Военные страницы Статьи военной тематики

Большую роль в общении имеют манеры поведения и жесты. Жесты помогают передать мысль, они являются определенными символами. И для того, чтобы достичь желаемого эффекта, важно позаботиться не только о точности (отточенности) движений, а также об их целесообразности, корректности и непринужденности. Однако нередко возникают ситуации, когда жесты употребляются неправильно, «в противофазе» со своим смыслом, либо когда остаются непонятными. В результате цели общения не достигаются. Чтобы избежать этого, необходимо ознакомление со словарем жестов.

         Условно жесты разделяются на следующие группы: иллюстраторы, регуляторы, адапторы, эмблемы и аффекторы. Иллюстраторы — это жесты, подкрепляющие сообщение. Среди них, прежде всего, выделяются указатели, например, «указующий перст», пиктографы, то есть картинное изображение предмета сообщения: «Вот такого размера!», идеографы, то есть движения руками как бы соединяющие отдельные воображаемые предметы вместе, жесты-биты, то есть различные отмашки, подкрепляющие намерения говорящего (например, стук по столу).

         Жесты-иллюстраторы очень наглядны и хорошо понимаются слушателями. Однако докладчику следует помнить о том, что сильные размахивания руками, наклоны и раскачивания могут раздражать аудиторию. Всегда воспринимается негативно «указующий перст», ибо он ассоциируется с авторитарными чертами характера. Фотографии руководителя с «указующим перстом» используются в прессе для формирования негативного образа данного человека.

         К регуляторам относятся улыбка, кивок головой, направление взгляда, целенаправленные движения руками. Эти жесты сигнализируют об отношении говорящего к собеседникам и могут свидетельствовать о том, что мысль закончена и теперь могут быть высказаны возражения. Утвердились определенные штампы-регуляторы. Ладонь вытянутой руки, обращенная в аудиторию, означает: «Подождите!». Ладонь, опущенная вниз: «Я сейчас объясню!». Ладонь, поднятая кверху: «Вот как надо!». В набор регуляторов входят такие движения, как поглаживание волос, прилаживание галстука, пауза молчания и т.п. При спокойном состоянии докладчика регуляторы имеют естественное выражение. Однако при возбуждении, когда говорящий может непроизвольно теребить волосы, одергивать одежду, хвататься за галстук, эти жесты могут вызывать негативную реакцию у окружающих.

         Жесты-адапторы объединяют три группы специфических движений рук: а) почесывание, подергивание отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания слушающих; в) поглаживание, перебирание каких-то предметов (карандаша, пуговиц, ключей и т.д.). Чаще всего эти жесты являются привычками, от которых необходимо избавляться, поскольку слушателями они воспринимаются негативно. Представим себе в этой связи ситуацию, при которой курсант отвечает на экзамене, а сам теребит пуговицу или мнет в руках бумагу. Ясно, что такой жестикуляцией он создает о себе не самое лучшее мнение.

         Жесты-эмблемы предназначаются для замены слов или фраз. Так, например, сжатые вместе по манере рукопожатия руки, выставленные на уровне груди, означают приветствие, поднятые над головой — означают прощание. Важно иметь в виду, что у американцев этот же жест-»прощание» является символом победы. Жесты несут в себе национально-психологический отпечаток и, поэтому, требуется осторожное применение эмблем в различных общностях.

         Жесты используются и для обозначения вполне определенной межличностной позиции, своего отношения к собеседнику. Искренность намерений символизирует раскрытые руки (ладонями вверх). Итальянцы при волнении кладут ладони на грудь, говоря при этом: «Что ты от меня хочешь?». Пожимание плечами может дополнить этот жест, и актеры используют это сочетание для того, чтобы обозначить открытую натуру персонажа.

