71. Учебные занятия являются основной формой физической подготовки. Они являются обязательными для всех категорий военнослужащих. 72. Продолжительность учебных занятий составляет в воинских частях — 1-2 учебных часа (50-100 мин), в военно-учебных заведениях — 2 учебных часа (90 мин). 73. Учебные занятия проводятся в виде теоретических и практических занятий. 74. Теоретические занятия направлены на овладение военнослужащими необходимыми знаниями, предусмотренными программой обучения, и проводятся в виде лекций и семинаров. 75. Практические занятия являются основным видом учебных занятий и подразделяются на учебно-тренировочные и методические. 76. Учебно-тренировочные занятия, кроме марш-бросков, передвижений на лыжах, проводятся, как правило, в составе взвода, экипажа, расчета, эскадрильи (далее – взвод), учебной группы (не более 15 чел. на одного руководителя занятий). 77. Учебно-тренировочные занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. 78. На подготовительную часть занятия отводится 7-10 мин (10-15 мин — при 2-часовом занятии), при этом решаются задачи организации занимающихся и подготовки их организма к предстоящим физическим нагрузкам. 79. Для военнослужащих пятой и шестой возрастных групп продолжи¬тельность подготовительной части занятия увеличивается до 15 мин, заключительной — 10 мин. В процессе занятий ограничивается при¬менение физических упражнений, требующих большой физической силы и стати¬ческих напряжений, с резкими наклонами, а также вызывающих дли¬тельную задержку дыхания и натуживание. Подбор физических упражнений осуществляется с учетом направленности их на увеличение подвижности в суставах, гибкости и улучшения осанки. 80. Содержание подготовительной части составляют строевые приемы, общеразвивающие и специальные упражнения, которые подбираются в зависимости от содержания основной части занятия. Общеразвивающие упражнения включают потягивающие упражнения, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, всего тела, упражнения в парах и комплексы вольных упражнений, а также ранее изученные приемы и действия. Передвижение и перестроение подразделения для выполнения общеразвивающих упражнений производится в соответствии с положениями Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации. 81. Выполнение физических упражнений на месте и в движении начинается с исходного положения, которое принимается по команде «Исходное положение — ПРИНЯТЬ». Упражнение выполняется по команде «Упражнение начи-НАЙ». Для окончания выполнения физического упражнения на месте вместо последнего счета подается команда «СТОЙ», в движении подается команда «Упражнение — ЗАКОНЧИТЬ». Показ общеразвивающих упражнений, выполняемых на месте, производится руководителем стоя лицом (зеркально) или боком к обучаемым, а выполняемых в движении — навстречу строю. Сложные упражнения выполняются по разделениями. Например: » Наклониться, руки назад, делай — РАЗ; строевая стойка, делай — ДВА; присесть, руки вперед, ладонями вниз, делай — ТРИ; строевая стойка, делай — ЧЕТЫРЕ». После освоения физического упражнения по разделениям подается команда на его выполнение в целом «Упражнение — начи-НАЙ». 82. Для повышения интенсивности нагрузки в подготовительной части занятия ранее изученные физические упражнения выполняются одно за другим без пауз для отдыха по команде «Потоком, упражнение — начи-НАЙ». 83. Основная часть занятия проводится в течение 35-40 мин (65-85 мин — при 2-часовом занятии). В ней военнослужащие овладевают военно-прикладными двигательными навыками, совершенствуют их, развивают физические и специальные качества, воспитывают моральные и психические качества, добиваются боевой слаженности воинских подразделений, формируют умения действовать в сложных условиях. Содержание основной части занятия составляют физические упражнения, приемы и действия, предусмотренные программой по физической подготовке. 