термин «моральный дух», то есть моральная сила, готовность к действию. Когда речь идет только о вооруженных силах, правомерно говорить о боевом (морально-боевом) духе.
В Х1Х-ХХ вв. при оценке боеспособности армий в числе важнейших показателей называлось их моральное состояние. В советский период истории нашего государства употреблялся термин «политико-моральное состояние войск (сил)». В настоящее время для этой цели используется понятие «морально-психологическое состояние». Причем если политико-моральное состояние больше характеризовало военнослужащего и воинский коллектив со стороны идейного содержания их содержания, то морально-психологическое состояние больше характеризует нравственную сторону сознания, степень психологической устойчивости и готовности военнослужащих к боевым действиям.
Published under Психология | send this post
Добавил admin
— планы МПО в рд не сверены с полками (частями), в них много неконкретных мероприятий;
— полковой аппарат планов не знает и не умеет организовать работу по ним;
— офицеры-воспитатели работе по планам МПО не обучены, занимаются не своим делом, офицеры-воспитатели задействованы в разведке, в комендантской службе и т.д., тем самым дискретитируют свою должность;
— справки и справки-доклады на пунктах управления не отработаны, нет аналитического материала;
— в ходе АКШУ опыт не обобщается и не распространяется;
— в ходе учений не задействовалась материальная база воспитательной работы (походные автоклубы, комнаты информирования и досуга, агитбригады и т.д.)
2. В МПО БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА
— журналы морально-психологического сопровождения боевого дежурства в отдельных полках совершенно не ведутся;
— нет системы работы офицеров-воспитателей на всех 3‑х этапах подготовки и несения БД;
— в караулах выявлены неисправные радиоточки, радиоприемники, газеты 2‑х недельной давности, комнаты досуга в местах несения БД примитивные, библиотеки-передвижки не обновляются;
— не уделяется должного внимания МПС офицеров БРП, механиков-водителей МАЗ‑54, ДСОО‑К;
— формы и методы воспитательной работы на боевом дежурстве крайне узкие, не воспитывается гордость за несения БД и службу в РВСН;
— вообще отсутствует состязательность при несении боевого дежурства;
— крайне слабо поставлены вопросы пропаганды опыта передовиков БД, их чествования, поздравления ветеранов и отличников боевого дежурства.
3. ПО СОСТОЯНИЮ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРАВОПОРЯДКА
— в армии никто конкретно не занимается воинской дисциплиной. Заместители КА, НО и С не поняли требований ГК РВСН (директива 20/8/1093), не сделали для себя практических выводов и не организовали работу свою и подчиненных;
— в войсках армии процветает пьянство, не изжиты случаи очковтирательства и сокрытия правонарушений, корыстные преступления, растет число офицеров, не желающих служить в т.ч.молодых офицеров;
— заместители по воспитательной работе от армии до полка (части) не координируют деятельность должностных лиц в вопросах воинской дисциплины и особенно профилактики НУВ офицеров;
— при подведении итогов не дается принципиальная оценка эффективности работы должностных лиц по поддержанию дисциплины и правопорядка, обеспечению безопасных условий службы;
— комплексные группы армии и дивизии работают не эффективно:
а) подготовка офицеров групп очень слабая;
б) работают “в общем”, а не по конкретным “провальным”направлениям, характерным для той или иной части;
в) “следов”работы не остается (ни планов устранения, ни, соответственно, контроля устранения недостатков);
г) нет кадровых решений по должностным лицам, не способным поправить положение дел, а также за сокрытие правонарушений.
— требования приказа ГК РВСН 1997г. N° 07 и его директивы 1997г. N°20/8/1097 должностными лицами армии и дивизий не осознаны, выполнение их организовано формально;
— нет согласованной работы командования, ОВР, с прокуратурой МВД, ФСБ, общественными организациями;
— методы поощрения к офицерам-воспитателям не применяются, идет огульное наказание за проступки подчиненных.
