Российское государство вступило в XVIII столетие с твердой решимостью «пробить окно в Европу» и выйти на берега Балтики и морские торговые пути, то есть отвоевать у Швеции древние новгородские земли-пятины на Неве. Последним русским царем молодым Петром I, которому суждено было стать первым всероссийским императором Петром Великим, создается регулярная армия и военно-морской флот России. Так начинается Золотой век русского оружия и русской воинской славы.
Вступление России в XVIII столетие было ознаменовано началом Северной войны 1700 — 1721 годов со Швецией, которая в то время обладала самой современной и одной из сильнейших армий в Европе. Русская же армия только еще становилась регулярной, не имела единой военной организации, была слабо обученной и вооруженной устаревшей артиллерией. Большую часть ее командного состава составляли иностранцы на царской военной службе.
Первой пробой сил петровской 34-тысячной армии стала осада в октябре 1700 года сильной неприятельской крепости Нарва. Здесь русская армия потерпела поражение. Этот суровый урок позволил сделать правильные выводы: Петр I с удвоенной энергией взялся за проведение военных реформ, преобразуя государство и создавая регулярную русскую армию и флот.
Создание армии началось с законодательного введения рекрутской воинской повинности. Такая единая система комплектования вооруженных сил государства была закреплена в 1705 году петровским указом. В годы Северной войны было проведено немало рекрутских наборов в армию и на флот. Армейская и флотская служба для всех служилых людей — рядовых и офицеров являлась пожизненной.
Русская армия состояла из трех родов войск — пехоты (инфантерии), кавалерии (регулярной и иррегулярной) и артиллерии. Основу армии составляла пехота.
На заре петровских военных преобразований в русской армии вводится военная присяга, появляются различные наставления, уставы и инструкции, которые регламентировали армейскую жизнь.
Война со Швецией, обладавшей сильным флотом и господствовавшей на Балтике, могла победно закончиться только при наличии у россиян собственного, более сильного военного флота. Государь прекрасно понимал, что без него утвердиться на балтийских берегах будет невозможно. Крупные верфи были построены в Воронеже и Архангельске, на реках Свирь, Сясь и Волхов, с них были спущены сотни кораблей различных классов. Флагманом отечественного кораблестроения стала Адмиралтейская верфь на Неве, где с возведения Петропавловской крепости начиналось строительство города Санкт-Петербурга, ставшего северной столицей Российского государства. За годы Северной войны в состав Балтийского флота вошло свыше 600 парусных и гребных (шхерных) кораблей. Немалые морские военные силы имелись на Азовском и Каспийском морях. Обучение военных моряков проводилось по петровскому «Морскому уставу», просуществовавшему почти без всяких изменений вплоть до Восточной (Крымской) войны 1853 — 1856 годов.
Быстро оправившись от на-рвской «конфузии», русская армия уже в первые годы войны овладевает шведскими крепостями — Нотербургом (современный Шлиссельбург) и Ниеншанцем, Дерптом (Юрьевом) и Нарвой. Освобождаются старинные русские города Ямбург, Копорье, Ивангород. Со строительством на острове Котлин крепости Кроншлот (ныне город Кронштадт) Россия закрепляется на берегах Балтики. 29 декабря 1701 года русские войска при Эре-стфере наносят шведам первое крупное поражение в полевом бою.
Первые военные кампании позволили молодой петровской регулярной армии набраться боевого опыта и поднять свой дух. Однако главные события Северной войны были впереди. В августе 1707 года король-полководец Карл XII во главе 35-тысячной армии двинулся из Саксонии в поход на Россию. Он рассчитывал разгромить русскую армию и, наступая через Смоленск, овладеть Москвой. Однако Петр I противопоставил противнику умение своих войск вести оборонительные бои. Королевской армии пришлось свернуть со смоленского направления на Украину. Там Карл XII рассчитывал получить усиление своих войск от украинского гетмана Мазепы и после отдыха возобновить наступление на Москву с юга.
28 сентября 1708 года русский 16-тысячный летучий отряд (корволант) под командованием самого Петра I в сражении у деревни Лесной нанес полное поражение 16-тысячному шведскому корпусу генерала Левенгаупта, шедшему из Риги на соединение с королевской армией. Сражение у Лесной царь назвал «матерью Полтавской баталии». Карл II так и не получил усиления ни из Прибалтики, ни от гетмана Мазепы, которому украинское казачество, считая его изменником, перестало доверять. Армия короля-полководца так и не смогла овладеть крепостью Полтавой.