84. Основная часть занятия проводится, как правило, на трех учебных местах с последующей их сменой. На занятиях по гимнастике основная часть заканчивается комплексной тренировкой в течение 6-10 мин (10-20 мин при 2-часовом занятии). Выполнение физических упражнений на учебных местах организуется групповым или фронтальным способом. 85. При групповом способе подразделение по окончании подготовительной части выстраивается в колонну по три (четыре и т.п.). Командир взвода, указав учебные места, подает команду: «К местам занятий шагом (бегом) — МАРШ». По этой команде отделения выдвигаются кратчайшим путем к местам занятий, располагаются так, чтобы указанные места находились слева от строя, и обозначают шаг на месте. Затем по общей команде останавливаются и поворачиваются налево. Командир взвода подает команду: «К выполнению упражнений — ПРИСТУПИТЬ». Командиры отделений выходят на середину строя, поворачиваются лицом к подразделению, называют выполняемое упражнение и подают команду «ВОЛЬНО» (на занятиях по гимнастике: «Гимнастическую стойку — ПРИНЯТЬ»). 86. Для смены мест занятий руководитель подает команду: «Взвод, упражнение — ЗАКОНЧИТЬ». По этой команде занимающиеся прекращают выполнение упражнений и строятся в одну шеренгу. Смена мест занятий производится по командам: «Напра-ВО», «Для смены мест занятий шагом (бегом) — МАРШ». При первой смене указывается порядок перехода. 87. При фронтальном способе командир взвода по окончании подготовительной части определяет первое учебное место и подает команду: «К месту занятия шагом (бегом) — МАРШ». Взвод выдвигается кратчайшим путем к указанному месту, по командам руководителя останавливается и поворачивается налево. После выполнения упражнений подразделение переходит ко второму месту занятия, затем — к третьему и т.д. 88. Комплексная тренировка проводится с целью повышения плотности занятия, совершенствования у обучаемых физических качеств и военно-прикладных двигательных навыков. В ее содержание включаются изученные ранее программные упражнения, приемы и действия, а также упражнения на тренажерах, комплексные упражнения, подвижные игры и эстафеты. 89. На заключительную часть занятия отводится 3-5 мин (5-10 мин — при 2-часовом занятии). В ней наводится порядок на учебных местах, организм занимающихся приводится в относительно спокойное состояние и подводятся итоги занятия. Содержание заключительной части составляют ходьба и бег в медленном темпе, упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц. 90. Учебно-тренировочные занятия проводятся по разделам физической подготовки: гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, преодоление препятствий, ускоренное передвижение и легкая атлетика, лыжная подготовка, военно-прикладное плавание, спортивные и подвижные игры (или комплексно). 91. Учебно-тренировочные занятия по разделам физической подготовки проводятся по следующему примерному плану. 92. Комплексные учебно-тренировочные занятия направлены на повышение общей и специальной физической подготовленности военнослужащих. Они проводятся, как правило, в конце периодов обучения. 93. В содержание комплексных занятий включаются физические упражнения из двух и более разделов физической подготовки в различных сочетаниях.
Вначале отрабатываются упражнения на развитие быстроты, ловкости, затем — приемы и действия, связанные с тонкой двигательной координацией упражнения на силу и после этого — на выносливость. Конкретные варианты комплексирования упражнений определяются руководителями занятий в соответствии с периодами и задачами обучения, уровнем физической подготовленности военнослужащих и материальным обеспечением занятий.