         Изменение расположения рук, перевод их за спину или упрятывание в карманы свидетельствуют в одних случаях о чувстве настороженности, в других — чувстве вины. При возникновении угрозы личности чаще всего в конфликтной ситуации руки скрещиваются на груди. Этот жест выражает оборонительную (защитную) позицию и встречается в повседневной жизни довольно часто.

         Красноречивым дополнением к этому символическому содержанию жеста относятся денные психологических исследований, согласно которым по этому жесту можно осуществлять диагностику стиля мышления человека. Если правая рука накрывает левую, то это свидетельствует о «левополушарном» мышлении, которое характеризует склонность к последовательно-аналитической познавательной деятельности. Если левая рука накрывает в этом жесте правую, то это свидетельствует о «правополушарном» мышлении, которое характеризует склонность к непосредственно-чувственному, образному восприятию действительности.

         Практический совет по использованию жеста скрещенных рук состоит в том, чтобы пересмотреть свою линию поведения, когда видим, что собеседник скрестил руки (то есть, принял защитную позицию). Конечно, если задача стоит в налаживании с ним взаимопонимания, а не демонстрации противоборства. Дополнительная информация о психическом состоянии данного человека может быть получена, если обратить внимание на пальцы рук. Если они сильно сжаты в кулаки или вцепились в бицепсы, то это говорит о состоянии психической напряженности.

         Жесты, выражающие отношения субординации, наблюдаются в повседневных контактах сослуживцев, при взаимодействии со старшими и младшими. Обычное приветственное рукопожатие несет в себе разный смысл в зависимости от поворота руки. Так, например, превосходство выражается тем человеком, который протягивает руку с ладонью, обращенной вверх. Поэтому корректно подавать руку при встрече так, чтобы ладонь лежала в вертикальной плоскости. Широко расставленные руки с опорой на края трибуны — типичная демонстрация докладчиком своего превосходства, поэтому этот жест неуместен в общении с любой аудиторией.

         Еще одна важная особенность пространственной позиции. Нельзя ни стоять рядом, ни нависать над собеседником, когда тот сидит, поскольку это заставляет его почувствовать себя маленьким и зависимым. А это многих людей угнетает и нервирует. Еще один жест, выражающий уверенность и превосходство или пренебрежительное отношение: одна рука небрежно засунута в карман куртки, кителя или брюк (большой палец остается снаружи). Воздержание от этого жеста поможет показать уважение к собеседнику. Когда начальник сжимает пальцы в кулак и держит согнутую в локте руку при инструктаже, докладе, то тем самым он демонстрирует свою власть, подчеркивает важность сказанного либо предвещает неблагоприятный ход событий. Как правило, такая жестикулировка сопровождается суровым выражением лица.

         Если человек хочет скрыть истинные свои чувства и мысли, а говорит только то, что от него ожидают услышать, то непроизвольно старается прикрыть левой рукой рот до начала или во время высказывания. На неискренность указывает и несогласованность жестов: например, улыбка и скрещенные на груди руки. Наблюдая такое явление, человек подсознательно чувствует, что с ним пытаются играть в прятки.

         Существует ряд жестов, которые выражают сомнение. Обычно это потрагивание или легкое потирание носа указательным пальцем. Этот жест моментально проявится, стоит лишь задать юноше вопрос, на который ему трудно ответить. Но и опытные ораторы используют этот жест, когда они не уверены в реакции слушателей. Другие разновидности этого жеста — сомнения — потирание за ухом или перед ухом указательным пальцем во время обдумывания ответа или потирание глаза. В этой связи важно понимать, что эти жесты могут носить нежелательный демаскирующий характер, в тех случаях, когда человеку необходимо продемонстрировать свою компетентность и уверенность (например, при сдаче экзамена).