Генеральное сражение Северной войны состоялось 27 июня 1709 года под Полтавой. Перед сражением русская армия насчитывала до 42 тысяч человек при 102 орудиях. На поле битвы были выстроены редуты, что явилось большой неожиданностью для противника. Перед боем Петр I обратился к русским воинам с призывным словом: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество… Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали…»
Шведская армия атаковала первой. В затянувшемся упорном сражении русские полки перешли в контратаку и наголову разгромили доселе не победимую армию короля Швеции. Ее остатки бежали к
берегам Днепра, где капитулировали перед войсками генерала А.Д. Меншикова. Спастись бегством в Турцию удалось только Карлу XII и гетману Мазепе с небольшим отрядом в 2 тысячи человек. В Полтавском сражении шведская армия потеряла более 9 тысяч человек убитыми и почти 19 тысяч пленными, всю артиллерию, 127 знамен и штандартов. Потери победителей составили немногим более 5,5 тысячи убитыми и ранеными. В ознаменование Полтавской победы 10 июля (по новому стилю) принято считать днем воинской славы России.
После «Полтавской виктории» наступил коренной перелом в ходе Северной войны. Теперь шведы постоянно терпели поражения на суше и на море. Последние «победные строки» в летопись войны «вписал» русский Балтийский флот — сначала галерный (гребной), а затем и парусный. Он одержал блистательные победы в морских сражениях у мыса Гангут, у островов Эзель (современный Саа-ремаа) и Гренгам. Гангутскую победу Петр I назвал «второй Полтавой». Эта первая в российской истории морская победа русского флота. 9 августа (по новому стилю) также отмечается как день воинской славы России.
Северная война закончилась убедительной победой русского оружия на суше и на море. Россия прочно закрепилась на берегах Балтики, превратившись в сильную в военном отношении европейскую державу, обладавшую хорошо обученной и прекрасно вооруженной, опытной армией и многочисленным сильным военным флотом.
В 1733 — 1735 годах русская армия успешно участвовала в войне за польское наследство. Самыми крупными событиями войны стали разгром французского десанта в устье реки Весли и осада и взятие приморской крепости Гданьск. Затем последовали Крымские походы русских войск 1736 — 1739 годов. В 1741 — 1743 годах снова пришлось вести войну со Швецией. Серьезным испытанием для русской армии в XVIII столетии стала Семилетняя война 1756 — 1762 годов. Россия воевала в ней против Пруссии и Великобритании в союзе с Австрией, Францией, Саксонией и Швецией. 2
С воцарением императрицы Екатерины II началась поистине «золотая эпоха» русского оружия. «Первая екатерининская турецкая война» 1768 — 1774 годов закончилась Кучук-Кайнарджийским мирным договором, по которому к России отошла часть Северного Причерноземья.
«Вторая екатерининская турецкая война» 1787 — 1791 годов стала одной из вершин славы знаменитого русского полководца А.В. Суворова. Сперва в сражении 1 октября 1787 года под крепостью Кинбурн на Кинбурнской косе предводимые им войска почти полностью уничтожили высадившийся здесь турецкий десант. Затем авангард русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова нанес поражение султанскому флоту в морском сражении при острове Фидониси. В декабре первого года войны русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Г.А. Потемкина-Таврического штурмом овладели крепостью Очаков.
Более блестящая победа была одержана А.В. Суворовым 11 сентября 1789 года. Предводимое им 25-тысячное войско русских и австрийцев на реке Рымник наголову разгромило 100-тысячную султанскую армию.
Военный гений Александра Васильевича Суворова особенно проявился при беспримерном в мировой военной истории по ожесточенности и кровопролитию штурме самой мощной турецкой крепости Измаил 11 декабря 1790 года. Эта твердыня на северном берегу Дуная считалась неприступной, имела мощные фортификационные сооружения и 35-тысячный гарнизон, состоящий из султанских войск, готовых сражаться до последнего. Русские войска блокировали мощную крепость с суши и со стороны Дуная, но овладеть ею не смогли. Тогда главнокомандующий действующей армией послал туда Суворова.