94. Методические занятия подразделяются на учебно-методические, инструкторско-методические и показные. 95. Учебно-методические занятия направлены на формирование у военнослужащих навыков и умений, необходимых им для качественной организации и проведения мероприятий по физической подготовке. 96. На подготовительную часть учебно-методического занятия отводится 5-10 мин. В ней ставятся задачи и объявляются учебные вопросы, проверяется готовность военнослужащих к занятию, к проведению методической практики, определяются основные требования к качеству выполнения методических заданий, из числа наиболее подготовленных военнослужащих назначаются руководители занятия. Основная часть проводится в течение 35-40 мин (70-80 мин — в 2-часовом занятии). В ее содержание включаются методические задания, которые разрабатываются в соответствии с функциональными обязанностями командиров и начальников по организации и проведению физической подготовки. Методическая практика осуществляется под контролем руководителя занятия. В ходе практики применяются такие способы организации обучения, которые позволяют выполнять методическое задание максимальному количеству занимающихся. На заключительную часть отводится 5-10 мин. В ней подводятся итоги методической практики, оценивается уровень теоретической и методической подготовленности обучаемых, дается задание на самостоятельную подготовку. Разбор качества выполнения методического задания осуществляют военнослужащие с последующим заключением руководителя занятия. 97. Учебно-методические занятия со слушателями по вопросам организации физической подготовки могут проводиться в виде военно-специальных игр. 98. Инструкторско-методические занятия направлены на повышение знаний, совершенствование навыков и умений командиров подразделений в организации и проведении занятий по различным разделам физической подготовки и утренней физической зарядки. Продолжительность инструкторско-методических занятий — 2 учебных часа. 99. На подготовительную часть инструкторско-методического занятия отводится 5-10 мин. В ней ставятся задачи, объявляются учебные вопросы, проверяется готовность командиров подразделений к проведению инструкторско-методического занятия. Основная часть проводится в течение 80-90 мин. В нее включаются учебные вопросы, связанные с организацией и методикой проведения отдельных частей занятия или зарядки, методикой обучения упражнениям, приемам и действиям. Каждый учебный вопрос отрабатывается в такой последовательности: проверка теоретических знаний командиров подразделений, демонстрация методики его проведения с последующими комментариями по наиболее важным моментам организации методической практики и подведение итогов. На заключительную часть отводится 5-10 мин. Дается оценка теоретической, практической и методической подготовленности командиров подразделений к проведению предстоящих предметных и комплексных учебно-теоретических занятий или утренней физической зарядки. 100. С курсантами и слушателями военно-учебных заведений инструкторско-методические занятия проводятся по наиболее сложным темам методической подготовки. Как правило, они предшествуют учебно-методическим занятиям.
101. Инструкторско-методические занятия проводятся по следующему примерному плану.
102. Показные занятия направлены на демонстрацию образцовой организации и методики проведения различных форм физической подготовки, выработку у командиров единого подхода к применению эффективных средств и методов физической подготовки военнослужащих. К проведению показных занятий привлекаются лучшие методисты. Руководителем показного занятия является: в воинской части — начальник физической подготовки и спорта; в военно-учебном заведении — начальник кафедры (цикла) физической подготовки или его заместитель. Показные занятия организуются в соответствии с расписаниями учебных занятий и учебно-методических сборов. В подготовительной части (5-10 мин) объявляется тема, задача занятия, раскрывается его содержание. В основной части демонстрируется та или иная форма (раздел) физической подготовки с попутными комментариями руководителя показного занятия по эффективности применяемых средств и методов. В заключительной части (5-10 мин.) руководитель занятия отвечает на вопросы командиров подразделений и подводит итоги. 103. В целях повышения профессиональной работоспособности военнослужащих к действиям в темное время суток тренировки в выполнении физических упражнений необходимо проводить с постепенным усложнением условий: вначале — при слабой видимости (в сумерках), затем — в темное время на открытой слабопересеченной местности, после этого — на местности с более сложным рельефом. 