4. МПО ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК -планов и программ много, но они не согласованы с планом подготовки, с календарными планами, планами личной работы должностных лиц;
— нет глубины анализа МПС всех категорий военнослужащих в ходе повседневной деятельности;
— нет должного обучения всех категорий должностных лиц, включая и офицеров-воспитателей, практике работы;
— задачи должностным лицам ставятся формально и так же формально осуществляется спрос за провалы на участке своей ответственности;
— запущена воспитательная работа с офицерами, все усилия сосредоточены на солдатах,, но и здесь нет конечного результата (рост НУВ, СОЧ и суицидов);
— не поощряется лучшее, упор делается на “чернуху”и наказание;
— вопросы социально-культурного быта не решены, особенно по молодым офицерам —они брошены на произвол судьбы;
— нет кропотливой индивидуальной работы с офицерами, особенно по подписанию контрактов, в т.ч. через “Службу семьи”, женсоветы и др.обществыенные организации;
— не оказывается помощь вновь назначенным командирам (начальникам), особенно во вновь сформированных частях (БТО в/ч 32441);
— не являются примером в исполнении служебного долга отдельные командиры (начальники):
а) корыстные преступления в войсковых частях;
б) пьянство в войсковых частях;
— отсутствует взаимодействие воспитателей, медиков, службы войск (заместители командиров по воспитательной работе не координируют в работе по предупреждению суицидов);
— неглубокое расследование случаев травм, без вскрытия истинных причин и наказания виновных;
— сокрытие фактов правонарушений военнослужащих.
5. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
— информационно-воспитательная работа оторвана от решаемых задач, информирование в армии спланировано неверно (в послеобеденное время —потому срываются), семинары с руководителями групп ОГП проводятся формально, с невысоким качеством;
— культурно-досуговая работа организована с низким качеством, формы и методы ее проведения —примитивные, воспитание на традициях РВСН и армии запущено напроч;
— база культурно-досуговой работы запущена, уровень оформления объектов КДР (ДКРА, клубы, комнаты досуга, библиотеки и т.д.) очень низкий;
— в планировании КДР нет системы, контроль за подготовкой и качеством проведения мероприятий отсутствует, офицеры по КДР соединений не работают: смотры-конкурсы вообще перестали проводиться по всем направлениям (ДКРА, Клубы, комнаты досуга, библиотеки, художественная самодетельность).
6. РАБОТА С КАДРАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР
— нет направленности планов воспитательной работы на выполнение поставленных задач;
— офицеры0воспитатели занимаются всем чем угодно, только не воспитательной работой, некоторые своим поведением дискредитируют себя;
— обучение самих воспитателей пущено на самотек, профессионализм находится на нижайшем уровне, в т.ч. и в ОВР;
— нет примерности воспитателей в выполнении служебного долга, укреплении воинской дисциплины;
— работа по подбору кадров не ведется, укомплектованность воспитательных структур остается низкой;
— аналитическая работа офицеров-воспитателей с подготовкой конкретных выводов и предложений командирам по направлениям деятельности (дисциплина, НУВ, суицид, БД,МПС) отсутствует;
— в армии просматривается система “избивания”кадров офицеров-воспитателей, а отдел ВР в/части 43189 функции их защиты и поддержки не осуществляет.
7. Эффективность деятельности отдела воспитательной работы армии оценивается только на “удовлетворительно”.
Published under Психология | send this post
Добавил admin
Привлечение женщин к военной службе вызывается объективными условиями современного этапа развития Государства. В обозримой перспективе военнослужащие-женщины будут занимать значительное место среди прапорщиков, сержантов и солдат. Как правило женщин характеризует способность успешно выполнять должностные обязанности наравне с мужчинами, а по ряду специальностей и превосходить их. Это во многом обусловленно их социально-психологическими и физиологическими особенностями.
Вместе с тем при определенных обстоятельствах, когда руководители-мужчины не умеют опираться на положительное в подчиненных военнослужащих-женщинах, не учитывают особенности их психологического склада закономерно возникновение конфликтных ситуаций во взаимоотношениях, снижение качества выполнения задач. Не менее сложны взаимоотношения в воинском коллективе, где военнослужащими-женщинами командуют женщины, или когда они руководят мужчинами. Палитра конкретных ситуаций взаимодействия многообразна и трудно поддается типологическому описанию. Исходя из этого можно говорить лишь о некоторых типичных характеристиках женщин-военнослужащих, наиболее существенно влияющих на руководство воинскимподразделением.
К числу общепризнанных достоинств женщины всегда относят внешнюю привлекательность, красоту. У мужчин такими качествами являются интеллектуальная одаренность, талант в организации дела. Сочетание двух этих качеств в одном человеке встречается редко. Вместе с тем по силе ума, воли и чувств средний мужчина и средняя женщина не имеют значимых различий. Отличаются они между собой процессами получения, обработки информации, а также поведенческими реакциями.
По уровню мотивации к военной службе женщин можно разделить на три категории. К первой относятся те, которые ориентированы на долговременную перспективу, поскольку относятся к военной службе как лучшему месту для личностной самореализации. Нередко им присущи высокие идеалы самоотверженного служения Родине. Многие из них испытывают потребность в служебном продвижении и повышении квалификации. Поэтому они стараются образцово выполнить свои обязанности, стойко переносят тяготы и лишения военной службы. И в этой связи заслуживают восхищения.