Прибыв под Измаил, Суворов осмотрел укрепления крепости и доложил генерал-фельдмаршалу Г.А. Потемкину, что эта крепость «без слабых мест». Поэтому он решил взять ее решительным штурмом, имея для этого всего 31-тысячное войско, включая казачью конницу, Дунайскую военную речную флотилию и свыше 500 орудий. Далеко в степи был вырыт ров и насыпан вал в натуральную величину крепости. Войска десять дней настойчиво упражнялись в их преодолении.
Штурм крепости проводился девятью колоннами, шесть из которых наносили удар с суши, а три проникли внутрь крепости через Дунай. Весь день 10 декабря и наступившую ночь русская полевая и корабельная артиллерия бомбардировала Измаил. В 5 часов 30 минут по условному сигналу русские штурмовые колонны устремились на приступ.
Бой за овладение крепостным валом длился восемь часов. Идущие на приступ колонны были встречены с бастионов и крепостного вала жестоким пушечным и ружейным огнем. Осажденные, имевшие численное превосходство, не раз сильно контратаковали, стремясь сбросить штурмующих с вала в ров и воды Дуная. С наступлением рассвета бои начались внутри самой крепости, на ее узеньких улицах и рыночных площадях. Город во многих местах горел. Схватки шли за каждый дом, а каменные строения турки превратили в настоящие бастионы. Суворов умело подкреплял усилия атакующих резервами. Особенно трудно пришлось штурмовой колонне генерала М.И. Голенищева-Куту-зова, которая первой ворвалась в крепость и встретила самое яростное сопротивление врага.
Кровопролитный штурм Измаила не имеет аналогов в истории: потери турок составили более 26 тысяч, 9 тысяч врагов были взяты в плен. Русские захватили 265 крепостных орудий, 400 знамен, все измаильские запасы и остатки турецкой Дунайской военной флотилии, уничтоженной под стенами Измаила. Потери победителей составили 4 тысячи убитыми и 6 тысяч ранеными. Среди погибших и раненых большая часть оказалась из офицерского состава.
В память о беспримерном суворовском штурме, ставшем подлинным образцом высокого военного искусства, 24 декабря (по новому стилю) отмечается как день воинской славы России.
На дунайских берегах в последний год войны произошли еще два крупных сражения. В одном из них
войска генерала М.И. Голенищева-Кутузова (в котором императрица Екатерина II прозорливо усмотрела будущего «знатного» полководца), переправившись через Дунай, разгромили крупную неприятельскую группировку. А генерал Н.В. Репнин одержал не менее убедительную победу в Мачинском сражении.
Победы русского оружия на суше были подкреплены не менее блестящими победами на море. Так, ушаковская эскадра, вышедшая из Севастополя, 28 августа 1790 года нанесла поражение турецкому флоту в морском сражении у острова Тендра. На сей раз султанскому флоту пришлось искать спасения в бегстве.
Затем 31 июля 1791 года корабельная эскадра Черноморского флота под флагом адмирала Ф.Ф. Ушакова наголову разгромила турецкий флот у мыса Калиакрия. Русский флотоводец атаковал неприятельский флот, стоявший у берега, походным строем их трех колонн. Для турок это было полной неожиданностью. Морское сражение прекратилось только с наступлением темноты, которая позволила султанскому флоту бежать в направлении пролива Босфор и укрыться там.
По Ясскому мирному договору Турция признала себя побежденной. Она отказалась в пользу России от Крыма. Россия стала черноморской державой.
Во время «второй екатерининской турецкой войны» затруднительным положением России решила воспользоваться Швеция. Внезапным нападением она начала очередную русско-шведскую войну 1788 — 1790 годов. Однако 19-тысячные русские войска в Южной Финляндии нанесли полное поражение 38-тысячной королевской армии.
XVIII век закончился для России блестящими победами ее оружия. Полководческая слава Суворова, добытая в Итальянском и Швейцарских походах 1799 года, была в зените. Россия вступила в эпоху антинаполеоновских войн в Европе. По просьбе императорского двора Австро-Венгрии российский государь Павел I отправил ей на выручку русские войска и опального полководца. Оказавшись в Италии, генерал-фельдмаршал А.В. Суворов одерживает над французскими войсками одну победу за другой — на реках Адда и Треббия и у города Нови. Лучшие полководцы Франции были разгромлены и отступили перед Суворовым.