104. В содержание учебных занятий, проводимых в темное время суток, включаются физические упражнения, приемы и действия, изученные ранее на занятиях в обычных условиях и необходимые для выполнения задач ночью: передвижение на местности, преодоление разнообразных препятствий полевого и городского типа, переноска тяжестей, рукопашный бой, переправы вплавь с использованием подручных средств и др. 105. В условиях жаркого климата в первые 1-1,5 месяца военной службы учебные занятия планируются на утренние часы и проводятся (первые две недели) с интенсивностью по частоте сердечных сокращений 140-160 уд./мин. В последующие две недели учебные занятия проводятся при температуре воздуха до +350С. Через каждые 5-7 мин непрерывной физической тренировки с интенсивностью по частоте сердечных сокращений 150-160 уд./мин предусматриваются перерывы для отдыха в тени продолжительностью 2-3 мин. В последующем учебные занятия проводятся при более высокой температуре воздуха и с большей интенсивностью. При этом продолжительность непрерывной физической тренировки каждую неделю повышается ступенчатым методом и доводится до 15-20 мин. Проведение учебных занятий в условиях воздействия высоких температур с личным составом, впервые попавшим в условия жаркого климата, должно сопровождаться медицинским контролем. 106. За 1-1,5 мес. до передислокации личного состава в горную местность учебные занятия должны быть направлены на выработку устойчивости организма к кислородному голоданию и на формирование навыков в преодолении горных препятствий, горных рек, воспитание психологической устойчивости при действии в опасных условиях. В содержание занятий преимущественно включаются: бег на короткие дистанции с задержкой дыхания; бег на средние и длинные дистанции с применением противогаза; марш-броски; выполнение физических упражнений на единой, специальной и горной полосах препятствий; спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам. 107. В первую неделю пребывания личного состава в условиях горной местности физические упражнения на выносливость применяются крайне ограниченно. В последующем в содержание учебно-тренировочных занятий включаются: упражнения по ускоренному передвижению, марш-броски, преодоление горных препятствий, приемы рукопашного боя, спортивные и подвижные игры. На учебных занятиях вначале пребывания в горах продолжительность подготовительной части увеличивается до 15-20 мин, в основной части делаются 2-3 перерыва по 2-3 мин для восстановления дыхания и контроля пульса. При наличии горной полосы и других специальных сооружений преодоление их сочетается с обучением навыкам преодоления естественных горных препятствий, горных рек, метания гранат сверху вниз и снизу вверх на точность. На каждом учебном занятии планируется обучение страховке и самостраховке. 108. В условиях низких температур учебные занятия на открытом воздухе проводятся при температуре не ниже минус 25оС, а в районах Крайнего Севера и Заполярья — не ниже минус 20оС. При более низкой температуре воздуха подготовительная часть проводится на открытом воздухе, основная и заключительная — в помещении. Время, отводимое на подготовительную часть занятия, в первый месяц зимнего периода увеличивается. На учебных занятиях применяются физические упражнения из всех разделов. Лыжная подготовка проводится только при благоприятных погодных условиях. Интенсивность физической нагрузки — средняя. Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков выполнения физических упражнений в утепленной одежде. Основная направленность тренировки — развитие выносливости и скоростно-силовых качеств. В дальнейшем (через 1 мес.), учебные занятия в основном проводятся комплексным методом, чаще они организуются вне помещений. Планируется концентрированное прохождение программы по лыжной подготовке. Упражнения на гимнастических снарядах и полосе препятствий выполняются групповым и поточным способами. В перерывах между подходами к снарядам (преодолением препятствий) выполняются общеразвивающие упражнения (наклоны, приседания, повороты, бег на месте и т.д.). Подходы к снарядам делаются ускоренным шагом. 109. При проведении учебных занятий применяются профилактические меры по предупреждению обморожения: занятия проводятся в защищенных от сильного ветра местах, определяется соответствующая форма одежды, устанавливается наблюдение военнослужащих друг за другом. 110. Физическая подготовка с личным составом, прибывающим для кратковременного выполнения профессиональных заданий в районах Крайнего Севера, планируется только в тех случаях, когда имеются длительные перерывы в выполнении этих заданий. В период полярной ночи тренировки носят профилактический характер и проводятся, как правило, в помещениях. При достаточной освещенности и благоприятных погодных условиях организуются и проводятся спортивные игры вне помещения. 111. Физическая подготовка военнослужащих в краткие сроки (15-20 дней) к действиям в особых условиях проводится с учетом характера и особенностей боевой деятельности подразделений. В содержание учебных занятий по физической подготовке включаются физические упражнения и действия, способствующие развитию специальной выносливости и формирующие навыки, необходимые для выполнения боевых приемов и действий. Тренировки, как правило, организуются в составе подразделения и проводятся в условиях, приближенных к боевой обстановке. Физические упражнения выполняются с постепенным усложнением обстановки (в различное время дня, в условиях ограниченной видимости, ночью, в условиях замкнутого пространства).
