» Развитие доброжелательных взаимоотношений, товарищества и дружбы Военные страницы Статьи военной тематики

Важным направлением сплочения воинского коллектива выступает борьба за поддержание в нем доброжелательных, (товарищеских) отношений, развитие дружбы. Психолого-педагогическая сущность этой работы заключается в глубоком анализе начальником действительного состояния взаимоотношений, определение конкретных путей, форм и методов по предупреждению и искоренению нарушений взаимоотношений среди военнослужащих, проведение конкретных практических мероприятий. Знание причин нарушения взаимопониманий в коллективе позволяет начальнику правильно строить работу по их предупреждению и преодолению. При этом следует учитывать, что каждая из перечисленных причин не проявляется по каким либо одним параметрам, а их сочетание может быть самым разнообразным.

         Так, неправильное понимание своего положения в коллективе различными военнослужащими может происходить по причине различных способов самоутверждения. Встречаются воины, которые пытаются занять по отношению к сослуживцам позицию физического, умственного или нравственного превосходства. Задача начальника в этом случае заключается в том, чтобы развенчать ложный авторитет таких военнослужащих, показать их эгоизм, индивидуализм, силой своего авторитета и власти лишить их влияния на других пограничников.

         Есть военнослужащие, которые занимают позицию приспособленчества. Эффективным путем в работе с такими людьми является всестороннее разъяснение, а где это возможно и высмеивание неприглядности их положения. Следует доводить до сознания воинов то, что приспособленчество, равнодушие тем опасно для воинского коллектива, что порождает атмосферу непротивления злу, смирению к сложившемуся положению в коллективе и т.д. Необходимо вселить таким военнослужащим чувство собственного достоинства помочь им в формировании у себя волевых качеств и черт характера.

         Встречаются и такие воины, которые бравируют своей показной независимостью, самостоятельностью, равнодушием. Они пытаются даже обсуждать требования или замечания начальника. Задача начальника показать вредность и недопустимость такого поведения. Для этого необходимо использовать все средства как общественного, так и дисциплинарного воздействия.

         Формированию и поддержанию уставных взаимоотношений способствует активное воспитание воинов в духе дружбы и войскового товарищества, в духе коллективизма. Оно преследует цель формирования такого человека, которому были бы небезразличны не только собственные достижения и успехи, авторитет, но и дела товарищей по службе, коллектива, в котором он находится. Эффективность этой работы во многом зависит от творческого подхода к ее организации и осуществлению.

         С этой целью начальник: определяет исходный уровень развития коллективистских качеств у отдельных военнослужащих; определяет пути совершенствования этих качеств; намечает мероприятия в целях развития дружбы и войскового товарищества; с кем и когда проводить эту работу. При подборе форм и методов воспитания начальник в своей работе учитывает, что коллективистские качества наиболее эффективно формируются в процессе деятельности военнослужащих: а) требующей активных совместных усилий; б) в ситуациях, предполагающих взаимопомощь и взаимовыручку; в) в условиях мобилизации всех физических и нравственных сил воинов.

         Большие трудности, как правило, вызывает работа офицера с негативным вожаком. Она должна начинаться с определения мотивов его поведения как лидера. Как правило лидер воинского коллектива обладает какими-то более ярко выраженными (чем у других членов) личными качествами, такими как эрудиция, физическая сила, смелость и т.д.. Возникает вполне естественное стремление реализовать это превосходство, благодаря чему получить признание, занять более высокое положение в коллективе, иметь больший авторитет среди сослуживцев, а значит оказывать и большее влияние на них.

         Самоутверждение может протекать в таких формах как борьба за справедливость, отстаивание независимости своего мнения, утверждение физического и интеллектуального превосходства над сослуживцами и т.д. Попытки самоутвердиться приобретают негативную окраску, если у воина сформировалось неправильное представление о товариществе, о независимости. Например, неправильное представление о независимости приводит к неподчинению командирам и начальникам. Причиной негативного лидерства могут быть и ярко выраженные отрицательные качества личности воина, такие как зависть, тщеславие и т.д.

         Необходимость борьбы с негативным лидерством и его проявлениями очевидна. В этой работе принято выделять долговременную стратегическую линию, направленную на переориентацию негативного лидера и ликвидацию среды благоприятной для его выдвижения и функционирования, а также меры экстренного, оперативного характера (удаление негативного лидера из воинского коллектива или его изоляция).

         В основе противодействия негативному лидерству — как социально-психологическому  явлению должна лежать постоянная целенаправленная и систематическая работа по созданию условий для положительного самоутверждения людей, обладающих даром влияния на окружающих. При наличии в коллективе реальных «возмутителей» встает проблема их переориентации на деятельность, позитивную для воинского коллектива. Эта задача должна быть составной частью, важнейшим направлением воспитательной работы в подразделении и направлена на коррекцию поведения лидера, его мировоззренческой позиции, преодоления отрицательных качеств личности воина, искоренение или нейтрализацию среды, на которую опирается негативный лидер.