         Для приобретения необходимых навыков устойчивого и беглого распознавания «бессловесных» сообщений, закодированных в жестах и телодвижениях, целесообразно ежедневно выделять 10 минут для специального целенаправленного «чтения». При этом любая встреча, собрание или занятие представляют собой хороший полигон для наблюдений. В этих же интересах можно использовать телеэкран (особенно программы с интервью и дискуссиями). Попробуйте понять, что происходит, следя только за изображением. Через каждые 5 минут можно включать звук, чтобы сравнить «речевое» сообщение и «прочитанные» жесты. При этом существенное внимание необходимо уделять анализу согласованности жестовых групп. Понимание этих взаимосвязей позволяет более точно выявить позиции общающихся людей.

         Упражнения для сбрасывания «зажимов» лица. Предназначаются для контроля тонуса мимической мускулатуры, сохранения выражения лица, которое наиболее благоприятно для общения и для удержания положительных эмоций.

         1) Гимнастика рта: а) улыбнуться широко — изобразить «улыбку до ушей». Еще шире! Задержите! Расслабьтесь — повторить 2 раза; б) сжать зубы вместе как для поцелуя. Очень крепко! Еще крепче! Максимально плотно и крепко! Расслабьтесь. Распустите мышцы вокруг рта, еще более и более расслабляйте их! — Повторить 2 раза.

          2) Гимнастика глазных мышц: очень крепко закрыть глаза (как будто попало мыло). Очень крепко! Еще крепче! Задержите! Расслабьтесь. — Повторить 2 раза.

          3) Гимнастика для мышц лба: максимально высоко поднимите брови (глаза при этом должны быть закрыты). Как можно выше! Еще выше! Очень высоко! Задержите! Расслабьтесь. Сделайте паузу на несколько мгновений, чтобы почувствовать полное расслабление лица. Ощущения расслабленности надо удерживать в памяти. Проверяйте, насколько хорошо разгладились морщинки на лбу. Для этого можно слегка раз-другой погладить по коже лба ладонью руки. — Повторить 5-6 раз.

          Тренировка выражения лица перед зеркалом. Эти упражнения способствуют выработке навыков сознательного управления мимикой...

Восприятие подчиненного — это только одна сторона общения. Не менее важно — как сам офицер строит свои отношения с подчиненными. Наиболее распространенной формой такого взаимодействия является речевая коммуникация, в ходе которой осуществляется уточнение ситуации, постановка задач, получение обратной связи о ходе выполнения работы. Рассмотрение «технологии» речевого воздействия и практическая тренировка позволяют вооружиться некоторыми навыками общения в различных ситуациях воинской службы. Однако важно не только что и как говорить, но и чем сопроводить свою речь. В этой связи возникает очень сложная задача — обеспечение гармоничного сочетания содержания речи с выражением лица, жестами и телодвижениями.

         В этом комплексе элементов, образующих любой акт общения относительно самостоятельное значение имеет выразительность формы одежды. Некоторым сержантам кажется, что поддержание чистоты одежды, ее подгонка по фигуре, блеск обуви, строгое размещение знаков воинской доблести — дело не очень важное, порой утомительное и нудное. Для преодоления подобных взглядов офицеру-воспитателю потребуется разъяснить сержантам глубокий смысл приведения формы одежды в полное соответствие с уставными нормами. Ведущим мотивом поддержания сержантом образцового внешнего вида должно стать понимание того, что внешняя эстетическая выразительность создает положительное впечатление о человеке, дает ему как бы дополнительное средство для успешности взаимодействия на службе, в процессе учебы, в общественно-политической сфере и на досуге.

         В этой связи уместно привести примеры из жизни А.В.Суворова, в бытность его солдатом Преображенского полка, когда он уделял много времени отработке строевых навыков. Известен такой факт. Находясь на посту в карауле Зимнего дворца, юный Суворов настолько четко и красиво выполнил прием отдания чести с оружием, что императрица Екатерина II решила поощрить солдата. Она протянула Суворову серебряный рубль и сказала: «Возьми за службу!». Однако Александр отказался принять деньги, поскольку это противоречит уставу. И тогда государыня, оценив по достоинству действия караульного, наклонилась, положила рубль к его ногам и сказала: «Сменишься с поста — возьмешь!». Эту награду за личное прилежание Суворов хранил всю жизнь и ценил ее выше многих других наград.