Вторая категория военнослужащих-женщин имеет прагматическую ориентацию на удовлетворение прежде всего материальных и в какой-то мере духовных потребностей. Как правило, они довольны своей военной специальностью и материальным благополучием, легко адаптируются в коллективе (умеют завоевывать авторитет и уважение со стороны командования и сослуживцев). Как правило они считают занимаемую должность потолком своей карьеры.
Наиболее трудная для понимания третья категория военнослужащих-женщин, которые по существу являются «случайными людьми«. Они готовы в любой момент расторгнуть контракт, как только представится возможность получать где-то в другом месте более высокое материальное обеспечение.
Несмотря на имеющиеся различия в служебной мотивации всем женщинам-военнослужащим присуще стремление к самовыражению в любви (к детям, родителям, мужчинам). В народе говорят, что первый раз женщина выходит замуж по неопытности, во второй раз она обретает семейные узы по любви, в третий раз — по страсти, а в четвертый … — надежде испытать что-то еще лучшее. Иррациональность поведения на базе высокоразвитого чувства интуиции ставят женщину очень высоко в интимных взаимоотношениях. Женщину характеризует стремление завладеть душой мужчины, и она готова покориться ему внешне, чтобы покорить его по существу. По Ф. Ницше счастье женщины в том, что ею хотят обладать, а счастье мужчины в том, чтобы обладать желаемой женщиной. Все это приводит к тому, что когда у женщины недостает любви она испытывает необъяснимую злость ко всему окружающему. В отличие от женщин мужчина злится в основном тогда, когда голоден или унижен.
Излагая «Краткий курс женской логики» Н.В.Минаева приводит три закона «закона женской логики» Условное название первого — «закон микроскопа» Суть его в следующем. Женщина наделена особой способностью разглядеть в наблюдаемом объекте мелочные детали. Однако из-за настройки на «мелочи», она не может одновременно увидеть весь объект и соразмерить увеличенную «микроскопной» деталь с ее реальным размером. При этом чаще всего женщина воспринимает лишь общие качества рассматриваемого объекта и его назначение, а внутренний механизм данного объекта остается за пределами ее внимания.
Поскольку в воображении женщины очень быстро «муха превращается в слона», то она оказывается не в силах сдержать свои чувста. На этом этапе начинает действовать «закон шаровой молнии». Как известно, имея очень большой электрический заряд, молния несет опасность окружающим в силу непредсказуемости своего движения, места и времени разряда. Таким образом, повышенная эмоциональная энергия женщины и неожиданные действия можно считать одной из психологических закономерностей.
Последующие действия женщины предстают как следствие третьего закона: …»Чем хуже, тем лучше». При этом она уподобляется выпущенному из пушки снаряду, который попадает точно в цель. Как правило, прицел оказывается верным и снаряд-»женщина» разбивает своего врага. Правда при этом от нее самой остается лишь скелет-сердечник. Но женщина не замечает потерь, ведь противник- то повержен.
Располагая знанием этих законов офицеру-руководителю по отношению к женщине-подчиненной приходится вносить коррективы в стиль руководства, сложившийся у него по опыту работы в мужском коллективе. При этом важно способствовать взаимопониманию в общении, преднастраивая подчиненную к объективной оценке ситуации полученного задания, поведения сослуживцев, действий командного состава и т.п. Если нервно-эмоциональный срыв предотвратить не удалось, то руководителю следует запастись терпением и не принимать поспешных решений в связи с наблюдаемой «шаровой молнией». Заряд агрессивности быстро кончится и человек придет в нормальное состояние. Лишь тогда можно дать соответствующие оценки и распоряжения.
Реакции военнослужащей-женщины на раздражитель (неуместная шутка, резкая или не вполне справедливая критика, постановка нетрадиционной задачи и т.п.) легко прогнозируются и поэтому в ситуациях взаимодействия командиру важно учитывать рассмотренные выше психологические закономерности. Не принесут положительного результата ни взыскания, ни критические замечания начальника, если военнослужащая-женщина находится в возбужденном или в подавленном состоянии. При расстановке задач важно учитывать не только опыт, подготовленность, общее состояние здоровья, но и временные периоды снижения работоспособности (особенно в дни полнолуния).
У многих женщин высока чувствительность к неблагоприятным для организма геофизическим фактором. В этой связи необходимо располагать ежемесячным прогнозом магнитных бурь и регулярно пользоваться данными о состоянии биосферы Земли.
Помятуя о повышенной способности женщин к детализации предмета своего внимания важно избегать общих рассуждений, излагать задачу как можно более конкретно. Абстрактное и рациональное мышление мужчины как правило входит в противоречие с иррационально-чувственным мышлением женщины.