Критерием определения физической готовности является выполнение комплексов специальных упражнений, включающих элементы, имитирующие боевую деятельность, сопряженную с выполнением нормативов, дающих основание для определения степени подготовленности военнослужащих к боевой деятельности.
58. Методику физической подготовки военнослужащих составляет совокупность взаимосвязанных методов и методических приемов.
59. Методы физической подготовки — это определенные способы или пути решения какой-либо конкретной задачи по физическому совершенствованию военнослужащих. В процессе физической подготовки применяются различные методические приемы, представляющие собой отдельные звенья соответствующих методов физического совершенствования.
60. В процессе физической подготовки используются методы обучения, развития и воспитания.
61. Методы обучения направлены на формирование у военнослужащих прикладных двигательных навыков, приобретение теоретических знаний, привитие им организаторско-методических умений.
62. Обучение технике выполнения физических упражнений и формирование двигательных навыков включает: ознакомление, разучивание и тренировку.
Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного двигательного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, правильно его показать; объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение.
Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимающихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания:
- в целом – если физическое упражнение несложное, доступно для обучаемых или его выполнение по элементам (частям) невозможно;
- по частям — если физическое упражнение сложное и его можно разделить на отдельные элементы;
- по разделениям — если физическое упражнение сложное и его можно выполнить с остановками;
- с помощью подготовительных физических упражнений – если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.
Тренировка — закрепление у обучаемых двигательных навыков и умений путем их многократного повторения в различных условиях, а также поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств.
63. Ошибки, возникающие в процессе обучения физическим упражнениям, исправляются в такой последовательности:
- при групповом обучении: вначале – общие; затем — частные;
- при индивидуальном обучении: вначале – значительные; затем — второстепенные.
Предупреждение ошибок обеспечивается:
- четким показом и объяснением техники выполнения физических упражнений;
- правильным первоначальным разучиванием физических упражнений;
- использованием подготовительных физических упражнений;
- своевременной и качественной помощью и страховкой.
Предупреждение травматизма обеспечивается:
- четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;
- высокой дисциплинированностью военнослужащих, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма;
- своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;
- систематическим контролем за соблюдением установленных норм и правил безопасности со стороны руководителей занятий.
64. Методы развития направлены на совершенствование у военнослужащих физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшения антропометрических показателей.
65. Эффективность методов зависит от правильного сочетания объема и интенсивности нагрузки на занятиях по физической подготовке. Она должна соответствовать задачам и этапам обучения, уровню подготовленности и возрасту военнослужащих.
66. Под нагрузкой понимается дополнительная степень активности организма, связанная с выполнением физического упражнения, а также степень переносимых при этом трудностей.
Понятие «объем нагрузки» означает протяженность ее во времени и суммарное количество работы, выполняемой в процессе выполнения упражнения ( упражнений), а «интенсивность нагрузки» — напряженность работы и степень ее концентрации во времени.
Основными показателями объема нагрузки являются: время, затраченное на выполнение упражнения; метраж или километраж преодолений дистанции (в циклических и комбинированных упражнениях); общий вес отягощений (в упражнениях с тяжестями); пульсовая стоимость упражнения (суммарная прибавка частоты сердечных сокращений относительно исходного уровня).
Основными показателями интенсивности являются: скорость движения; скорость преодоления дистанции; разовый вес отягощения (в расчете на отдельное движение); пульсовая интенсивность упражнения (отношение пульсовой стоимости упражнения к его продолжительности).
При оценке интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений используется следующая градация:
- низкая — до 130 уд./мин;
- средняя — 130-150 уд./мин;
- высокая — 150-170 уд./мин;
- максимальная — свыше 170 уд./мин
Соотношение объема и интенсивности физической нагрузки при выполнении физических упражнений должно быть следующим: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, — чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем. Суммарный объем физической нагрузки оценивается по сумме времени, затраченного на все физические упражнения в течение отдельного занятия или ряда занятий (за неделю, месяц и т.д.).
Суммарная интенсивность нагрузки (моторная плотность занятия) характеризуется отношением времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятия (в процентах).