Не менее блестяще действовал в войне с Францией и флотоводец адмирал Федор Федорович Ушаков, стоявший во главе Средиземноморской экспедиции русского флота. 20 февраля 1799 года русская эскадра штурмом овладела сильной французской крепостью Корфу на одноименном острове и полностью освободила греческие Ионические острова, которые стали республикой. После этого русские моряки приняли участие в освобождении Южной Италии от французских войск.
Затем был совершен не менее знаменитый Швейцарский поход, сравнимый в мировой военной истории только с переходом через Альпы армии Ганнибала. Суворовские чудо-богатыри с боями прорвались через горную Швейцарию, покрыв себя славой побед на Сен-Готардском перевале, у Чертова моста, в Муттенской долине. Даже противники Суворова оценивали его Швейцарский поход как крупное достижение русского и мирового военного искусства. Один из лучших полководцев в истории Франции А. Массена заявил, что готов отдать «все свои 48 походов за 17 дней Швейцарского похода Суворова». За свои блестящие Итальянский и Швейцарский походы Александр Васильевич Суво-ров-Рымникский был удостоен высшего воинского звания генералиссимуса и титула князя Италийского.
Таким образом в XVIII веке Россия решила важные внешнеполитические задачи: получила выходы к Балтийскому, Азовскому и Черному морям; предотвратила постоянную агрессию крымского ханства и Турции; объединила в единое государство белорусские и большинство украинских земель. Слава русского оружия гремела по Европе, а военное искусство русской армии достигло зенита.
Сведения биографического, индивидуально-психологического и личностного характера командир (начальник) может получить при помощи следующих методов: наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов (продуктов) деятельности, обобщения независимых характеристик, изучения документов, эксперимента, тестирования и др. Представим краткую характеристику некоторых методов.
Наблюдение как метод познания заключается в целенаправленной и организованной фиксации различных проявлений поведения военнослужащих. Различают несколько видов наблюдения: непосредственное и опосредованное, индивидуальное и групповое, фронтальное, выборочное и др. Организация наблюдения предполагает выполнение следующих основных требований: четкого определения цели и составления плана наблюдения, избрания способов и средств фиксации изменений в процессе наблюдения, детальной регистрации получаемых данных.
Беседа как метод изучения военнослужащих предполагает получение информации в форме диалога. Ценность данного метода заключается в возможности установления личного контакта с воином, оперативного получения и уточнения различных данных «из первых рук». Основными видами беседы являются: индивидуальная и коллективная, формализованная и неформальная, ознакомительная (первичная), тематическая и др. Воспитательная практика выработала определенные правила использования метода беседы: беседовать следует преимущественно с целью изучения воина; необходимо четко и ясно формулировать вопросы, учитывать уровень общего развития и компетентности собеседника; побуждать военнослужащего давать развернутые и откровенные ответы; избегать некорректных вопросов; учитывать психологическое состояние собеседника; не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии, при явном дефиците времени; специально подбирать место (помещение) для беседы, обеспечивающее спокойную обстановку.
Интервьюирование в отличие от беседы предполагает только постановку вопросов командиром (начальником) и выслушивание (фиксацию) ответов военнослужащего. Главная цель использования данного метода заключается в том, чтобы оперативно выяснить необходимые сведения. Как правило, вопросы для интервью готовятся заранее, но в процессе опроса могут возникнуть и новые, в том числе уточняющие. При проведении интервьюирования важное значение имеет умелое и тактичное использование технических средств: диктофона, магнитофона, телекамеры, фотоаппарата и т.п.
Достаточно часто в целях изучения военнослужащих применяется метод анкетирования. Он позволяет получить, как правило, письменную информацию одновременно от значительного числа респондентов. В основе анкетирования лежит вопросник, разработка которого требует некоторой подготовки и определенного опыта. В то же время можно воспользоваться анкетами, разработанными специалистами-психологами или социологами, адаптировать их к особенностям обстановки и целям изучения воинов.
Метод обобщения независимых характеристик заключается в сборе командиром (начальником) возможно большего числа сведений о военнослужащих от других командиров, сослуживцев, родителей и т.п. При этом следует стремиться к обобщению данных, полученных от различных субъектов воспитательной работы при изучении воинов, участвующих в различных видах деятельности.