Правило взаимопонимания начальника-мужчины и подчиненной женщины гласит: «Прежде чем убеждать в важности и необходимости каких-либо действий, постарайтесь вызвать положительный настрой на общение (искренняя забота о бытовых проблемах, слова поддержки и внимания, не помешает и комплимент»).
В служебном взаимодействие с военнослужащими-женщинами нельзя быть чересчур официальным. Создавая доброжелательную атмосферу общения важно уметь выдерживать четкую социально-психологическую дистанцию. С одной стороны — нельзя быть слишком «близким», в то же время не приносит пользы и чрезмерное «удаление».
Военнослужащие-женщины постоянно нуждаются во внимании не только к их внешности, но и в моральной поддержке при выполнении и служебных обязанностей, в помощи при решении семейно-бытовых проблем, устройстве личной жизни.
При организации индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими-женщинами важно стимулировать процесс личностного самосовершенствования и положительного самоутверждения своего «Я» в нормативной социально-психологической роли. При этом в качестве ориентировочной основы действий для опоры на положительное в самой себе могут быть использованы такие качества как: обаяние, женственность, дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, привычка к порядку, душевная доброта, выносливость, старательность, настойчивость.
Негативные качества, нуждающиеся в подавлении в процессе самовоспитания, имеют такую последовательность (по степени вредности): несдержанность, бестактность, грубость, чехарда настроений, мелочность, зависимость, ранимость, болтливость, склонность к сплетням, слабая стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях, неряшливость, неопрятность.
В интересах воспитания военнослужащих-женщинам можно рекомендовать руководителю опираться на следующие три метода. Первый метод — «напоминание о своих недостатках». Для этого целесообразно тактично порекомендовать женщине обратить внимание на свои недостатки. В итоге, пусть женщина регулярно повторяет про себя (либо держит на своем рабочем столе листок с соответсвующим призывом): «Сдерживайся!» «Не болтай лишнего!» «Не падай духом!».
Второй метод — «сдерживание отрицательных эмоций», состоит в отвлечении подчиненной от переживаний, предупреждении неприятного разговора. Полезно способствовать погружению женщины в другие дела, что позволит ей отвлечься от нежелательных чувств. Третий метод — «немедленной остановки» применяется в ситуации резкого обострения межличностного конфликта. Его суть в том, чтобы не отвечать ударом на нанесенный удар, собрать волю, энергично и корректно прекратить общение, чтобы спустя некоторое время выяснить отношения, устранить недоразумения.
Осуществляя руководство военнослужащими-женщинами надо стремиться избегать излишнего мягкосердечия и всепрощенчества. Задача офицера-руководителя состоит в том, чтобы быть справедливым ко всем подчиненным, подчеркнуто вежливым в предъявлении требований к женщинам. При этом нельзя забывать, что именно на нем лежит забота о создании необходимых бытовых условий для службы. Все это в целом, должно способствовать формированию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе.
.
Published under Психология | send this post
Добавил admin
Сегодня встречаются подразделения, где воины нерусской национальности стали составлять значительную часть личного состава, что существенно повысило влияние на внутриколлективную жизнь взаимоотношений воинов в коллективах, их национально-психологических черт.
Вот лишь несколько примеров проявления этой особенности. Для воинов, представляющих коренные национальности юго-восточных районов России, особенно свойственно уважительное отношение к старшим. Эта черта, с одной стороны, создает хорошую психологическую предпосылку для сравнительно безболезненной их адаптации к условиям уставной требовательности, подчинения воле командира (начальника). Однако, с другой — таит в себе опасность некритического восприятия антиобщественных норм и традиций, насаждаемых отдельными недисциплинированными солдатами, старшими по возрасту, земляками.
Хорошо, когда руководители коллективов подразделений держат, как говорят, «на пульсе» этот процесс. Хуже, когда подобные ситуации проходят вне внимания командиров и начальников, тогда возрастает возможность того, что некоторые воины такой неформальной группы с большей настойчивостью и претенциозностью начинают добиваться права на особое положение не только по отношению к своим землякам, но и в коллективе в целом. При этом они опираются на безоговорочную поддержку земляков, основанную на привычке повиноваться старшему, более авторитетному.