Величина физической нагрузки может определяться характером ее воздействия на организм занимающихся.
67. Повышение объема и интенсивности физической нагрузки на отдельном занятии достигается: сокращением времени на перестроения; краткостью и ясностью объяснений; увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений; регулированием продолжительности отдыха; выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком; применением круговой тренировки и соревновательного метода; использованием тренажеров, а также другого оборудования и инвентаря.
68. На занятиях используется индивидуальный подход к занимающимся, определяемый различиями в уровне их физической подготовленности. Он реализуется путем строгого нормирования нагрузки, подбора оптимальных по сложности двигательных задач и целесообразных способов выполнения физических упражнений или учебных заданий.
69. Для офицеров штабов и организаций Вооруженных Сил в распорядке дня предусматриваются физкультурные паузы длительностью 5-10 мин, проводимые через каждые 2-3 ч работы в специально оборудованных помещениях, оснащенных спортивными снарядами.
70. Методы воспитания направлены на формирование морально-психологических качеств у военнослужащих и повышение сплоченности воинских коллективов. Это обеспечивается:
- применением методов: убеждения, примера соревнования, поощрения, принуждения и воздействия коллектива;
- объективной оценкой изменений в воспитываемых качествах.
Воспитание психических качеств достигается:
- подбором физических упражнений, в которых психологические качества проявляются в наибольшей мере;
- применением рациональных методических приемов выполнения физических упражнений, способствующих воспитанию психических качеств.
45. Организация физической подготовки создает условия для непосредственного функционирования процесса физической подготовки военнослужащих и включает в себя: распределение ответственности и полномочий должностных лиц, регулирование и распорядительство, стимулирование.
46. Распределение ответственности и полномочий должностных лиц реализуется посредством определения обязанностей должностных лиц, участвующих в управлении и проведении физической подготовки в приказах, распоряжениях, инструкциях и положениях.
47. Регулирование и распорядительство осуществляются на всех уровнях и этапах процесса физической подготовки, направлены на координацию усилий должностных лиц, участвующих в управлении и проведении физической подготовки, и включают:
- корректировку планов и программ;
- оперативное внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие физическую подготовку и спорт;
- устранение условий и ситуаций, нарушающих ход процесса физической подготовки.
48. Стимулирование осуществляется командирами всех степеней в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, а также по линии общественных организаций воинской части в соответствии с нормативными документами, регламентирующими их деятельность.
49. Проведение мероприятий по физической подготовке военнослужащих включает три этапа: подготовку к проведению, непосредственно проведение, подведение итогов.
Подготовка к проведению включает определение сроков проведения; разработку плана и программы мероприятия и его обеспечение. Непосредственно проведение обеспечивает конкретное выполнение плана и программы мероприятия. Подведение итогов имеет целью обобщить положительные и отрицательные стороны проведенного мероприятия по физической подготовке.
50. Дни и время проведения учебных занятий, состав групп, руководители и порядок организации физической подготовки военнослужащих определяются приказом командира воинской части.
51. Контроль физической подготовки осуществляется командирами (начальниками), начальником физической подготовки и спорта и другими должностными лицами. Он должен быть направлен на изучение состояния физической подготовки и способствовать ее улучшению. В ходе контроля проверяются, анализируются и оцениваются:
- качество управления физической подготовкой;
- полнота и качество усвоения военнослужащими программ по физической подготовке;
- уровень физической подготовленности военнослужащих;
52. Контрольные занятия по физической подготовке проводятся по планам и программам, утвержденным соответствующими командирами (начальниками).
53. Условия и порядок проверки физической подготовки военнослужащих изложен в Требованиях по проверке и оценке физической подготовленности Вооруженных Сил Российской Федерации.
54. Учет физической подготовки должен отражать ее состояние и осуществляться: в воинской части — начальником штаба и начальником физической подготовки и спорта (на корабле — старшим помощником или помощником командира корабля); в батальоне — начальником штаба батальона; в роте — командиром роты; во взводе — командиром взвода.