         Заканчивая тему о внешнем виде, правомерно подчеркнуть, что застегнутые пуговицы — не голое требование устава. Гармония формы имеет непреходящее значение в том, что она обеспечивает официальность и четкую представительность человека, взявшего на себя определенные обязательства перед обществом. Непонимание этого особого значения строгости соблюдения правил ношения военной формы может иметь место у офицеров, поэтому важно поднимать уровень их культуры и вырабатывать сознательное стремление к опрятности и подчеркнутой строгости поведения в официальной обстановке.

         Среди признаков, по которым окружающие судят о человеке, большую информационную нагрузку несут изменения выражения глаз, движения губ, бровей, рук, ног, шеи и плечевого пояса. Каждый из этих признаков имеет свой код, расшифровка которого осуществляется нередко на подсознательном уровне. И в случае несоответствия мимической реакции или жеста реальному состоянию человека (а такое явление часто возникает при низкой технике эмоционального самовыражения) может возникать недопонимание или провоцироваться конфликты во взаимоотношениях.

         Особое значение имеет выражение глаз. Недаром они считаются зеркалом души. К.С. Станиславский считал, что «разговор глаз» является наиболее ценным способом общения, поскольку взгляд передает многое из того, что трудно или невозможно передать словами. Он подчеркивал, что «лучеиспускание» позволяет передавать самые сложные ощущения и тонкие чувства. Однако эти явления очень сложные.

         Психологи отмечают наличие многих противоречий в процессе общения. Как правило, отведение взгляда в сторону или вниз от собеседника вызывает у него чувство недоверия. Но и тогда, когда человек испытывает смущение при обращении к другому с просьбой, то чаще всего он непроизвольно опускает глаза вниз. Однако отведенный вниз или в сторону взгляд, прежде всего, вызывает у собеседника настороженность. Поэтому для оптимизации общения важно учитывать эти особенности обоим участникам контакта. С одной стороны, требуется забота о четкой выразительности движений глаз, а с другой стороны — необходимо знать о неоднозначности смысла «косого взгляда», который далеко не всегда выражает злонамеренность.

         Если же у собеседника недостаточно развита способность к пониманию эмоционального состояния другого человека, то он может последовать взглядом туда, куда смотрит проситель и это тоже нарушит взаимопонимание. Управление устремленностью взгляда является сложным процессом. Знание характерных нюансов позволяет предметно использовать их в общении. Так, например, отведение взгляда на часы служит знаком на прекращение разговора. Заметив это движение, важно сделать соответствующие выводы и не задерживать собеседника сверх того времени, что необходимо для решения вопроса.        Нарушение взаимопонимания вызывает так же оценивающий взгляд, пристальное рассматривание каких-либо деталей лица, одежды, тела. Разрушают контакт как демонстративный, пронзительный, немигающий взгляд, так и отсутствующее выражение лица («пустые глаза»), отражающее безразличие к предмету разговора.

         Самое лучшее впечатление на окружающих производит умиротворенное, спокойное выражение лица. Однако это выражение служит как бы фоном, всякое же изменение в содержании речи должно находить выход в мимике. При выступлении на какую-то тему важно поддерживать постоянный контакт с преподавателем, товарищами, поэтому

нельзя отводить взгляд от аудитории, например, в окно. Менять направление взгляда целесообразно во время перехода к новой мысли. А пока она не завершена целесообразно смотреть в лицо собеседника (преподавателя, командира).

         Улыбка на лице, как правило, является признаком доброжелательности. Писатель В.Солоухин дает такое определение: «Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза — смотреть, находить, рот — поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся тоже. Душа «зябнет и каменеет».