Вот другой пример. В традициях народов Дагестана воспитывать юношей в духе свободы, нетерпимости к насилию, гордости, мужской чести. Поэтому для них подчинение строгому воинскому укладу жизни может быть сопряжено с внутренней борьбой, с более активной, чем у других, деформацией устоявшихся привычек и представлений. Эту особенность необходимо учитывать в воспитательной работе, так, например, как это делает капитан А.Панченко. Рядовые А.Магомедов и Д.Байрамов, будучи дневальными, отказались мыть пол, заявив, что для джигита это позор. Не подействовали на них ни возмущенная тирада, ни уговоры сержанта. А беседа начальника сработала сразу. Вот примерно о чем говорил с ними капитан А.Панченко.
Он знал, что в горных аулах, откуда призваны А.Магомедов и Д.Байрамов во многом сохранились традиции старых времен, согласно которым поддерживать порядок в доме — дело исключительно женское, не достойное мужчины. Но офицер начал разговор с другого. Он сказал, что горцы дороже золота ценят мужскую дружбу. Тень бесчестья испокон веков ложилась на того, кто, спасая себя, оставлял в беде товарища. Всякий уважающий себя джигит только в безвыходном положении мог позволить, чтобы его ношу в горах взял на себя друг. Пересказав это, привел другой аргумент: разве достойно настоящего мужчины спихнуть свою работу на товарищей по воинскому коллективу? И закончил свою беседу капитан А.Панченко предложением пригласить сюда в подразделение их невест или матерей, чтобы выручить их, выполнить за них работу, которую они считают женской. Солдаты поняли свою ошибку.
4. Развитие национального самосознания личности. В ходе знакомства с сослуживцами, культурой других народов воин глубже осознает себя как представителя иной, чем окружающие люди, нации. На этой основе в коллективе не исключено возникновение национально обособленных групп по признаку землячества. И хотя не каждая такая группа имеет антиобщественную ориентацию, замечено, что именно здесь чаще всего реанимируются и подогреваются всевозможные национальные пережитки, обычаи и привычки.
Когда в подразделение приходят молодые солдаты, среди которых несколько человек призваны из одного национального региона, они нередко составляют так называемый земляческий круг. Можно понять стремление земляков держаться вместе. На первых порах такой коллектив в коллективе как бы компенсирует воину его отрыв от дома. Общие темы для разговора на родном языке, общие темы для воспоминаний. Но вскоре обнаруживается и теневые стороны этого союза — стремление к обособленности, отчуждению от остальных воинов в коллективе, элементы круговой поруки. Земляку прощается все. В группе воинов одной национальности могут складываться свои особые нормы взаимоотношений, система круговой поруки, нацеленная на получение их членами определенных послаблений по службе. Иногда такая ситуация выливается в серьезный конфликт.
В таких ситуациях на практике выясняется, что это прямое попустительство командиров и начальников, которые старались не вмешиваться во внутриколлективную жизнь подразделения, где вырабатывалась и закреплялась система привилегий для одних — членов элитарных микрогрупп и набор самых непрестижных обязанностей для других, занимавших в неформальной структуре коллектива более скромное положение. Так как мигрогруппы были сформированы по национальному признаку, эта несправедливость порождала нездоровую нравственную обстановку, постоянную возможность межнационального конфликта, опасность возникновения на этой основе фактов неуставных отношений. И как итог, в этих условиях приходится немало потрудиться, чтобы оздоровить морально-психологическую обстановку в таком воинском коллективе.
5. Перенос межличностных конфликтов на национальную почву. Часто бывает так, что, возникнув в сфере личных нравственно-психологических отношений, конфликт, если не получает своего разрешения, начинает углубляться, переноситься на другие области, затрагивать национальные чувства людей, проецироваться на межнациональные отношения военнослужащих.
…Произошла стычка между двумя солдатами. Оба особым трудолюбием не отличались. Один пытался переложить всю работу на другого, другой хотел того же. Естественно, созрел конфликт. Один грубо оскорбил другого. Начались разбирательства, расследования и т.д.
Конечно, в жизни всякое может случиться, особенно когда сойдутся два бездельника. Стоит ли придавать этому значение? Но колорит заключался в том, что эти два солдата оказались людьми разных национальностей. И в стычке из-за территории, которую командир приказал подмести, возникли моменты, никакого отношения к мусору вокруг казармы и на плацу не имевшие. Слушая, что выкрикивали те друг другу в лицо, кто-то может сказать, что было проявлено неуважение к нации, было совершено принижение, а то и оскорбление национальных чувств и достоинств.
Здесь описана ситуация, когда бескультурность перевоплощается в бескультурность межнациональных отношений в коллективе. Совершенно неверно подобные случаи трактовать как проявление национализма или шовинизма, скорее всего, это — обычное хулиганство. Но в том-то все и дело, что в многонациональных воинских коллективах и достижения и просчеты в организации взаимоотношений между военнослужащими имеют окраску межнациональных отношений.
Published under Психология | send this post