В воинской части подлежат учету:
- учебные занятия по физической подготовке с военнослужащими по подразделениям;
- результаты проверок физической подготовки и смотров спортивной работы в подразделениях и воинской части;
- инструкторско-методические и показные занятия, учебно-методические сборы (семинары) со спортивными организаторами подразделений, тренерами и судьями по виду спорту;
- результаты спортивных и военно-спортивных соревнований на первенство воинской части, выступлений команд и отдельных спортсменов на соревнованиях вне воинской части;
- количество военнослужащих, награжденных нагрудным знаком «Воин-спортсмен» и спортсменов-разрядников;
- спортивные рекорды и достижения воинской части;
- наличие и состояние учебно-материальной базы по физической подготовке и спорту, спортивный инвентарь и имущество;
- справки-доклады о состоянии физической подготовки и спорта от подчиненных воинских частей и военно-учебных заведений.
55. В батальоне, роте, взводе и приравненных к ним подразделениях подлежат учету:
- все мероприятия по физической подготовке и спорту, предусмотренные документами планирования боевой подготовки;
- количество военнослужащих, награжденных нагрудным знаком «Воин- спортсмен», и спортсменов-разрядников;
- результаты выполнения личным составом физических упражнений и требований Военно-спортивного комплекса.
56. Результаты практических проверок по определению уровня физической подготовленности военнослужащих фиксируются в ведомостях и карточках учета результатов проверки, которые хранятся в штабе воинской части и в карточках учета.
Карточка учета заводится на каждого военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, со времени поступления его на военную службу и хранится в личном деле. В карточку учета заносятся результаты, показанные при первом заключении контракта (для курсантов военно-учебных заведений – результаты вступительных экзаменов) и данные о спортивной специализации и квалификации (на основании зачетных классификационных книжек спортсменов). В дальнейшем, учитываются все оценки, полученные военнослужащим по физической подготовке на ежегодных итоговых проверках, выполнение и подтверждение спортивных разрядов. В случае, когда воинская часть подвергается инспекции или другим оговоренным в настоящем Наставлении проверкам, в карточку учета вносятся результаты этих проверок.
57. По результатам каждого периода обучения (2 раза в год) начальник физической подготовки и спорта готовит и отправляет по команде справку-доклад о состоянии физической подготовки и спортивной работы в воинской части. В справке-докладе отражаются:
- уровень физической и спортивной подготовленности военнослужащих;
- уровень физической и спортивной подготовленности пополнения воинской части;
- состояние спортивной работы;
- наличие и состояние материальной базы;
- состояние обеспечения физической подготовки;
- укомплектованность кадрами и их качественная характеристика.
35. В соответствии с потребностями процесса физической подготовки осуществляется его обеспечение. Оно направлено на удовлетворение нужд воинской части и подразделений в материальных и финансовых средствах, а также на решение необходимых медицинских, научно-методических, информационных вопросов и подготовку руководителей занятий по физической подготовке и спорту. Обеспечение физической подготовки — это деятельность органов военного управления и должностных лиц по созданию и поддержанию условий эффективного функционирования и развития системы физической подготовки. Оно заключается в организации и осуществлении мероприятий, направленных на создание, совершенствование и эксплуатацию учебно-материальной базы, своевременное и качественное, материально-техническое, финансовое, медицинское, методическое, информационное обеспечение и подготовку руководителей. 36. Материально-техническое обеспечение физической подготовки включает: обеспечение воинских частей Вооруженных Сил табельным спортивным инвентарем, имуществом, тренажерами, специальной техникой и аппаратурой; строительство и оборудование спортивных сооружений и мест для занятий физической подготовкой в соответствии с примерным перечнем (прилож. № 2); содержание и ремонт спортивных сооружений, мест для занятий физической подготовкой, спортивного оборудования, инвентаря, имущества, аппаратуры и тренажеров. 37. Материально-техническое обеспечение осуществляется централизованно соответствующими главными и центральными управлениями Министерства обороны в соответствии с нормами снабжения, а также в установленном порядке на местах. 38. Капитальные строительство и ремонт объектов и сооружений спортивного назначения осуществляются в порядке, установленном в Министерстве обороны. 