         Соглашаясь со многим из этой фразы, нельзя не заметить существенную неточность по поводу собственной нужды человека в своей улыбке. Она, как установлено учеными, обладает и определенным потенциалом по созданию благоприятных внутренних предпосылок бодрого настроения, препятствует раздражительности. Грустное же выражение лица провоцирует формирование угнетенного, тревожного состояния. Характерная особенность психической саморегуляции в том, что если намеренно создавать радостное выражение лица, то через 10-15 минут возникает эмоция радости, если изобразить печаль, то приходит плохое настроение.

         Приветливое, доброе выражение лица нравится окружающим людям, вызывает по механизмам подражания ответную положительную реакцию, сочувствие, доброжелательное отношение. Однако важно понимать, что не всякая улыбка отражает радушие. Психологи различают около ста оттенков человеческой улыбки. Она может использовать для выражения иронии, снисхождения, пренебрежения, злорадства.

         При недостаточном развитии нравственной культуры молодой человек может усмехаться в тот момент, когда ситуация требует диаметрально противоположной реакции — проявления сострадания или хотя бы участия. Совершенно неуместна улыбка или смех, если сослуживец совершил ошибку при ответе на трудный вопрос или упал во время занятий по физической подготовке. Умение понять состояние человека и выразить ему сочувствие, поддержку можно и нужно развивать. Важнейшим условием при этом является повышение душевной чуткости и привычка смотреть на себя как бы со стороны. Чтобы постоянно следить за выражением лица, необходимо запомнить те мышечные ощущения, которые сопровождают каждое вполне определенное состояние (радость или иронию, благодарность или презрение).

         Наиболее простой прием — тренироваться перед зеркалом. Смысл этих тренировок в том, чтобы научиться поддерживать умиротворенное, благостное выражение лица. Специальные упражнения по произвольному напряжению и расслаблению мышц позволяет выработать умение как бы «бронировать» хорошее настроение и добиваться предельной выразительности мимики в различных ситуациях общения. При этом надо иметь в виду, что при естественной улыбке сокращается нижняя часть круговой мышцы глаза и при этом приподнимается нижнее веко. При вымученной, наигранной улыбке участвуют лишь мышцы губ, и это легко замечают окружающие. Вряд ли они нуждаются и в «дежурной» улыбке, за которой не стоит заинтересованное отношение.

Для того чтобы оценить эффективность слушания, можно воспользоваться несложным тестом. При ответах на следующие 10 вопросов пользуйтесь шкалой: всегда — 4 балла, часто — 3 балла, иногда — 2 балла, никогда — 1 балл.

1. Даете ли Вы собеседнику возможность высказаться, не перебивая его?

2. Обращаете ли Вы внимания на подтекст высказывания собеседника?

3. Стараетесь ли Вы запомнить, что говорит Ваш собеседник?

4. Обращаете ли Вы внимание на главные стороны сообщения?

5. Слушая собеседника, стараетесь ли Вы сохранить в памяти основные факты сообщения?

6. Обращаете ли Вы внимание собеседника на то, что вытекает из содержания сообщения?

7. Подавляете ли Вы желание уклониться в беседе от непривычных Вам вопросов?

8. Воздерживаетесь ли Вы от раздражения, когда собеседник высказывает противоположную точку зрения?

9. Стараетесь ли Вы удерживать свое внимание на сообщении собеседника?

10. Проявляют ли Ваши собеседники интерес к беседе с Вами?

Для оценки своего умения слушать просуммируйте баллы. Если набрали более 32 баллов — это отлично (при условии, если самооценка не завышена), 27-31 баллов — хорошо, 22-26 баллов — посредственно, менее 21 балла — безотлагательно необходимы тренировки.

          Тренировка умения слушать возможна в парах курсантов. Каждый заготавливает несложный пример на выполнение арифметических действий типа: (2+4-5+3)*3-6=? Зачитывая по очереди друг другу подобные примеры, они учатся сосредоточиваться на передаваемом сообщении.

