Ввиду такой односторонности анализа взаимоотношений человек либо вовсе не корректирует свои действия, либо делает это неадекватно, что не обеспечивает благоприятное завершение данной ситуации и служит предпосылкой нарушения установленных норм поведения.
Второй вид самоконтроля более глубокий. Он обеспечивает правильное поведение за счет постоянного сопоставления своих действий с эталонными (нормированными уставными наставлениями). При этом, когда возникает рассогласованность во взаимоотношениях с другими сослуживцами, такой углубленный самоконтроль позволяет военнослужащему правильно оценить свое поведение и понять причины ошибок других, если они допущены в общении. С учетом этой информации он корректирует свое поведение и активно подавляет отрицательные эмоции.
Третий вид самоконтроля (высший) дает возможность прогнозировать свое поведение с учетом тех последствий, которые могут возникнуть в конкретной ситуации. В данном случае предвосхищаются изменения в позициях и эмоциональных состояниях тех военнослужащих, которые имеют низший или средний уровень самоконтроля и в ходе развития ситуации не могут осознать всех особенностей взаимоотношений.
Человек, обладающий высшим видом самоконтроля, постоянно анализирует не только свое эмоциональное состояние, но и состояние сослуживцев, с которыми контактирует, учитывает их реакцию на свои слова и действия. Это сводит до минимума негативные реакции и создает благоприятные предпосылки для успешных взаимоотношений. Следует заметить, что военная служба предоставляет все необходимые условия для овладения высшим видом самоконтроля.
Одним из ведущих условий укрепления воинской дисциплины в подразделении является работа по поддержанию уставного порядка. Она определяет очень многое в жизни и деятельности военнослужащих, вырабатывает у воинов привычки правильного поведения, влияет на образ мышления, делом убеждает в целесообразности тех или иных поступков. Анализ практики работы передовых командиров позволяет выделить некоторые методические приемы по реализации основных направлений внедрения уставного порядка в жизнь. Их можно свести к следующим:
а) личная примерность самих офицеров, прапорщиков, сержантов;
б) высокая требовательность за соблюдением правил воинской вежливости со стороны всех категорий военнослужащих;
в) строгая персональная ответственность каждого воина за порученный участок службы, работы;
г) сочетание широкой разъяснительной работы с высокой требовательностью за выполнение своих уставных обязанностей;
д) систематическое изучение и пропаганда передового опыта работы по утверждению твердого уставного порядка;
е) сочетание высокой требовательности с постоянной заботой об удовлетворении нужд и запросов подчиненных;
ж) согласованность усилий офицеров, прапорщиков, сержантов, общественных организаций по содержанию, времени, способам и методам работы в наведении уставного порядка и др.
Еще одним направлением укрепления воинской дисциплины является работа по формированию высокой требовательности в подразделении. Отсутствие требовательности является отрицательным психологическим явлением, препятствующим проявлению ответственности за порученное дело у членов коллектива.
Давайте поразмышляем над темой о соотношении требовательности и уважения с карандашом в руках. Так вот, если бы мы по вертикальной оси координат отложили меру требовательности, предъявляемой к военнослужащим, а по другой — время его службы в подразделении, то у нас появилась бы возможность получить на графике зависимость между этими величинами