39. Финансовое обеспечение физической подготовки производится за счет средств, предусмотренных в сводной смете расходов Министерства обороны на физическую подготовку и спорт (ст. 21 Классификации расходов по смете Министерства обороны). 40. Дополнительным источником финансирования могут являться средства, получаемые в соответствии с действующим законодательством от оказания физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению, сдачи в аренду спортивных сооружений, проведения физкультурно-спортивных и зрелищных мероприятий. Эти средства планируются и расходуются в порядке, установленном в Министерстве обороны, на цели, предусмотренные в законе о федеральном бюджете на соответствующий год. 41. Медицинское обеспечение физической подготовки осуществляется специалистами медицинской службы в соответствии с Руководством по медицинскому обеспечению физической подготовки и настоящим Наставлением. Оно включает: проведение медицинских обследований (осмотров) военнослужащих для определения уровня допустимых для них физических нагрузок с учетом физического развития и функционального состояния организма; распределение военнослужащих по группам физической подготовки с учетом возраста и состояния здоровья; участие представителей медицинской службы в планировании и проведении мероприятий по улучшению физического развития и укреплению здоровья личного состава; привитие военнослужащим навыков личной и общественной гигиены и самоконтроля; проверка санитарно-эпидемиологического состояния спортивных сооружений и мест для занятий физической подготовкой и спортом, а также состояния спортивной одежды и инвентаря; контроль за соблюдением оптимальной дозировки физической нагрузки и санитарно-эпидемиологических требований при проведении занятий по физической подготовке; медицинское обеспечение сборных команд, учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований воинской части; разработка мероприятий по предупреждению травматизма на занятиях по физической подготовке и спорту; персональный учет военнослужащих, временно освобожденных от занятий и проверок по физической подготовке или переведенных в группу лечебной физической культуры, а также военнослужащих, имеющих избыточную и недостаточную массу тела; организация и проведение занятий с военнослужащими, включенными в группу лечебной физической культуры, и перевод их после выздоровления в основные группы. 42. Методическое обеспечение физической подготовки осуществляется офицерами — специалистами физической подготовки и спорта при активном участии специалистов других служб. Оно включает: обобщение и распространение передового опыта организации и проведения физической подготовки; разработку рекомендаций по улучшению физической подготовки военнослужащих, обеспечение руководителей физической подготовки необходимыми методическими пособиями; оказание помощи командирам подразделений в проведении занятий по физической подготовке и спортивных мероприятий; методическое руководство самостоятельной физической тренировкой военнослужащих; организацию работы методического класса (кабинета) по физической подготовке и спорту; 43. Информационное обеспечение физической подготовки включает: формирование банка данных по вопросам физической подготовки и спорта в Вооруженных Силах, в целом по России и в зарубежных странах; сбор и обобщение информации о передовых методиках, используемых в физической подготовке и доведение ее до сведения командиров подразделений и руководителей; информирование военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил о содержании издаваемых в стране нормативных правовых актов по вопросам физической культуры и спорта, требований приказов и директив Министра обороны Российской Федерации по данному вопросу; разъяснение личному составу важной роли физической подготовленности военнослужащих и ее влиянии на боевую готовность войск (сил); популяризацию, в том числе через средства массовой информации Вооруженных Сил, достижений военнослужащих-спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях; оформление наглядной агитации, отражающей состояние физической культуры и спорта в стране, вопросы физической подготовки и спортивной работы в Вооруженных Силах, воинской части, подразделении; пропаганду роли физической культуры и спорта, здорового образа жизни и их значение в профилактике и искоренении вредных привычек. 44. Подготовка руководителей занятий должна обеспечивать повышение организаторско-методического мастерства. Она осуществляется на теоретических, методических (учебно-методических, инструкторско-методических, показных) занятиях, инструктажах и в процессе самостоятельной подготовки по предлагаемой тематике.
Продолжительность теоретического и показного занятий составляет, как правило, 1 ч., инструкторско-методического — 2 ч.