          Два-три раза в день можно совершать «попутные тренировки в слушании». При этом нужно преднамеренно концентрировать максимум внимания на слушании преподавателя, офицера, участника передачи по радио или телевидению. Для самоконтроля задавайте себе вопросы: «В чем цель говорящего?, «В чем моя цель как слушателя?». При отвлечении внимания надо стараться вытеснять из головы все, что не относится к предмету сообщения, разговора. Если какие-то услышанные слова или идеи раздражают, то постарайтесь нейтрализовать их влияние, побыстрее забыть неприятное.

          Навыки слушания могут формироваться и на специальном практическом занятии в классе. Целью занятия является убеждение курсантов в возможности повышения качества восприятия учебной информации и взаимопонимания в отделении. На занятии важно обеспечить атмосферу состязательности. В этих интересах каждое учебное отделение может стремиться к первенству. Определяется «лучший слушатель».

         Суть упражнения в том, чтобы осуществить передачу определенного текста от одного сержанта к другому без искажений. Выделяются 3 этапа занятий. На первом этапе два отделения остаются в классе, а 1-е отделение выходит в коридор. Всем тем, кто находится в классе, раздаются карточки с текстом N1. Затем офицер приглашает в класс командира первого отделения и ставит ему задачу выслушать текст, запомнить и повторить его. Зачитывается текст N1, затем приглашается курсант 1-го отделения, и командир отделения передает ему содержание текста. Курсанты других отделений следят за ошибками и начисляют по 1 штрафному очку за каждую ошибку.

         Затем командир отделения садится в классе. Офицер повторяет текст N1 для вошедшего курсанта, и вся ситуация повторяется. При подготовке к занятию офицеру предстоит потренироваться в четкости произнесения сообщения с целью исключения типичных ошибок и повышения выразительности речи.

         При этом применяется метод логического скелетирования. Суть его в следующем. Во-первых, текст условно разделяется на смысловые группы. Для этого проводится расстановка логических пауз. Они должны быть различными по длительности. Во-вторых, в каждой фразе выделяются главные по смыслу слова и на них делаются логические ударения (увеличивается громкость, изменяется тон речи). В-третьих, создается образная перспектива сообщения за счет изменения темпа, ритма, высоты тона речи. При подготовке к упражнению руководителю важно придерживаться следующих правил:

1. Если в фразе есть противопоставления, то эти слова выделяются.

2. При сочетании двух существительных выделяются те, которые стоят в родительном падеже.

3. Всегда выделяются однородные члены предложения.

4. Прилагательные обычно не принимают на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется.

5. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения. При этом необходимо следить, чтобы ударение не падало на вспомогательные слова.

6. Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом.

7. При перечислении выделяются наиболее существенные моменты.

         Характерный элемент занятия — 2-х-целевой подсчет баллов. Тот сержант из 2-х отделений, который назовет большое количество ошибок, отмечается как кандидат в призеры личного первенства. Представителям первого отделения важно набрать как можно меньше штрафных очков за все отделение. В каждом отделении появляется также свой лидер. Абсолютный победитель получает титул «лучший слушатель взвода». Этот титул присуждается за лучшие результаты по двум направлениям практических действий: 1) умение заметить ошибки у других; 2) умение воспроизвести безошибочно услышанный текст. Определяется также победившее в командном первенстве отделение. На занятии каждым отделением отрабатывается один текст. Важно, чтобы варианты были равнозначны по сложности.

          Текст N1. Завтра в 7 часов 30 минут проведем строевой смотр подразделения. Привести в порядок форму одежды. Обмундирование не стирать, но обязательно выгладить, тщательно вычистить обувь. Будут проверены документы и проведена тренировка строевых приемов. Командирам отделений лично проконтролировать подготовку каждого подчиненного.

         Текст N2. При подготовке к экзаменам необходимы индивидуальные и групповые консультации. Кроме того, всему коллективу целесообразно разбиться на пары. При этом обучаемые задают друг другу вопросы и сверяют ответы по записям в своих конспектах. Заместителю командира взвода обеспечить прибытие на первую консультацию завтра в 15 часов.