Изучив и проанализировав индивидуальные особенности военнослужащих, командир (начальник) приступает к осуществлению ИВР. Это связано с реализацией определенных методов воспитания — совокупности способов, приемов и средств достижения целей воспитательной деятельности. Выбор методов ИВР зависит от служебного и педагогического опыта воспитателя, индивидуальных особенностей военнослужащих, условий их реализации. При этом следует иметь в виду, что ни один из методов не является универсальным и не может решить всех воспитательных задач одновременно. Следовательно, необходимо уметь владеть всей системой методов ИВР и применять их комплексно.
К системе методов ИВР относятся: убеждение, упражнение, поощрение, пример, соревнование, критика, принуждение. Рассмотрим кратко сущность и содержание некоторых из перечисленных методов, а также условия их успешной реализации.
Метод убеждения — основной метод воспитания военнослужащих. Он заключается в активном воздействии воспитателя словом и делом на сознание, чувства и волю воинов с целью сформировать из них защитников государства. Метод убеждения позволяет добиваться добровольного и осознанного принятия военнослужащими социальных и военно-профессиональных требований, превращения их в мотивы служебной деятельности.
Важное место в ИВР занимает метод упражнения. Его реализация предполагает такую организацию повседневной жизнедеятельности военнослужащих, которая позволяет им накапливать опыт правильного поведения, формировать военно-профессиональные и личностные качества. Основными условиями достижения результативности метода упражнения являются: а) соблюдение уставного внутреннего порядка в воинской части (подразделении), точное выполнение распорядка дня; б) добросовестное выполнение воспитателями служебных обязанностей; в) высокая требовательность со стороны командиров (начальников) к военнослужащим в сочетании с повседневной заботой о них.
Суть метода поощрения в ИВР заключается в использовании воспитателями средств морального и материального стимулирования военнослужащих с целью побуждения их к формированию и развитию у себя позитивных личностных качеств и привычек поведения. Ведущими средствами реализации метода поощрения являются: виды морального и материального поощрения, предусмотренные ДУ ВС РФ; поощрительные слова, жесты, мимика, оценочные суждения воспитателя; выделение поступков воинов в качестве образцов для подражания.
Для достижения эффективности метода поощрения воспитателю необходимо соблюдать следующие условия: а) обеспечивать обоснованность и справедливость поощрения. Незаслуженные поощрения негативно влияют как на поведение воина, к которому применяются меры поощрения, так и на морально-психологический климат воинского коллектива, в котором служит поощряемый; б) поощрение должно применяться за высокие результаты, достигнутые воспи-туемым в основных видах деятельности: учебе, службе, общественной работе, спорте; в) поощрения использовать оперативно; г) разнообразить меры поощрений, последовательно их наращивать по мере роста успехов подчиненных; д) соблюдать гласность, открытость, торжественность ритуала поощрения.
Исключительно важным в ИВР является метод примера. Он предполагает целенаправленное и систематическое воздействие на воинов силой положительного примера и формирование у них образца для подражания. При реализации данного метода в практике воспитания офицерам предлагается использовать следующие средства: примеры из жизни выдающихся государственных, общественных, военных деятелей; примеры подвигов национальных героев; примеры из истории отечественных и мировых войн; героические примеры участия военнослужащих в локальных войнах и конфликтах; примеры из области литературы, искусства; примеры служебной деятельности передовых воинов; личный пример прежде всего непосредственного командира (начальника).
В случае применения всего комплекса вышеперечисленных методов ИВР и при отсутствии воспитательного эффекта от их использования офицер имеет право реализовать метод принуждения как крайний способ воспитательного воздействия. Он представляет собой систему дисциплинарно-педагогических мер, которые используются с целью изменения поведения воина, побуждения к добросовестному выполнению своих обязанностей.
Основными средствами метода принуждения являются: категорическое требование; напоминание об обязанностях военной службы; предупреждение о возможном привлечении к дисциплинарной или уголовной ответственности; обсуждение проступка на собрании воинского коллектива; привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности. Использовать эти средства необходимо осмотрительно, в зависимости от характера проступка, обстоятельств его совершения и возможных последствий, с учетом прежнего поведения воина, продолжительности его службы в части (подразделении) и других особенностей.