         Текст N3. Собрание личного состава взвода проведем не в 20 часов, а в 18 часов 50 минут. Обсуждению подлежат: итоги учебы и общее состояние дисциплины. Командирам отделений подготовиться к выступлению. Каждый сержант должен получить оценку за старание и за достигнутый результат. Особое внимание уделить фактам взаимопомощи. Подвергнуть критике нерадивых.

         В заключение руководителю важно нацелить обучаемых на проведение попутных тренировок по целенаправленному развитию навыков восприятия речи. Эти упражнения позволят каждому приобрести важные для личности «человека-руководителя» умения: правильно понимать задания (в том числе и учебные), наиболее полно запоминать услышанное, выделять главное в сообщаемой информации. А это служит хорошей предпосылкой к выработке сложного умения логически мыслить, делать выводы и умозаключения. Опыт показывает, что небольшие затраты времени на приобретение данных частных умений полностью окупаются. При этом достигаются более высокие результаты в учебе и в практической жизни.

         Перцептивные навыки тесно связаны с развитием  наблюдательности офицера. Наблюдательность во многом зависит от психологической установки. Как правило, мы видим в человеке то, что хотим увидеть. Чтобы активизировать процесс формирования социально-психологической наблюдательности, каждому офицеру необходимо:

         во-первых, получить хотя бы минимум информации о взаимосвязи внешних проявлений и психических состояний человека, о мимике, жестах, позах, интонациях;

         во-вторых, приобрести опыт наблюдения и распознавания другого человека в процессе обучения и формировать устойчивые навыки наблюдения;

         в-третьих, довести эти навыки в повседневной практике до автоматизма и использовать этот канал информации без преднамеренного осознания.

         Важное значение имеет обучение офицеров умению «читать по лицам», что является своеобразным «инструментом» восприятия другого человека, его эмоционального состояния. Из большого разнообразия состояний, возникающих у военнослужащих, можно выделить следующие: 1) спокойное состояние при отсутствии психических нагрузок; 2) оптимальное состояние при повышении психических нагрузок (правильная реакция); 3) состояние перевозбуждения (заторможенности).

         Условия воинской службы благоприятствуют тому, что люди хорошо представляют индивидуальные особенности выражения эмоций у каждого члена коллектива. Однако недостаточно развитые навыки наблюдательности не позволяют большинству офицеров оперативно реагировать на изменения эмоционального состояния сослуживцев. В учебных целях разработана таблица характеристик для наблюдения и оценки эмоциональных состояний. Выделены 7 объектов для наблюдения: 1) общее выражение лица (рот, брови); 2) выражение глаз; 3) окраска кожи лица; 4) движение рук; 5) дыхание; 6) интонация высказываний; 7) особенности поведения. Типичные проявления эмоционального состояния офицера приводятся в таблице № 1.

         Наиболее успешно ведет наблюдение тот офицер, который обладает более развитым чувством сопереживания другим людям. Как правило, такой человек более тонко выражает и свои эмоциональные состояния.

По уровню развития навыков слушания офицеров можно условно разделить на три категории: 1) внимательные; 2) пассивные; 3) неуравновешенные. К первой категории относятся такие, которые относятся к говорящему с уважением и заинтересованы в том, чтобы понять его. При слушании начальника такой офицер старается сосредоточиться на полном понимании того, что излагается.        В преддверии или с началом разговора он внушает себе: «Я весь — внимание». В паузах между фразами проводит анализ услышанного, контролируя себя вопросом: «А правильно ли я понял?», «Тот ли вывод должен быть?». При появлении неясностей правомерно обращение к говорящему с просьбой: «Товарищ капитан! Извините, я не понял, что вы имеете в виду», «Пожалуйста, уточните это». Некорректно будет звучать в этой ситуации фраза: «Я вас не понял», произнесенная с раздражением.