Такова общая характеристика системы методов ИВР. Еще раз подчеркнем, что все они тесно связаны друг с другом.
Таким образом, ИВР в подразделении — это сложный, противоречивый и творческий процесс формирования у военнослужащих качеств личности и привычек поведения. Суть ее заключается в том, что на основе изучения особенностей каждого военнослужащего, реализации индивидуального и личностного подходов воспитатели оказывают целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих. При этом они комплексно используют различные методы, приемы и средства воспитания.
Человек — это тайна Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потратил время
Ф. ДОСТОЕВСКИЙ
Практика воспитательной работы в воинских частях и подразделениях свидетельствует о том, что ее эффективность во многом зависит от умения командиров (начальников) изучать и учитывать индивидуальные особенности тех, кого они воспитывают. При этом реализация принципа индивидуального подхода в воспитательной работе с военнослужащими способствует повышению уровня боевой готовности, качества боевой и общественно-государственной подготовки, созданию в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки.
Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) — это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей (командиров, начальников) на воспитуемых (различных категорий военнослужащих), осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.
Отличительной чертой индивидуально-воспитательной работы является то, что главное внимание воспитателей сосредоточено на изучении и учете индивидуальных особенностей военнослужащих Ее эффективность обусловлена степенью познания индивидуальности каждого воина, глубиной изучения его психики и личностных качеств ИВР предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных, с педагогической точки зрения, для каждого военнослужащего и конкретной ситуации наиболее эффективных форм, методов и средств воспитательного влияния. Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими преследует несколько задач, которые составляют ее содержание Основными из них являются. — формирующая, которая предусматривает целенаправленную выработку у воинов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению, — мобилизующая способствует созданию в сознании военнослужащего настроя на достижение целей, стоящих перед ним или воинским коллективом, — профилактическая позволяет формировать у воинов установку на недопустимость и предупреж- дение отклонений в их поведении, — развивающая характеризует ИВР с точки зрения ее возможностей по позитивному изменению интеллектуальных, физических и других личностных качеств военнослужащих;
— перевоспитательная задача связана с устранением отдельных негативных качеств личности воинов.
В процессе организации ИВР необходимо прежде всего изучить информацию биографического характера, что является одной из уставных обязанностей каждого командира (начальника) Практика показывает, что офицеру, прапорщику необходимо знать следующий минимум сведений о подчиненном’ фамилию, имя, отчество, время и место рождения, состав семьи, род занятий ее членов; в каких учебных заведениях обучался, где и кем работал; какой общественной деятельностью занимался, уровень физического развития, результаты в спорте, увлечения.
Эти и другие данные можно получить, изучив личное дело и другие документы военнослужащего, по возможности побеседовав с его родителями (родственниками), а также путем индивидуальной ознакомительной, беседы.
Любой вид воинской деятельности в своей основе имеет одновременно материальную и духовную стороны Вооруженное противостояние – это столкновение не только физических, но духовных, моральных сил противоборствующих сторон. И тот кто имеет моральное преимущество, тот в большей степени, при прочих равных обстоятельствах, вправе рассчитывать на победу.
С развитием средств, форм и методов борьбы роль морально-психологического фактора постоянно возрастает. Современная действительность вносит немало нового присущего сегодняшнему периоду развития России, ее Вооруженных Сил.
Внесение в сознание личного состава таких основополагающих моральных качеств, как патриотизм, любовь к своему народу, Отечеству, готовность защищать его с оружием в руках и пожертвовать собой во имя и свободы и независимости, верность конституционному и воинскому долгу, военной присяге, Боевому Знамени и боевым традициям своих предков должно осуществляться всеми воспитательными структурами, образовательными и информационными институтами.
Только на основе такой идеологии и такого отношения к Вооруженным Силам, к самой идее защиты Родины можно сплотить весь народ и армию, воспитать горячих патриотов России, готовых в любой момент встать на защиту Родины и самоотверженно отстаивать ее интересы. Поэтому общественно-государственная подготовка и информирование, выполняя эту задачу, являясь одной из сторон морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил становится одним из важнейших условий успешного решения задач, стоящих перед ее соединениями, частями, подразделениями.