         Для выяснения сути сказанного целесообразно воспользоваться и такими фразами: «Как я понимаю, Вы говорите, что…», «Другими словами, Вы считаете…», При получении какого-либо указания (распоряжения) для лучшего восприятия смысла правомерно повторить про себя сказанное начальником. В некоторых  случаях будет полезно сделать уточнение: «Если я правильно понял, надо…», «Надо понимать, что задание состоит в …».

         Внимание внешне выражается в позе, в направленности взгляда. Кивок головой, пожимание плечами — характерные жесты — легко воспринимаются собеседником. Все эти действия служат сигналами, позволяющими говорящему выдерживать свою линию, помогают ему достичь большей убедительности высказывания. При этом терпеливое выслушивание не означает равнодушного отношения.

         Пассивность офицера в слушании (второй тип слушателя) внешне может напоминать проявление терпеливости и сдержанности. Однако, когда молчание задерживается, то оно может погасить активность собеседника. В разговоре пауза в среднем не превышает 5-6 секунд. Мерилом здесь служит чувство меры. Если не чувствовать «затягивания» паузы, то у говорящего возникает мысль, что до него у собеседника нет дела. Полная расслабленность, снисходительный тон, выраженный пословицей: «Мели, Емеля, твоя неделя», недопустимы.

         Подобные реакции, конечно, вызываются разными причинами. Если это обусловлено усталостью, то необходимо принять меры по приведению себя в чувство. Простейший прием. Если почувствуете скованность в суставах, онемение мышц, то попробуйте плавно переменить позу. В каком-то случае правильно будет проявить инициативу и подыскать способ для перерыва в слушании. Можно сослаться на занятость или плохое самочувствие, сказав собеседнику: «Извини, есть срочные дела, давай перенесем наш разговор на завтра…» или: «Извини, что-то я сегодня не в форме для размышлений…».

         Третья разновидность поведения слушателя обусловлена привычками занимать ведущую позицию, повышенная критичность к высказываниям других людей, эмоциональная раскованность. Таким образом, следует иметь в виду, что, когда эмоции берут верх, то возможности разума ограничиваются. И в этом плане затрудняется восприятие информации. Не следует горячиться и тогда, когда вы встречаетесь с противоположной точкой зрения. Потерпите, дайте человеку выговориться. Взвесьте, как говорится, все «за» и «против». Может быть, и возражать не придется. Следите за позой. Не уходите ли вы «в сторону». Внешне это выражается в скрещивании рук на груди, в напряжении мышц тела. Эта поза воспринимается на уровне подсознания собеседником как свидетельство несогласия, и это препятствует взаимопониманию.

         В том случае, если готовность офицера к восприятию речевой информации невысока, возникают определенные ошибки слушания. В качестве типичных для молодых офицеров  ошибок, препятствующих восприятию информации, исследователи выделяют следующие:

1. Сосредоточение внимания на форме изложения, а не на содержании речи (вниманием словам, а не мыслям).

2. Заострение внимания на одном из пунктов в большом перечислении фактов и мыслей и не восприятие главного в излагаемом содержании.

3. Отключение внимания из-за усталости слушать, еще до того, пока не изложено самое существенное.

4. Отключение внимания от речи до того, когда она закончится (кажется, что хорошо знаем, о чем будет говориться).

5. Рассредоточение внимания на выполнение других дел (привычка слушать вполуха).

6. Направление внимания на особенности внешности и манеры поведения говорящего (смотрим, а не слушаем).

7. Приписывание словам говорящего и мотивам его поведения какого-то значения до того. как он выразит полностью свою позицию.

8. Неспособность сдерживать свое раздражение, что не дает сосредоточиться на предмете разговора.

9. Отвлечение внимания от содержания речи в паузах, которые появляются при медленном темпе изложения (в промежутках возникают побочные мысли).